» » Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова. Анализ стихотворения "Жди меня, и я вернусь" К

Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова. Анализ стихотворения "Жди меня, и я вернусь" К

День первый

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Изменив вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет…

Константин Симонов (первая строфа стихотворения) 1941 г.

Когда его просили рассказать об истории этого стихотворения, он был немногословен. Из письма Константина Михайловича Симонова читателю, 1969 год: "У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…"

На встречах с читателями Симонов не отказывался читать "Жди меня", но как-то темнел лицом. И в глазах его было страдание. Он будто падал в сорок первый год.

В беседе с Василием Песковым на вопрос о "Жди меня" устало ответил: "Если б не написал я, написал бы кто-то другой". Он считал, что просто так совпало: любовь, война, разлука, да чудом выпавшие несколько часов одиночества. К тому же стихи были его работой. Вот и проступили стихи сквозь бумагу. Так проступает кровь сквозь бинты.

Попробуем сегодня хоть отчасти воссоздать хронику тех дней, когда было написано "Жди меня". Для другого стихотворения это было бы не так и важно, но здесь - особый случай. "Жди меня" было написано на гребне той духовной волны, что поднялась в сердцах 22 июня 1941 года.

Пока армия пыталась хоть как-то задержать немцев, мальчишки, парни и мужчины шли в военкоматы. Прощались с любимыми. Не всегда говорили "Жди меня". Это и без того было в глазах, в воздухе.

Симонов пришел на сборный пункт сразу после выступления Молотова. У него за плечами - курсы военкоров при Академии имени Фрунзе. Там четыре недели учили тактике, топографии, один раз дали пострелять из ручного пулемета.

Поэт получает назначение в газету "Боевое знамя". Выезжает на фронт, а фронт катится ему навстречу. Редакцию свою он не находит. Какая уж там редакция из трех человек! - в то лето пропадали без вести целые полки.

Скитания под бомбежками, среди мечущихся беженцев, давка на переправах, ночевки в селах, где оставались одни старики. 12 июля под Могилевым Симонова и еще двух военкоров вынесло в расположение 388-го полка 172 стрелковой дивизии, которым командовал Семен Кутепов. Его бойцы умело, без паники сдерживали немецкие танки на своем направлении. В Москву Симонов возвращается с репортажем об этих вставших насмерть людях. Только после войны он узнает, что Кутепов и его полк погибли в том же июле 41-го. Обстоятельства до сих пор неизвестны. По документам министерства обороны полковник Кутепов и сегодня числится пропавшим без вести.

Репортаж Симонова печатают "Известия". Своего жилья в Москве у Симонова нет, и его приглашает к себе Лев Кассиль. Автор "Кондуита и Швамбрании" жил в Переделкине в доме номер семь по улице Серафимовича. Деревянная дача. На первом этаже - кухня, на втором - спальня и кабинет. Симонов, получив назначение в "Красную звезду", ждет на даче Кассиля, пока подготовят к командировке редакционный пикап. Тогда, в конце июля, он и пишет "Жди меня", отсылает Валентине Серовой. Вечером читает новые стихи Кассилю. Тот снимает очки, трет переносицу: "Ты знаешь, Костя, стихи хорошие, но похожи на заклинание… Не печатай сейчас… сейчас еще не пора его печатать…"

Симонов понял, что имеет в виду его старший товарищ: стихи похожи на молитву, поэтому их лучше никому не показывать. Но он все-таки решается показать стихи редактору "Красной звезды" Давиду Ортенбергу. Тот говорит: "Эти стихи не для военной газеты. Нечего растравлять душу солдата…".

Симонов прячет стихи в полевую сумку. Кассиль был прав: сейчас еще не пора. Но пройдет всего несколько месяцев и сталинское руководство начнет судорожно хвататься за все соломинки: за им же истерзанную Церковь, за "царские" офицерские погоны, за "безыдейную" лирику.

Впервые Симонов читает "Жди меня" в октябре, на Северном фронте, своему товарищу - фотокору Григорию Зельме. Для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставит дату: 13 октября 1941 года, Мурманск.

Потом Симонов вспоминал: "Я считал, что эти стихи - мое личное дело... Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке… мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение "Жди меня”, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека…"

5 ноября Константин Симонов читал "Жди меня" артиллеристам на полуострове Рыбачьем, отрезанном от остального фронта. Потом - морским разведчикам, которые берут его в рейд по тылам немцев. Перед этим Симонов, как положено, сдает документы и бумаги. Оставляет тайком лишь фотографию Валентины Серовой.

9 декабря 1941-го. Из утренней сводки Совинформбюро: "Наши войска вели бои с противником на всех фронтах". Симонов в Москве, его просят заехать на радио и прочитать стихи. По дороге на студию он встречает старых друзей и в результате опаздывает к началу эфира.

"Диктор читал уже третье из четырех собранных для этой передачи стихотворений, - вспоминал он позднее, - ему осталось прочесть только "Жди меня". Я показал диктору жестами, что читать буду сам, встал рядом, потянул у него из рук лист. Диктору осталось только объявить, что стихотворение будет читать автор".

Так 70 лет назад страна впервые услышала "Жди меня". Шли 171-е сутки войны. 4-й день нашего контрнаступления под Москвой. Наши войска освободили Венев и Елец.

День второй

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть -

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди, и с ними заодно

Выпить не спеши…

"Жди меня, и я вернусь…" Мы родились с этими строчками. В них - все, что предшествовало нашему появлению на свет: любовь, война, разлука, дальние места, желтые дожди…

С конца лета 1941-го Симонов - военный корреспондент "Красной звезды". Его талант ценят на самом верху. Туда же доходят слухи, что молодой поэт ищет смерти: лезет под пули. Сталин дает указание провести с Симоновым беседу. Секретарь ЦК А.С. Щербаков требует от военкора быть благоразумнее, тот обещает и тут же уезжает на передовую.

Живет Симонов прямо в редакции, ему дали комнату с койкой. В коридоре его, заросшего щетиной, останавливает редактор "Правды" Петр Поспелов: "Нет ли стихов?".

Есть, но не для газеты. Уж точно не для "Правды".

Но Поспелов не отстает, и Симонов отдает ему "Жди меня".

30 декабря Симонов просит у редактора "Красной звезды" отпуск на два дня - слетать в Свердловск, повидаться с родителями. Редактор дает добро. Симонов звонит маме Александре Леонидовне: "Завтра увидимся!.."

В два часа ночи приходит сообщение о начале десантной операции в Крыму. Редактор отменяет Симонову отпуск и отправляет его на аэродром.

Самолет уже начинает катиться по взлетной полосе, когда к нему подбегает корреспондент. Его затаскивают в штурманскую кабину и, не имея теплого летного шлема, он обмораживает в полете лицо.

Новый год встречает с бойцами 44-й армии. Керченско-феодосийская десантная операция закончится трагически. Морская пехота будет биться в окружении на ледяных крымских скалах и, не получив подкрепления, погибнет. Часть десанта уйдет в каменоломни.

А пока Симонов читает парням в черных бушлатах стихи. Они уже знают про "Жди меня", просят прочитать именно это. 9 января 1942 года Симонов возвращается из освобожденной (увы, всего на полмесяца) Феодосии. Его тут же посылают под Можайск, а в "Правде" вечером 13 января ставят в номер "Жди меня".

Симонов не знает об этом. Только вернувшись из Можайска, он видит в "Правде" за 14 января на третьей полосе заголовок: "Жди меня". Такой заголовок трудно не заметить: он самый крупный на полосе, хотя стихи занимают меньше всего места.

21 января Симонов отправляет подробное письмо родителям. О "Жди меня", как и вообще о самом личном, не упоминает и понятно почему: письмо диктовал стенографистке. Чтобы успокоить маму, а заодно отвлечь от грустных мыслей девушку-стенографистку, описывает свои фронтовые поездки в стиле Джером К. Джерома: "Немцами разбомблены шерстяные кальсоны и рубашка вашего сына и в дырявом виде заброшены на телеграфные провода. Сын ваш остался цел…"

Летом 1942 года в Ташкенте выходит сборник Симонова "Лирический дневник". Книжечка размером с внутренний карман гимнастерки. У "Жди меня" здесь другое название - "С тобой и без тебя". Быть может, автору хотелось этим вернуть сокровенность уже разлетевшимся по стране стихам. Чтобы любимая вновь прочитала их как письмо, адресованное только ей и никому другому: "Посвящается В.С.".

В книжке еще 14 стихотворений. Шесть из них - о любви. "Ты говорила мне: "Люблю", но это по ночам…", "Не сердитесь, к лучшему…", "Над черным носом нашей субмарины взошла Венера - странная звезда…", "Я, перебрав весь год, не вижу того счастливого числа…", "Если Бог нас своим могуществом после смерти отправит в рай…"

До войны за такие стихи могли отправить в колымский ад. И никто бы о них не узнал, кроме следователей. А в 1942-ом все, от бойцов до генералов, посылали в письмах женам и невестам симоновские строки: "Ожиданием своим ты спасла меня…" И все понимали, что "ожиданием", значит - молитвой. И летели навстречу женские строки: "Милый, я умею ждать, как никто другой…"

В 1943 году в Алма-Ате по сценарию К. Симонова и А. Столпера был снят фильм "Жди меня". В главной роли - Валентина Серова.

Из записок Геннадия Шпаликова (когда началась война ему было четыре года): "Там была пивная. Собирались там ребята из госпиталя.., в халатах байковых, синих. И на костылях… Вот из-за бочек пивных появился мальчишка… Был на нем ватник, хотя весна, и ботинки солдатские, а у ватника рукава подвернуты были. И запел, затанцевал: "Славное море, священный Байкал…" Это было, конечно, вступлением…

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди…

И тут он неожиданно выдал чечетку - взамен невеселых этих стихов…"

День третий

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: повезло!

Не понять не ждавшим, им

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил - будем знать

Только мы с тобой -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой!

Константин Симонов (третья строфа стихотворения) 1941 г.

Прошло пятнадцать лет после ухода Константина Михайловича Симонова (он умер, когда ему было всего шестьдесят три).

На календаре было 28 января 1995 года. В ту пору я работал в "Комсомольской правде". Утром на своем рабочем столе я нашел записку от Ярослава Кирилловича Голованова. В конце - приписка: "Если сможешь - приезжай: Переделкино, ул. Серафимовича-7".

Тогда мне этот адрес ничего не говорил. Это уже потом я узнал, что после смерти Л.А. Кассиля, в начале 1970-х годов, литфонд передал половину его дома талантливому молодому писателю, научному обозревателю "Комсомолки" Ярославу Голованову.

Поселившись в Переделкино, Голованов и не догадывался, что именно в его доме написано легендарное "Жди меня", хотя в 1960-е годы он общался и с Кассилем, и с Симоновым. А узнал Ярослав Кириллович об этой истории только в 1985 году, когда ему позвонила литературовед Евгения Александровна Таратута. Она, бывшая лагерница, много лет дружила с Кассилем. После ее звонка Ярослав Кириллович потрясенно записал в дневнике: "Стихотворение Симонова "Жди меня" было написано на даче Кассиля, а точнее, - в той комнате, где я теперь сплю - наверху в центре - в августе 1941 года, когда Симонов вернулся ненадолго с фронта и жил на даче у Кассиля. Серова и жена Кассиля с сыном уехали в эвакуацию, оба они были неприкаянные и это их сблизило…"

…Шел мутный снег, какой бывает в конце зимы, и я долго плутал в поисках седьмой дачи. Вдруг откуда-то меня окликнули. Ярослав Кириллович стоял на крыльце в одной рубашке навыпуск. Мне повезло, что в момент, когда я брел мимо, он вышел проверить почтовый ящик.

После чая мы поднялись на второй этаж по узкой деревянной лестнице. Я засмотрелся на удивительный стеллаж над диваном - все три или четыре полки были плотно забиты рабочими блокнотами. Их были сотни! Разноцветные и разноформатные, они были расставлены в идеальном, да еще и хронологическом порядке!

Я завистливо рассматривал это сокровенное хозяйство. Вот, оказывается, какой великий труд стоит за славой "космического журналиста №1".

Ярослав Кириллович сказал: "Посмотри лучше в окно".

Я подошел к окну. Ничего особенного: двор в снегу, покосившийся штакетник, ворона, нахохлившись, сидит на старой сосне.

Вот у этого окна в сорок первом году Симонов написал "Жди меня". Правда, тогда было лето…

Потом я еще много раз приезжал к Ярославу Кирилловичу, но больше мы к этой теме не возвращались. Теперь в этом доме живет кто-то другой. Знает ли он историю "Жди меня"? Подводит ли гостей к окну?..

Странно, что память о "Жди меня" до сих пор никак не увековечена. А ведь стихотворений, которые стали бы событием в жизни народа - их в русской поэзии всего несколько. По большому счету - одно.

В 2012 году исполняется 70 лет со дня публикации "Жди меня". Не обязательно ставить мемориальную доску (у нас нужны долгие годы, чтобы этого добиться). Пусть будет простой указатель на улице Серафимовича. Дом номер семь стоит как раз на пути от музея К. Чуковского к музею Б. Окуджавы.

На указателе можно написать: "В этом доме в июле 1941 года Константин Симонов написал стихотворение "Жди меня".

Еще хорошо бы добавить: "В разные годы здесь жили два великих романтика: Лев Кассиль и Ярослав Голованов".

На Первом канале много лет выходит передача "Жди меня". Константину Михайловичу не было бы за нее стыдно. Эта программа стала продолжением его личности - и как военкора, и как поэта, и как человека, до конца жизни помогавшего многим и многим людям.

Стихотворение «Жди меня» давно стало легендарным. Есть несколько версий его создания, но мы расскажем о той, которой придерживался сам автор. В июле 1941 года приехал в Москву после своей первой командировки на фронт. Он своими глазами увидел все ужасы первого разгрома советских войск, полную растерянность от внезапного наступления фашистов и нашу неготовность к предстоящей войне. В Москве он должен был пробыть два дня - ожидая, пока его переведут из газеты «Известия» в газету «Красная звезда». Друг отца, писатель Лев Кассиль, предложил пожить у него на даче в Переделкино. И вот там, 28 июля 1941 года, и было написано стихотворение «Жди меня».

Оно посвящено - и в этом нет никаких сомнений - актрисе Валентине Васильевне Серовой. Со временем стихотворение становилось все популярнее, и о том, что его адресат - конкретная женщина, перестали вспоминать. Более того, когда любовь прошла и отец разошелся с Серовой, особого желания сохранять верность этому посвящению у него не было. Поэтому в разных изданиях текст появляется то с посвящением Серовой, то без него.

Кстати, стихотворение было опубликовано не сразу. Давид Ортенберг, главный редактор газеты «Красная звезда», оказался совершенно не провидцем. Он был очень хорошим редактором, но со стихотворной сферой не сложилось. Ортенберг сказал, что «Жди меня» - очень интимное стихотворение и печатать он его не будет. В итоге отец два раза прочитал текст по радио, но опубликовали его гораздо позже. Спустя полгода после того, как было написано, 14 января 1942 года, стихотворение появилось на третьей полосе в газете «Правда» и сразу обрело невероятную популярность.

В 2015 году мы, дети Константина Симонова, обратились с проектом установки памятника отцу в

Война отразилась в сердце каждого человека болью и страданиями, и стала уроком для будущих поколений, а чтобы не забывались подвиги, до сих пор тема войны поднимается на уроках истории и литературы. Поднимали тему войны и писатели, особенно те, кому непосредственно пришлось столкнуться с тем ужасом, что несет с собой война. Одним из таких писателей был Симонов. Ему также пришлось пойти на фронт, он также рисковал своей жизнью ради свободы и независимости своей Отчизны. Много раз шальная пуля пролетала мимо, но он выжил и в этом, он уверен, помогла любовь его избранницы. Ей и посвятил свое стихотворение Симонов под названием Жди меня и я вернусь. этого стихотворения мы сегодня и сделаем.

Симонов Жди меня, и я вернусь…

Жди меня и я вернусь… писатель Константин Симонов написал в 1941 году, когда незадолго до повторной мобилизации, он приехал к другу в Москву. Там на даче в Переделкино и появилось на свет стихотворение, ставшее в последствии для солдат неким гимном, даже молитвой, которая помогала в битвах. Наверное в то время, у каждого солдата в блокноте был переписан данный стих и словами, взятыми из произведения, они обращались к своим родным и близким, когда писали им письма. Хотя, свою работу автор не сразу отдал в печать, ведь его он посвятил своей любимой избраннице Валентине Серовой, и считал, что оно слишком личное, чтобы представлять миру. Однако его знакомые настояли на том, чтобы стихотворение пошло в печать, ведь в нем очень нуждались сотни тысяч солдат и писатель согласился.

Анализ стихотворения Константина Симонова

Анализируя стихотворение Симонова, мы понимаем, что данная работа не обычная. Это настоящее послание, которое можно с легкостью причислить к любовной лирике. Каждая строчка — это обращение, которое может написать каждый солдат в письме к своей избраннице и Симонов написал. Он написал заклинание, призывая любимую ждать. Ждать и верить, что он вернется. Ждать даже в лютую зиму, в знойную жару, в любое время года. Писатель в стихе призывает женщину ждать даже тогда, когда все уже не будут верить в чудо, когда поднимут рюмки за упокой души. Нужно ждать, когда друзья устанут, когда уже всем надоест ждать.

В произведении Симонов призывает не отчаиваться, не терять надежду, верить до последнего, ведь именно эта вера помогает выживать и возвращаться домой каждому солдату. Именно ожиданием своим женщины спасают любимых от смерти. И как пишет писатель, он вернется всем смертям назло, потому что его умели ждать. И так должна поступать каждая женщина: ждать, верить, надеяться.

Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя почти 70 лет, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и именно между поездками туда создал это стихотворение, посвятив его своей любимой женщине – актрисе Валентине Серовой.

Как же произошло знакомство Симонова и Серовой?

Константин и Валентина познакомились в Театре имени Ленинского комсомола, где Серова играла в спектакле «Зыковы», идя по стопам своей матери Клавдии Михайловны Половиковой – провинциальной актрисы. Незадолго до этого Серова овдовела – погиб ее второй муж Анатолий Серов, от которого она и «унаследовала» фамилию, по которой мы сейчас ее знаем. Но это не остановило влюбленного 24-летнего начинающего драматурга Симонова, сидевшего в первом ряду и весь спектакль неотрывно следившего за игрой Валентины. Это был красивый, статный, темноволосый мужчина с темными усиками со слегка восточным типом лица. Серова позже вспоминала, что в тот вечер, каждый раз выходя на сцену, она чувствовала на себе его пристальный страстный взгляд. Даже в антракте он не сдвинулся с места, и Серова это видела из-за кулис. А после спектакля к ней в гримерку был доставлен огромный букет цветов с запиской, в которой незнакомец предлагал ей встретиться, когда она сама пожелает.

Серова никак не отреагировала на эту записку, но незнакомец продолжал появляться практически на каждом ее спектакле – и в конце концов взял ее «измором» - и после очередного букета с запиской Серова передала ему свой домашний адрес. А вскоре в Театре имени Ленинского комсомола была поставлена первая пьеса Симонова - «История одной любви» - где он описал их с Серовой историю.

Начало большой любви

Валентина Серова уступила Константину Симонову, сделав так, как хотел он, но не она. В их паре всегда он любил, а она позволяла себя любить, он целовал, а она подставляла щеку. Серова была ветрена, даже местами распутна, в ней не было и доли дипломатичности или сдержанности. За ней тянулся длинный хвост сплетен и слухов, в частности, о ее романе с маршалом Рокоссовским, якобы предоставлявшим ему личный самолет для полетов к нему на свидания. Вероятно, все эти слухи не были беспочвенными. Но это не мешало Симонову ее любить, а наоборот, подстегивало его. Их отношения очень хорошо описывает цитата современника Симонова Дмитрия Кедрина: «Она ничего от меня не желала, но самой желанной была…».

Серова действительно ничего не требовала от Константина Симонова: у нее были деньги, положение в обществе, замуж она не хотела. Поэт же, наоборот, хотел отдать ей всё: деньги, положение, свою свободу, он готов был терпеть все ее капризы, причуды, измены - лишь бы быть с ней. В Серовой как будто жили две разных сущности: тело, которым она распоряжалась с легкостью, и душа, завоевать которую Симонову так и не удалось. И, судя по стихам, посвященным ей, он прекрасно это видел:

Ты говорила мне «люблю»,

Но это по ночам, сквозь зубы.

А утром горькое «терплю»

Едва удерживали губы.

Валентина была музой Симонова, стихи, посвященные Серовой, он сложил в цикл любовной лирики «С тобой и без тебя», который был издан в 1942г. и принес ему известность. Очень показательно характеризует отношения Серовой и Симонова четверостишие из этого цикла:

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что милых так не называют,

За то, что все наоборот с тобой

У нас, моя беспутная, бывает.

Летом 1943 года брак Серовой и Симонова всё же состоялся. Они стали жить вместе, вели светскую жизнь, в их доме постоянно были гости, застолья и веселье. После войны Симонов быстро взлетает по карьерной лестнице, становится главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей, лауреатом Сталинской премии, депутатом Верховного Совета СССР. Теперь он пишет, в основном, заказные произведения, так не похожие на цикл «С тобой и без тебя». По долгу службы Симонов – частый гость за рубежом, его жизнь насыщена встречами с мировыми знаменитостями. Показателен случай 1946 года, когда Константин полете в Париж вместе с женой, чтобы вернуть на Родину Ивана Бунина. Это был не рядовой случай, потому что Серова обычно не летала с мужем. Но в этой поездке она, не изменяя себе, очаровала Бунина – и спасла его. Шепнув на ухо, чтобы он не смел возвращаться, потому что в СССР его ждет гибель! Иван Бунин остается во Франции…
Валентина Серова тоже развивалась и росла: играла в театре, снялась в фильме «Сердца четырех», получает звание заслуженной артистки и Сталинскую премию. 11 мая 1950 года, в день свадьбы и гибели Анатолия Серова, рождается дочь Серовой и Симонова Маша.

Но постепенно Валентина начинает попросту спиваться – в одинокие вечера без мужа, который вечно был в разъездах, он выпивала одну бутылку дорогого заграничного алкоголя за другой. В связи с этим не заставило себя ждать раннее старение. Когда Серова после рождения дочери начала играть в Малом театре, публика тоже это заметила. От былой красоты постепенно не оставалось ничего.
Муж первое время старался помочь Серовой – но это было бесполезно. Но видел увядание жены, и постепенно понял, что вместо былой красавицы, от которой мужчины сходили с ума, перед ним просто опустившаяся алкоголичка. В 1957 году они развелись, и Константин ушел к вдове своего фронтового друга. Прямо перед смертью Симонов изъял из своих сочинений все посвящения Серовой (оставив только перед стихотворением «Жди меня» буквы В. С.). Будучи в больнице, он попросил дочь принести ему огромное количество писем, написанных им бывшей жене, после чего уничтожил их все со словами: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом… Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… и самым большим горем…»

Серова всеми силами стремилась подняться, восстановиться в театре - но не смогла. Публика потешалась над ней, дочь не принимала пьющую мать, вернувшийся из колонии сын от первого брака Анатолий был неуправляемым, пил и хулиганил. Далее для Серовой начинается полнейший кошмар:

1966г. - смерть отца Валентины, который был единственным, что ее как-то приводило в себя и удерживало от роковых шагов. Серова уходит в запой.

1968г. – смерть Рокоссовского. Серова снова в запое.

1975г. – смерть 35-летнего сына Анатолия, который незадолго до смерти матери пробовал наладить с ней отношения. Но на порог квартиры его не пустил очередной собутыльник Валентины. На похороны сына Серова не пришла, зато опять ушла в запой.

В 1975 г. она умерла, причем это события даже не удостоилось первых полос газет. Только в одной газете – «Вечерняя Москва» - было опубликовано буквально пара строчек об этом. Симонов не пришел на похороны бывшей жены, но попросил положить на ее могилу 58 розовых роз.

Жди меня…

Когда-то у Симонова спросили, какова история создания этого знаменитого стихотворения? Ответ на это был следующим: «У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».

Серова, вдохновившая Симонова на, наверное, самое известное его стихотворение, сама ждать не умела…Поэтому Константин нарисовал для себя то, чего у него не было в реальности, но о чем он мечтал и тосковал. Как он сам говорил, «желтые дожди» в стихотворении – это выражение его тоски.

Создано это стихотворение было в период между 7 и 15 июля 1941г. – после первой поездки на Западный фронт и готовясь к новой – от редакции «Красной Звезды». Он находился на даче у Льва Кассиля и целыми летними днями, под пение птиц, писал стихи. Сам поэт говорит об этих днях так: «Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. ... На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. ... наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней. ... И вообще война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «...Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая...»

Изначально «Жди меня» писалось вообще не для печати – это было, скорее, личная исповедь, личное заклинание для себя. Впервые оно было прочитано десяти людям сразу уже на фронте, в Северной армии, поздней осенью. И стихи эти были как лекарство от тоски по женам и любимым девушкам, оставленным дома или в эвакуации. И только позже «Жди меня» уже было опубликовано.

Миллионы солдат выживали, благодаря этому стихотворению – и Симонов не исключение. Впоследствии поэт скажет: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

70 лет назад в газете «Правда» было напечатано стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно сразу стало очень популярным. А история его создания следующая.
Звезда советского кино, Валентина Серова (в девичестве Половикова), была широко известна по фильмам «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Жди меня», «Композитор Глинка» и др. В 1939 году она вышла замуж за известного летчика, участника войны в Испании, Героя Советского Союза Анатолия Серова. В этом же году Серов разбился при испытании новой авиационной техники, а Валентина родила сына, которого назвала Анатолием в честь погибшего мужа.
Чтобы забыться, все свое время Валентина старалась проводить в Театре имени Ленинского комсомола, где ее очень ценили и доверяли только главные роли. В 1940 году она начала играть в спектакле «Зыковы». Во время спектаклей в первом ряду постоянно сидел один и тот же молодой человек с букетом цветов. Это был начинающий поэт Константин Симонов. Ему было 24 года. Постепенно между ними завязался роман.
Началась война, Константин Симонов в качестве фронтового корреспондента уехал на фронт. В июле-августе 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», посвящен-
ное Серовой. По мнению Симонова это стихотворение было слишком личным и не предназначалось для публикации.
В конце 1941 – начале 1942 года Симонов неоднократно читал его друзьям и по их просьбам всё-таки согласился отдать это стихотворение в печать. Впервые оно было напечатано 14 января 1942 года. Солдаты на фронте переписывали это стихотворение и отсылали его женам домой.
В 1943 году был снят фильм «Жди меня», одним из сценаристов был К. Симонов, а главную женскую роль сыграла Валентина Серова.
Однако Серова не торопилась отвечать взаимностью Симонову. Да, Валентина принимала его ухаживания, но говорить «люблю» и становиться женой не торопилась. Весной 1942-года во время выступления в госпитале для высшего комсостава она познакомилась с генералом Рокоссовским и почувствовала, что влюбилась. Сильно, безумно, без оглядки на мнение окружающих, которые, разумеется, не упустили возможности посплетничать о верности той, которая «ждет». Будущий маршал на момент встречи с Серовой был свободен: его жена и дочь пропали без вести. Страстный роман известного военачальника, бывшего старше кинозвезды на двадцать один год, развивался на глазах у всех. Однако это не помешало
Симонову, конечно же, обо всем знавшему, сделать в 1943 году Валентине предложение, а ей принять это предложение и стать его женой. Что заставило ее так поступить, осталось загадкой.
Симонов и Серова производили впечатление счастливой семейной пары. В 1946 году Серова за одну из ролей в фильме «Композитор Глинка» получила Сталинскую премию, а в 1950 году родила дочь Машу.
Но совместная супружеская жизнь не складывалась, Валентина пыталась спиртным заглушить разлуку с любимым человеком. Через некоторое время Симонов и Серова развелись. Этот развод еще более усилил пристрастие известной актрисы к алкоголю. Дошло даже до того, что суд лишил Серову родительских прав, и Машу стала воспитывать бабушка - Клавдия Михайловна Половикова. Она навсегда запретила дочери встречаться с ребенком.
Разрыв с любимой женщиной сильно повлиял на судьбу К. Симонова. Лирических стихов он больше не писал, с дочерью Машей был нарочито сух, имя Серовой не произносил никогда. Все было кончено. У него был новый дом, новая семья, новая жена и дети. Только почему-то, когда Алла Демидова, готовясь к съемкам в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны» по сценарию Симонова, сделала себе грим Серовой, он разо-
злился не на шутку, разволновался, потребовал, чтобы Демидову сняли с роли. Так и случилось, эту роль сыграла Людмила Гурченко.
Прошло несколько лет. Серова числилась в штате Театра-студии киноактера, но работы там для нее не было. Она написала в Центральный Комитет, просила помочь ей устроиться в любой театр. В ответ – молчание.
10 декабря 1976 года Валентина Серова, которой исполнилось только 58 лет, покончила жизнь самоубийством. Симонов, отдыхавший в Кисловодске, на похороны не приехал, а только прислал 58 красных гвоздик. Но забыть Серову он не смог. Вот, что он сказал своей дочери за несколько дней до своей смерти: «Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни! И самым большим горем».
Подготовил Василий СМИРНОВ
К. Симонов
Жди меня, и я вернусь
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди.
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня,
Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло.
Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, -Просто ты умела ждать Как никто другой.