» » Что развивает моторику рук. Крупная польза мелкой моторики

Что развивает моторику рук. Крупная польза мелкой моторики

В данной статье мы рассмотрим предмет того, чем является мелкая моторика, способы её развития и то, какое значение она играет в развитии речи ребенка.

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.
Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Основные этапы развития моторных навыков руки

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Способы развития мелкой моторики

В качестве вариантов работы могут быть:

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

  • «Сорока-белобока...»,
  • «Ладушки-ладушки...»,
  • «Идет коза рогатая...»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
  • "Этот пальчик дедушка...” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.
Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

  1. Развивающие игрушки:

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Так же данный вид игр благотворно влияет на подготовку к школе (особенно в овладении письмом).

  1. Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие - это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);
  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны.
Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом. Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке.
В 10 месяцев катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.
С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.



Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.



Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.



Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.



Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.



Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.



Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.



Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

Многие мамы неоднократно слышали о том, что для малыша очень полезно регулярно выполнять упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук. Но мало кто из них знает, что такое мелкая моторика рук и для чего ее надо развивать. А также, какие именно упражнения и игры надо проводить с малышом для развития его моторики.

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек.

Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно. У детей с развитой моторикой лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь. Вы спросите, причем тут речь? Какая взаимосвязь между умением связно говорить и выполнять манипуляции с мелкими предметами? Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры на развитие мелкой моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более быстро становится внятной и разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем положительно повлияет на умение быстро и красиво писать.

Когда школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:

  • умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
  • степень развития внимания, памяти, воображения;
  • подготовка руки ребенка к обучению письму.

Именно мелкая моторика рук отвечает за развитие перечисленных навыков.

Игры на развитие мелкой моторики могут быть самыми разнообразными: начиная от простых заданий для младенцев, например, взять погремушку, до более сложных, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста, например, нарисовать картинку по точкам.

Игры на развитие мелкой моторики

Массаж ладошек и пальчиков . Для этого можно поиграть с грудничком во всем известную игру «Сорока-ворона». Ребенку младшего дошкольного возраста будет интересна следующая игра: взрослый на ладошке малыша пальцем рисует буквы, цифры, фигуры, а ребенок отгадывает что нарисовано.

Игры с мелкими предметами :

  • Взрослый берет сосуд и насыпает в него однородный наполнитель, например, песок, крупу, бусинки одного диаметра, дробинки или другие мелкие предметы. Затем предлагает малышу по очереди засовывать руки в каждый сосуд и перемешивать его содержимое в течение 5 минут. После того как ребенок несколько раз перемешает содержимое всех сосудов, ему завязывают глаза и помогают опустить руки в любой сосуд. Он должен на ощупь определить, какой наполнитель находится в сосуде.
  • Взрослый высыпает перед ребенком много бус или пуговиц и предлагает нанизать их на леску, соблюдая определенный порядок, например, только большие или только светлые, или одну большую, одну маленькую.
  • Детям старше двух лет можно предложить собирать пазлы или мозаику из крупных деталей.

Пальчиковые игры . Взрослый дает ребенку резинку для волос диаметром 4-5 см. Малыш вставляет пальцы одной руки в резинку и пытается движением всех пальцев прокрутить резинку сперва по часовой стрелке, а потом против часовой.

Лепка . Ребенок лепит из пластилина цифры, буквы, геометрические фигуры. А затем с закрытыми глазами, на ощупь пытается определить, какая именно слепленная им фигура перед ним.

Рисование и аппликация :

  • Для развития мелкой моторики очень полезно рисовать. Кроме обычного рисования рисунков и разукрашивания картинок можно предложить ребенку начертить геометрические фигуры или животных через трафарет, прочертить карандашом путь по лабиринту, обвести наперегонки контуры кругов или квадратов.
  • Займитесь вместе с малышом аппликацией (вырезанием и последующим приклеиванием мелких деталей), вырезанием и раскрашиванием «снежинок» из бумаги.

Используйте предметы домашнего обихода. Поставьте перед ребенком обычные закручивающиеся баночки разного диаметра и блюдечко с мелкими предметами (бусинками, пуговицами или горохом). Попросите малыша разложить предметы по баночкам. Со временем задание можно усложнить, например, в первую баночку надо положить один предмет, во вторую два и так до десяти. Также можете предложить ребенку надеть на себя папину рубашку и попробовать застегнуть и расстегнуть на ней все пуговицы.

4.63 из 5 (8 Голосов)

Развитие и восстановление мелкой моторики

"Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний..."

(В. И. Вернадский)

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:

  • Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
  • Массаж кистей и пальцев
  • Лепка

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как "орган речи" наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать её необходимо в любом возрасте - как малышам, так и взрослым людям!

Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца - положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.

Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает.

Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.

Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:

  • травма при родах;
  • перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
  • неблагоприятная речевая среда;
  • педагогическая запущенность;
  • нехватка внимания, дефицит любви и общения.

В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам - он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.

Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие - развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения - это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.

Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и упражнения по развитию и восстановлению мелкой моторики.

«Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант)

Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером , просто вышивка, макраме и прочее.

И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется - тем лучше. Это не только развивает память и мышление , но и снимает нервное напряжение.

Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!

Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!

Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом - Вышивании бисером .

Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.

Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.

Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
  • величина бисера должна быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
  • нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
  • цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
  • по канве вышивка выполняется рядами;
  • длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
  • число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.

По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.

На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века - цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.

Многие стили и в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки , чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.

Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.

Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.

Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.

Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.

Психолог, Малиш А.Е.

Генеральный директор

Психологической консультации

Новое современное увлечение браслеты loom bands подходит и для взрослых и детей. Вспомните детство!

В статье описана необходимость развития мелкой моторики рук у дошкольников и школьников младшего возраста. В статье представлена взаимосвязь развития мелкой моторики и развития ребенка, его успеваемости и т.д. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук

Часть 1. Пояснительная записка

«Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи, развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и

главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Один из «практических» ответов на вопрос: «Как подготовить ребенка к

школе» – является развитие мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, а язык, по мнению И.Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Таким образом, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между

буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже

буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном

образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к

письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.

Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять

точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть

не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо

развивать.

К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой

большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

  1. Взаимосвязь моторики рук с речевыми зонами и мышление

На основе проведённых обследований Л.В. Антаковой – Фоминой большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Движения руки исторически в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. Сравнивая результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов, М.М. Кольцова (1973) пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Автор специально подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время, как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130).

Л.С.Выготский (1983), указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Отечественные исследователи обращают внимание на педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей. Это Л.З.Арутюнян, 1993; Р.Д.Бабенкова, 1963; Л.И.Белякова,1985; В.В.Воронкова, 1994; Ю.Ф.Гаркуша, 1990; В.А.Гринер, 1958; И.А.Грошенков 1982, 2001; М.М.Кольцова, 1972, 1979; И.Ю.Левченко, 2001; В.И.Лубовский, 1955; Е.М.Мастюкова,1992; Е.В.Оганесян, 1984 и др.).

Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.

Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка достаточно много.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики.

1.2. Предупреждение и коррекция слабого состояния мелкой моторики

Уровень развития речи и мелкая моторика рук находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то и речь развивается нормально. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Ребенок может выполнять мелкие движения с предметами в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)

В повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Особенно это хорошо при коррекции звукопроизношения.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики поможет в более короткие сроки исправить речевое нарушение, ускорит созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и будет способствовать ускорению исправления дефектов речи.

У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. У дошкольника с низким уровнем развития моторики быстро утомляется, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Пропадает мотивация к получению знаний. Все это может привести к отставанию в учебе, к нежеланию посещать школу.

Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Еще грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов и многое – многое другое. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей.

Психологи и физиологи в своих исследованиях доказали, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого элемента. Они не видят в буквах элементов, и не могут выделить из них целой буквы.

На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, что «нужно писать какую-то букву», но и «как это сделать» правильно, в соответствии с требованиями и задачей действия. Характерной особенностью письма в это время является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написания буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это требование.

И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, с отклонениями в состоянии здоровья.

При соблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма – писчий спазм при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, участвующих в акте письма (дистония), возникает спазм, (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение, и акт письма становится невозможным.

Значит, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах, или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы – письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и, лишь потом, снова медленно и постепенно подключать ребенка к нагрузкам.

Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Так для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других – дающие полезное направление выходу их детской энергии.

Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечного суставного чувства не только усложняет освоение навыков письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению.

Задачи:

  • научить родителей использовать диагностические методики для оценки

психомоторного развития дошкольников;

  • формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой

моторики в психофизическом развитии ребенка;

  • научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, играм с палочками, графическим упражнениям и т.д.

детей старшего дошкольного возраста и первоклассников

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное

развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов. По многим наблюдениям у детей

улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп, но и учителям начальных классов.

Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать 7

лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения. Подготовительную работу по развитию мелкой моторики к обучению письму с 3-4 лет. Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.

Первые успехи вызовут раздражение и даже разочарование. Необходимо

научиться самим и ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2-3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т.д.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;

Время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге "Психомоторика" (М.: 1931) предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Возьмем только задания для рук.

Задания для детей 4 лет:

1. "Пальчик с носиком здороваются".

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. "Уложи монеты в коробку".

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. "Нарисуй пальцами кружочки".

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. "Давай поздороваемся" (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия -

"поздороваемся"; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческимдвигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Для начала, родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить следующие задания:

Поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

Упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

Перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

Пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.

Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

Запускать пальцами мелкие «волчки»;

Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

Сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

Завязывать узелки на шнурке, веревке;

Застегивать (расстёгивать) пуговицы;

Играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

Выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

Мять руками поролоновые шарики, губки;

Рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

Резать (вырезать) ножницами;

Плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

Выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

Перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

Уход за срезанными и живыми цветами;

Водные процедуры, переливание воды, мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

Разбор круп и т.д.

Заключение

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые

требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает

известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем

дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц

кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и

времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье - ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя

движения пальцев, ребенок развивает речь. Дело в том, что в головном мозге

человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому,

пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого.

Поэтому молодым родителям важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего малыша – причем, не только до того, как ребенок выучит свои первые «мама» и «папа». Работу над развитием следует продолжать и после того, как малыш начнет активно лепетать.

Для этого следует дарить ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Помните, что в подаренных игрушках основное – не красота, а их экологичность, безопасность и... эффективность с точки зрения

развития ребенка.

Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание

шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.

Словом, необходимо объяснять родителям, относиться к вопросу со всей

ответственностью – и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!».