Инструкция к плану счетов без преувеличения является настольной книгой для бухгалтера любого ранга в коммерческой компании. В то же время нужно понимать, что она регулирует только один из вариантов отражения хозяйственных фактов на счетах, поскольку на данный момент в России существует несколько планов счетов: для коммерческих, бюджетных организаций, а также для банковского сектора.
Классификация инструкций по применению плана счетов
Отечественное законодательство допускает применение довольно обширного количества официальных разъяснений к счетам бухгалтерского учета и порядка их использования.
Для юридических лиц, не относящихся к сфере бюджетного финансирования и банковскому сектору, действует план счетов, введенный приказом Минфина России от 31.10.2001 № 94н. Помимо перечня счетов и их описания в указанном акте дается инструкция к плану счетов для использования коммерческими фирмами.
Для государственных организаций, финансируемых из бюджета, действует план счетов, утвержденный приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. Он также предусматривает использование специальных разъяснений по его применению.
Учреждения банковского сектора обязаны пользоваться положением ЦБ РФ от 16.07.2012 № 385-П, которое также регламентирует перечень кодов счетов банковского учета и регулирует порядок их применения.
Страховым компаниям на основании приказа Минфина от 04.11.2001 № 69н предписано пользоваться отдельным перечнем кодов и инструкцией к плану счетов.
Содержание разъяснений по применению бухгалтерских счетов, введенных приказом № 94н
В первую очередь следует остановиться на положениях инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета , утвержденных приказом № 94н, поскольку ее содержание касается подавляющего большинства компаний, работающих на отечественном рынке.
При этом жестко регламентируется только перечень синтетических счетов, на основе которого компания должна сформировать свой перечень, применяемый ею в работе. Аналитическую составляющую счетов фирма может взять из инструкции или применить самостоятельно созданные обозначения, соответствующие целям ее деятельности и задачам, стоящим перед бухгалтерией. Такое же правило актуально и для обозначения наименования субсчетов.
Подобный подход полностью соответствует тем задачам, которые ставились при введении инструкции к плану счетов . Основная цель документа - это внедрение в практику единообразного механизма двойной записи между синтетическими счетами. Иными словами, методология учета, построенная на утвержденном списке счетов, должна позволять бухгалтеру без особых затруднений увязывать направление использования и источник образования имущества посредством записи в дебет одного и кредит другого счета.
Допускается отступление от типовых проводок и создание собственных схем отражения на счетах; при этом общие методики, указанные в инструкции по применению плана счетов, должны соблюдаться.
Связь инструкции из приказа № 94н с другими законодательными актами
Обособленное применение положений инструкции, введенной приказом № 94н, невозможно. Ее обязательно нужно рассматривать в неразрывной связи с иными актами, регулирующими бухгалтерский учет в России. К ним относятся:
- закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- Положения по бухгалтерскому учету;
- приказ Минфина «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
- информация Минфина «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015;
Нужно обратить особое внимание на пп. 1 и 4, поскольку закон называет общие требования к учету на всей территории страны, а информация Минфина регулирует упрощенную методику его ведения с учетом инструкции к плану счетов по приказу № 94н.
ВАЖНО! Для мелких частных предприятий применяется приказ № 64н, однако он носит рекомендательный характер.
Кроме того, большое значение имеют требования, сформулированные в ПБУ 1/2008. Их также необходимо учитывать в работе бухгалтерии.
Пользователи инструкции по приказу № 94н
Все коммерческие компании, которые фиксируют события хозяйственной жизни посредством использования двойной записи, являются пользователями плана счетов и инструкции по приказу № 94н. Допускается отказ от их применения определенными категориями организаций:
- частными предпринимателями;
- представительствами зарубежных фирм.
Это обусловлено в первую очередь разрешением указанным субъектам на законном основании не вести полноценный бухгалтерский учет.
Кроме того, возможность не фиксировать операции посредством двойной записи имеют микрокомпании и некоммерческие учреждения, поэтому на них действие данного документа также не распространяется.
Однако в деловой практике подобными послаблениями мало кто пользуется, поскольку каких-то единых указаний относительно ведения учета без применения двойной записи на счетах нет.
Инструкция изменялась в 2003, 2006 и в 2010 годах. В настоящий же момент ни одна законодательная инициатива по данному вопросу не рассматривается.
Порядок применения инструкции к единому плану счетов из приказа № 157н
В качестве документа, утвердившего план счетов для учреждений, финансируемых из бюджета, выступил приказ № 157н. По его номеру принято называть являющуюся приложением к нему инструкцию к единому плану счетов № 157н
План счетов и инструкцию к нему по приказу № 157 применяют субъекты, которые осуществляют свою деятельность на основе бюджетных поступлений: автономные, казенные, бюджетные учреждения, государственные органы, внебюджетные фонды.
Для того чтобы подробнее описать некоторые положения, а также облегчить понимание плана счетов к приказу № 157н и соответствующей инструкции, в качестве вспомогательных актов были приняты:
- в части учета бюджетных организаций - приказ от 16.12.2010 № 174н;
- для различных автономных учреждений - приказ от 23.12.2010 № 183н;
- для казенных структур - приказ от 06.12.2010 № 162н.
Необходимость ведения бухгалтерского учета строго предписана исключительно бюджетным и автономным учреждениям. Казенные же учреждения должны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).
В перечисленных документах содержатся перечни кодов счетов и регламенты их применения каждым из названных типов субъектов. Кроме того, эти нормативные акты являются фундаментом для построения рабочих планов счетов и разработки конкретных процедур учета в перечисленных учреждениях. В результате складывается ситуация, что финансируемые за счет бюджетных средств структуры должны подчиняться не только положениям приказа № 157н, но и одновременно учитывать требования соответствующего вспомогательного акта.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При сравнении положений инструкции для коммерческого и бюджетного сектора можно увидеть в них большое количество сходных подходов к учету. В частности, допускаются самостоятельная разработка и применение перечня аналитических счетов. В то же время приказ № 157н не включает списка типовых проводок, однако они приведены в частных приказах № 162н, № 174н, № 183н.
Главное же отличие в том, что «бюджетный» вариант инструкции прямо предписывает учреждениям использовать метод двойной записи при ведении учета. Коммерческий же регламент напротив, указывает, что двойная запись является причиной, обуславливающей задействование инструкции, а не следствием.
Основные отличия перечней бухгалтерских счетов в коммерческой и бюджетной организациях
При изучении основных моментов, перечисленных в приказе № 157н, можно увидеть, что в нем есть четкое разделение на бухгалтерский и бюджетный учет. Каковы же принципиальные различия данных подходов?
Обратившись к Бюджетному кодексу, можно установить, что бюджетный отчет представляет собой порядок подготовки, фиксации, группировки данных об имуществе и источниках его формирования для государственных организаций, правительственных органов и территориальных образований.
А в законе № 402-ФЗ можно найти такое определение: бухгалтерский учет - это обобщение данных о фактах хозяйственной деятельности, имуществе, кредитах, источниках финансового обеспечения компании.
Одновременно с этим нужно учитывать, что деятельность компании, с которой начисляется и уплачивается налог и которая освобождена в силу закона от фискальных платежей, должна учитываться отдельно. На это прямо указано в ст. 149 НК РФ. К льготным операциям относится, в частности, бюджетное финансирование.
Для решения задачи по разграничению видов деятельности, освобожденной или подпадающей под налоги, госучреждения могут быть отнесены к тем, которые большей частью занимаются коммерческой деятельностью или, напротив, к тем, которые не занимаются получением доходов в коммерческих целях. В первую категорию попадают бюджетные и автономные учреждения, во вторую - казенные.
Получается что компаниям, деятельность которых так или иначе связана с получением доходов, предписывается ведение бухгалтерского учета. В учреждениях же, где предпринимательская деятельность не осуществляется, нужно вести бюджетный учет.
Обновленные положения инструкции по приказу № 157н
Последние новшества появились в приказе № 157н в 2015 году. Они внесли довольно ощутимые изменения в общий порядок учета бюджетных структур.
Большинство изменений, которым подверглась инструкция к плану счетов из приказа № 157н, сводятся к преобразованию их структуры. Наиболее значимым в этом отношении актом стал приказ Минфина от 06.08.2015 № 124н.
Некоторые изменения коснулись и названий счетов. Так, для счета 201 06 оно было заменено на «Денежные средства учреждения на специальных счетах».
Кроме того, счет 502 01 длительный период носил название «Принятые (принимаемые) обязательства». В связи с введенными изменениями его наименование было сокращено до «Принятые обязательства». Отметим, что в деловом обороте указанный счет чаще всего соответствовал именно принятым обязательствам.
Наряду с этим была введена возможность применения забалансовых счетов 17 и 18 в отношении счета 0 210 03 000.
Таким образом, для каждого специфического направления учета (коммерческого, бюджетного, страхового и банковского секторов) существуют свои инструкции. Хотя в целом их суть во многом схожа, особенности, связанные с организационно-правовой формой, источниками финансирования и сферой деятельности, всё же имеются.
Кроме того, следует иметь в виду, что во всех инструкциях строго регламентирован только порядок применения синтетических счетов, аналитическая же составляющая может формироваться организациями по их усмотрению.
Модель построения национального плана счетов влияет на регулирование и организацию системы бухгалтерского учета в стране. Основные задачи российского бухгалтерского учета заключаются в формировании полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, контроле за соблюдением законодательства, за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, правильном исчислении и перечислении в бюджет налоговых платежей. В России регулирование бухгалтерского учета сконцентрировано на процессе учета, предусматривающего сбор, регистрацию и систематизацию информации, а также на ее обобщении в виде отчетности. Переход к рыночным отношениям и международным стандартам учета, отчетности и налогообложения потребовал введения плана счетов бухгалтерского учета, отражающего современный уровень бухгалтерского учета и представляющего собой:
- - нормативный документ, регламентирующий единство методологии бухгалтерского учета и содержания экономической информации об имуществе, источниках и процессах;
- - систематизированный перечень счетов, используемый для текущего бухгалтерского учета имущества, источников и процессов организации в целях осуществления контроля и составления финансовой и управленческой отчетности.
В настоящее время российскими организациями применяется План счетов и Инструкция по его применению , введенные в действие с 01.01.2001 и действующие на предприятиях всех видов деятельности, форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
План счетов бухгалтерского учета применяется для регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). План счетов состоит из 8 разделов и содержит 61 балансовый и 11 забалансовых счетов. Каждому счету присвоен двухзначный шифр, для субсчетов предусмотрен дополнительный знак (например, счет "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы"). Для забалансовых счетов предусмотрен трехзначный шифр (см. Приложение 5).
Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к его использованию в процессе отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить се, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, положений и других нормативных актов, методических указаний но вопросам бухгалтерского учета.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Выданные" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от... полученные" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от... кредиторами" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от...
Запасов", Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от...
Забалансовый счет прямо поименован в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, ведение этого забалансового... следует из Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ от... 002). 3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ от...
В другой следует из анализа Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению...
Счета" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от... N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от...
Производственных запасов, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций). В бухгалтерском учете такие операции...
Организациям займов Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от...
Счетов учета произведенных затрат. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению...
...). Исходя из Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от...
Утверждена
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 31 октября 2000 г. N 94н
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н,
от 18.09.2006 N 115н)
Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.
Раздел I . Внеоборотные активы
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.
Раздел II . Производственные запасы
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).
Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".
Раздел III . Затраты на производство
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу).
Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20 - 29, либо на счетах 20 - 39. В последнем случае счета 20 - 29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30 - 39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов. Состав и методика использования счетов 20 - 39 при таком варианте учета устанавливается организацией исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления на основе соответствующих рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
Раздел IV . Готовая продукция и товары
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров.
Раздел V . Денежные средства
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов.
Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.
Раздел VI . Расчеты
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.
Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей.
Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах.
Раздел VII . Капитал
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации.
Раздел VIII . Финансовые результаты
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.
Раздел IX . Забалансовые счета
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе.
План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Наименование счета |
Номер счета |
Номер и наименование субсчета |
Раздел I. Внеоборотные активы |
||
Основные средства |
По видам основных средств |
|
Амортизация основных средств | ||
Доходные вложения в материальные ценности |
По видам материальных ценностей |
|
Нематериальные активы |
По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
|
Амортизация нематериальных активов | ||
Оборудование к установке | ||
Вложения во внеоборотные активы |
1. Приобретение земельных участков 2. Приобретение объектов природопользования 3. Строительство объектов основных средств 4. Приобретение объектов основных средств 5. Приобретение нематериальных активов 6. Перевод молодняка животных в основное стадо 7. Приобретение взрослых животных 8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ |
|
Отложенные налоговые активы | ||
Раздел II. Производственные запасы |
||
Материалы |
1. Сырье и материалы 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали 3. Топливо 4. Тара и тарные материалы 5. Запасные части 6. Прочие материалы 7. Материалы, переданные в переработку на сторону 8. Строительные материалы 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации |
|
Животные на выращивании и откорме | ||
................................ | ||
................................ | ||
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей | ||
Заготовление и приобретение материальных ценностей | ||
Отклонение в стоимости материальных ценностей | ||
................................ | ||
................................ | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств 2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам 3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам |
|
Раздел III. Затраты на производство |
||
Основное производство | ||
Полуфабрикаты собственного производства | ||
................................ | ||
Вспомогательные производства | ||
................................ | ||
Общепроизводственные расходы | ||
Общехозяйственные расходы | ||
................................ | ||
Брак в производстве | ||
Обслуживающие производства и хозяйства | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
Раздел IV. Готовая продукция и товары |
||
Выпуск продукции (работ, услуг) | ||
1. Товары на складах 2. Товары в розничной торговле 3. Тара под товаром и порожняя 4. Покупные изделия |
||
Торговая наценка | ||
Готовая продукция | ||
Расходы на продажу | ||
Расходы на продажу | ||
Товары отгруженные | ||
Выполненные этапы по незавершенным работам | ||
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
Раздел V. Денежные средства |
||
1. Касса организации 2. Операционная касса 3. Денежные документы |
||
Расчетные счета | ||
Валютные счета | ||
................................ | ||
................................ | ||
Специальные счета в банках |
1. Аккредитивы 2. Чековые книжки 3. Депозитные счета |
|
................................ | ||
Переводы в пути | ||
Финансовые вложения |
1. Паи и акции 2. Долговые ценные бумаги 3. Предоставленные займы 4. Вклады по договору простого товарищества |
|
Резервы под обесценение финансовых вложений | ||
Раздел VI. Расчеты |
||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | ||
................................ | ||
Расчеты с покупателями и заказчиками | ||
Резервы по сомнительным долгам | ||
................................ | ||
................................ | ||
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
По видам кредитов и займов |
|
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
По видам кредитов и займов |
|
Расчеты по налогам и сборам |
По видам налогов и сборов |
|
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
1. Расчеты по социальному страхованию 2. Расчеты по пенсионному обеспечению 3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию |
|
Расчеты с персоналом по оплате труда | ||
Расчеты с подотчетными лицами | ||
................................ | ||
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
1. Расчеты по предоставленным займам 2. Расчеты по возмещению материального ущерба |
|
................................ | ||
Расчеты с учредителями |
1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал 2. Расчеты по выплате доходов |
|
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
1. Расчеты по имущественному и личному страхованию 2. Расчеты по претензиям 3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 4. Расчеты по депонированным суммам |
|
Отложенные налоговые обязательства | ||
................................ | ||
Внутрихозяйственные расчеты |
1. Расчеты по выделенному имуществу 2. Расчеты по текущим операциям 3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом |
|
Раздел VII. Капитал |
||
Уставный капитал | ||
Собственные акции (доли) | ||
Резервный капитал | ||
Добавочный капитал | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | ||
................................ | ||
Целевое финансирование |
По видам финансирования |
|
................................ | ||
................................ | ||
................................ | ||
Раздел VIII. Финансовые результаты |
||
1. Выручка 2. Себестоимость продаж 3. Налог на добавленную стоимость 4. Акцизы 5. Прибыль/убыток от продаж |
||
Прочие доходы и расходы |
1. Прочие доходы 2. Прочие расходы 9. Сальдо прочих доходов и расходов |
|
................................ | ||
................................ | ||
Недостачи и потери от порчи ценностей | ||
................................ | ||
Резервы предстоящих расходов |
По видам резервов |
|
Расходы будущих периодов |
По видам расходов |
|
Доходы будущих периодов |
1. Доходы, полученные в счет будущих периодов 2. Безвозмездные поступления 3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы 4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей |
|
Прибыли и убытки | ||
Забалансовые счета |
||
Арендованные основные средства | ||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | ||
Материалы, принятые в переработку | ||
Товары, принятые на комиссию | ||
Оборудование, принятое для монтажа | ||
Бланки строгой отчетности | ||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | ||
Обеспечения обязательств и платежей полученные | ||
Обеспечения обязательств и платежей выданные | ||
Износ основных средств | ||
Основные средства, сданные в аренду |
Утверждена
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н,
от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)
Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.