» » Принципы и функции дополнительного образования. Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Принципы и функции дополнительного образования. Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. В учреждениях дополнительного образования занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Рассмотрим, что собой представляет такая система образования, каковы ее особенности.

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года. Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей.

Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка.

Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности.

Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:

  • техническое творчество, в том числе, робототехника;
  • естественнонаучное, в частности и эколого-биологическое;
  • художественное;
  • туристско-краеведческое;
  • физкультурно-спортивное;
  • социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

На сегодняшний день около 35% школьников занимаются разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени учреждениями данного типа пользуются дети подросткового возраста, от 11 до 15 лет.

Воспитательная система дополнительного образования детей

В первую очередь дополнительное образование детей любого направления преследует воспитательную цель. Основное внимание уделяется гармоничному развитию ребенка, повышению его нравственности и духовности.

Ведущими воспитательной системы дополнительного образования детей являются следующие принципы:

  • Гуманизация – утверждает ценность, неповторимость и уникальность каждого ребенка, его право на творческое самовыражение.
  • Индивидуализация – обеспечение максимального развития личности при сохранении индивидуальности обучающегося.
  • Валеологическая направленность – подразумевает сохранение здоровья ребенка.
  • Уважительное отношение – обеспечивает воспитание достоинства учащегося.
  • Культуросообразность – означает воспитание детей на принципах общечеловеческих ценностей, учитывая национальные традиции региона проживания.
  • Интеграция – сочетание образовательной, социокультурной и воспитательной деятельности.
  • Активное освоение среды.

Можно выделить основные воспитательные задачи системы дополнительного образования:

  • Развитие творческих способностей ребенка и формирование у него потребности в самореализации посредством творчества.
  • Сформировать и поддержать у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
  • Заложить базовые основы культуры и сформировать начало ценностного отношения к общепринятым нормам культурной жизни общества.
  • Привить основы формирования гражданской позиции у ребенка.

Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать самостоятельно правильные решения, выбрать профессию.

Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается. Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются известные методы и практики. Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать все его потребности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Памятка

Педагогу дополнительного образования

Г. Вышний Волочёк, 2009 год


Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей …………………………………………………………. с.

Особенности воспитательной работы в системе

дополнительного образования детей …………………………………... с.

Методы, средства и принципы воспитания……………………..... с.

Методы досуговой педагогики……………………………………… с.

Методика подготовки и проведения различных

форм учебных занятий ………………………………………………..... с.

Требования к учебному занятию детского объединения………... с.

Формы организации итоговой аттестации обучающихся

В детском объединении учреждения дополнительного

образования детей ……………………………………………………..…. с.

Методическое обеспечение учебного процесса

в дополнительном образовании детей ……………………………...... с.

Памятка педагогу дополнительного образования

по осуществлению педагогического анализа…………………..….… с.

Педагогический словарик в помощь педагогам

дополнительного образования……………………………………..…… с.


Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.



На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

простые средства : а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства : а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись; в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать ещё одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

Включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

Максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

Стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

В процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;

Проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

В структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

Систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.


Вернуться назад на

Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождающемся повышением образовательного уровня. Такое определение дано в Федеральном законе РФ. Там сформулированы основные положения учебно-воспитательной деятельности в стране.

Дополнительное образование входит в систему, где непрерывный учебный процесс состоит из следующих уровней образования:

Дошкольного;
Начального;
Основного;
Общего среднего;
Среднего профессионального;
Высшего.

Портал дополнительного образования призван поведать о том, на что направлена эта форма педагогической деятельности, а именно на:

1. Развитие творческой составляющей учащихся;
2. Удовлетворение личностных потребностей во всех видах развития – от спортивного до интеллектуального;
3. Формирование здорового человека, знающего все про безопасный образ жизни;
4. Укрепление физического и нравственного здоровья;
5. Выявление, поддержку и развитие талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности;
6. Профессиональное обучение и ориентацию;
7. Создание условий для непрерывного индивидуального развития;
8. Самоопределение;
9. Выбор будущей профессии или вида творчества.

Эти функции дополнительного образования, а в общей сложности 44 тысячи учебных внешкольных программ внедряются в подведомственных структурах организаций общего и профессионального обучения, а еще в творческих мастерских, объединениях, студиях, секциях и других местах.

Направления дополнительного образования охватывают все составляющие творческого, спортивного, культурного и соцобучения, точнее:

Техническое;
Художественное;
Краеведческое;
Спортивное;
Туристическое;
Естественнонаучное;
Социальное;
Физкультурное;
Педагогическое.

Дополнительное образование является уровнем, но с другой стороны составной частью цельного учебного процесса. По сути, образование мотивировано, поскольку позволяет учащемуся приобрести устойчивую необходимость познания, внутреннего развития и творчества, а в будущем реализовать себя по максимуму, самоопределиться и выразиться как личность. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, осуществляемый при помощи специальных дополнительных программ.

Происхождение термина «дополнительное образование» в России связано с принятием закона «Об образовании». Минобрнауки РФ занято реализацией программ дополнительного образования детей и взрослых, что помогает детям в дальнейшей жизни определиться с выбором профессии, а родителям способствовать осуществлению задуманного своими чадами. Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей, учителей всех уровней и педагогов дополнительного обучения в стране реализуются и подвиды дополнительного образования. Так, например, естественнонаучное направление включает эколого-биологическую составляющую, робототехника стала частью технического творчества. Социально-педагогическая направленность дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с детскими группами, в которых присутствуют малыши, нуждающиеся в особом уходе, или, наоборот, талантливые и одаренные дети.

Ластовка Лариса Васильевна
Должность: заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Дата публикации: 14.12.2015

Текстовая часть публикации

 Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.
 Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .  Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .

Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  . 
Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  .
 Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей  Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
 1.Общестратегические 
принцип

развития

принцип

гуманизации

принцип

демократизации

принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.  1.Общестратегические 
принцип

развития
(детей, педагогов, образовательной среды, учреждения); 
принцип

гуманизации
– в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры; 
принцип

демократизации
– предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе; 
принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня. 
2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
 3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.  3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.


  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д. 
4. Ориентация педагогов на непрерывность

своего собственного образования и развития.
  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д.
 Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности:  учебные занятия,  лекции,  семинары,  конференции,  экскурсии,  турпоходы,  учебные игры и т.п.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально- педагогические.
 К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.  К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку 
Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку

Социально-педагогические функции
– воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация. 
Образовательный процесс в учреждении

дополнительного образования строится в

соответствии со спецификой его






др.;





К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и

дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов

деятельности: теоретический, практический,

исследовательский, опытный, познавательный,

творческий, производственный, самообразовательный и

др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной

направленностью деятельности; возможность

индивидуальной работы с одаренными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных,

комплексных образовательных программ.




время;



характер;



интеллектуального развития).

К организационным особенностям

образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы

время;

обучение организуется на добровольных началах

всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный

характер;

детям предоставляется возможность сочетать

различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в

другую (по тематике, возрасту, уровню

интеллектуального развития).

 Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.  Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению и изучению особенностей организации досуга детей в учреждениях дополнительного образования.

Эта тема очень важна и интересна, так как молодым специалистам очень пригодятся те ответы, на поднятые автором вопросы, в будующей работе.

Очень много специалистов не знают с чего начать работу с детьми, автор излагает все в доступной и понятной форме.

Целью данной работы является изучить организацию и особенности досуга детей в учреждениях дополнительного образования.

1. изучить историю учреждений дополнительного образования

2. рассмотреть специфику деятельности учреждений дополнительного образования

3. раскрыть особенности работы педагога в учреждениях дополнительного образования

4. показать психолого-возрастные особенности детей

5. взять во внимание учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность.

6. Раскрыть этапы развития ребенка в учреждениях дополнительного образования.

7. Рассмотреть направления деятельности учреждения дополнительного образования.

8. Показать формы организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования является детский досуг.

Предметом исследования является организация детского досуга в учреждениях дополнительного образования.

В первой главе «Особенности учреждений дополнительного образования» можно познакомиться с историей учреждений дополнительного образования, с семью главными особенностями учреждений дополнительного образования. Увидеть таблицу многопрофильных и однопрофильных учреждений дополнительного образования. Ознакомиться с особенностями работы педагога в учреждениях дополнительного образования.

Во второй главе «Детский досуг в учреждениях дополнительного образования» можно ознакомиться с психолого-возрастными особенностями детей, а так же с особенностью процесса вовлечения их в социально-культурную деятельность. Также можно поэтапно проследить за развитием ребенка в учреждениях дополнительного образования, узнать направления и формы учреждений дополнительного образования.

1. Особенности учрежде ний дополнительного образования

образование досуг педагог

1.1 История учреждений дополнительного образования

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

Возникнув в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 года стал и по настоящее время остается преимущественно государственным. Относительная молодость (сто - сто пятьдесят лет) института внешкольного воспитания - дополнительного образования, существенные изменения, произошедшие в начале 90-х годов вызывают у этой разновидности воспитательных организаций недостаточно определенный статус в отечественной системе социального воспитания.

Истоки отечественного дополнительного образования детей следует искать в середине XIX - начале ХХ века. В образовательных учреждениях для низших сословий силами педагогов-энтузиастов, часто при материальной поддержке меценатов - дворян и промышленников, вводятся дополнительные учебные дисциплины, как хозяйственно-практической направленности (огородничество, пчеловодство, швейное дело и т.п.), так и общеразвивающие (хоровое пение, танцы и др.). Распространение получили так называемые вольные классы, посещение которых осуществлялось добровольно, по записи. Заметный вклад в развитие внутришкольного дополнительного образования внесли С.А. Рачинский - директор земской школы в г. Тутаеве (Ярославской обл.), Н.Ф. Бунаков - учитель-методист, пропагандист применения краеведческого материала в школьном образовании, учредитель школы в с. Петино (Воронежской обл.).

Компенсировать отсутствие у детей городской бедноты систематического школьного образования пытались создатели «дневных клубов для приходящих детей» - С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф. Лесгафт, Л.Д. Азаревич. Организуемые при обществах «Сетлемент», «Детский труд и отдых» клубы представляли собой детско-взрослую общность, основу жизни которой составляла деятельность в окружающей социальной среде, самоуправление и самообслуживание. «В этих учреждениях мастерские должны быть разнообразны, чтобы было право свободного выбора, так как с течением времени ребята выявляют свое внутреннее призвание к той или иной деятельности» - таково, по мнению С.Т. Шацкого одно из важнейших условий эффективности клубной работы с детьми. Клуб, находившийся в детском парке Центрального района Москвы, имел библиотеку, оранжерею, обсерваторию, столярную мастерскую. Основной структурной единицей клуба был кружок. Детские объединения организовывались и при «чайных клубах», создававшихся в целях пропаганды здорового образа жизни, распространения культурных форм досуга в среде рабочих.

Просветительские и воспитательные задачи преследовались создателями игровых площадок, которые действовали под патронатом, как частных лиц, так и благотворительных организаций. Игровые площадки для детей городской бедноты в 1909 году в Москве организует Г.К. Ремизов - преподаватель пения одной из частных гимназий. Они проводились в Александровском и Екатерининском садах, в Грузинском сквере и на Тверском бульваре и собирали до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. Кроме игр Г.К. Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки. Для этих целей московский купец Е.Д. Окунев отдал во владение Г.К. Ремизову несколько судов.

Возникали также профильные клубы и общества, в конце XIX века - естественнонаучные, а позднее в предвоенные годы, - спортивные (теннисные, футбольные) и технические (авиаторов). Так в Мраморном дворце в Петербурге с 1892 по 1902 год проводились регулярные воскресные курсы для детей 8-11 лет. Инициатором и руководителем их был преподаватель естественной истории Кадетского корпуса, агроном по образованию, Н.А. Бартошевич. Программа курсов была двух годичной. Каждое занятие включало лекцию с «туманными картинками», хоровое пение, раздачу материалов для опытов на дому, предусматривались также экскурсии и работы на земельном участке. Учебные группы имели своего руководителя, которому в качестве помощника прикреплялся подросток-слушатель второго года. Студенты Лесного коммерческого училища в 1904 году организуют «Общество молодых натуралистов», которое предпринимало экспедиции по Крыму, Кавказу, Кольскому полуострову, в Лапландию, издавало годовые отчеты, а с 1908 года - сборники методических статей.

Таким образом, в начале ХХ века складываются основные институциональные формы дополнительного образования детей: внутришкольное (дополнительные дисциплины по выбору и предметные кружки, объединения учащихся по интересам), внешкольные образовательные учреждения (одно- и многопрофильные) и работа с детьми по месту жительства (площадки, детские общественные организации).

В советский период разнообразие организационных форм внешкольной работы с детьми растет, расширяется спектр решаемых в данной сфере социально-педагогических задач. Внешкольное образование включается в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования, а на I Всероссийском съезде по просвещению, проходившем в Москве в августе 1918 года, работала внешкольная секция. Внешкольная работа превращается в государственную систему, развивающуюся на основе взаимодействия школы, семьи и широкой общественности.

Основу сети внешкольных учреждений составили профильные учреждения: станции юных натуралистов и техников, экскурсионно-туристические станции, спортивные школы и школы искусств. Развитие пионерского движения в стране обусловило создание Дворцов и Домов пионеров, которые начали действовать с 1922 года. Позже появляются и такие внешкольные учреждения как детские автотрассы и железные дороги, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии. Они возникают при промышленных предприятиях, силовых ведомствах, союзах работников искусства. Получают распространения детские сектора при профсоюзных клубах, организующие кружковую и массовую работу с детьми.

К концу 80-х годов внешкольная работа с детьми достигает пика своего развития. Поступательно росло число внешкольных учреждений при сохранении всего их разнообразия (по сравнению с 1950 г. - в четыре раза).

О.Е. Лебедев, анализируя деятельность внешкольных учреждений в этот период, выделяет такие их социально-педагогические функции: гражданское и профессиональное самоопределение детей, восполнение отсутствующих компонентов общего образования, создание условий для развития коммуникативных контактов, формирование образа жизни; социальную: предупреждение детской безнадзорности в условиях занятости родителей в общественном производстве; а также организационно-методическую: подготовка пионерских вожатых, организаторов внеурочной и внешкольной работы с учащимися, помощь классным руководителям. Но при сохранении межведомственного характера, внешкольная работа в этот период была направлена на воспитание активных строителей коммунизма. Централизация и моноидеологичность внешкольной работы, наряду с экономическими трудностями, обусловили во второй половине 80-х, начале 90-х гг. необходимость её реформирования.

Термины «дополнительное образование», «учреждение дополнительного образования детей» имеют возраст чуть больше десяти лет. Они были введены в педагогическую лексику в 1992 году Законом РФ «Об образовании». Их смысловое наполнение сегодня не стало устоявшимся и продолжает уточняться. Согласно закону учреждения дополнительного образования детей являются самостоятельным типом образовательных учреждений и реализуют в качестве основных общеобразовательные дополнительные программы.

1.2 Специфика деятельности учреждений дополнительного образования

Первой особенности учреждений дополнительного образования детей выделить - специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Согласно завету С.Т. Шацкого сам быт учреждений дополнительного образования организован с обилием художественных и творческих форм, так, что ребенок добровольно подчиняется требованиям педагога, то есть «свободная стихия» превращается в закон жизни, принимаемый воспитанником добровольно. Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением ребенка в деятельность. Включенность понимается как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (В.В. Рогачев). Другими словами, состояние включенности характеризуется: интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.

Вторая особенность учреждений дополнительного образования детей. Дополнительное образование, в отличие от основного, не является обязательным. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации образовательного процесса.

Третья особенность . В задачи учреждений дополнительного образования детей входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания.

Четвертая особенность - опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогики. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации призванной «дополнять воспитание» акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Пятой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение: Министерство образование, Министерство культуры, Государственный комитет по физкультуре и спорту.

Шестой особенностью этих воспитательных организаций можно считать разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре, что ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения.

К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой, относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.), то есть это - клубы, станции и школы. Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей создавались на базе специализированных внешкольных учреждений, имеющих многолетнюю историю, налаженные связи с социальным окружением, сложившуюся репутацию, материально-техническую базу, соответствующую профилю работы учреждения.

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей также создавались путем преобразования областных, краевых, городских дворцов и домов пионеров и школьников. Они к началу реформирования имели сложившуюся структуру, многочисленные детские коллективы, являвшиеся образцовыми в своих регионах, сильный преподавательский и методический состав, обладали хорошей материальной базой.

Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей

Полное название учреждения (примерные варианты)

Эколого-биологический центр, центр военно-патриотического воспитания молодежи, центр технического творчества детей и молодежи, центр детского туризма

Дворец спорта, дворец художественного творчества, дворец культуры детей и молодежи

Дом юных натуралистов, дом технического творчества, дом детского туризма и экскурсий

Клуб юных моряков и речников, клуб юных летчиков, десантников и космонавтов, клуб юных пожарных

Станция юных натуралистов, станция юных туристов, эколого-биологическая станция

Детская музыкальная школа, детская школа искусств, детская спортивная школа, детская художественная школа, школа олимпийского резерва

Художественная студия, студия дизайна, театральная студия

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей

Седьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие учреждений дополнительного образования состоит в том, что открытие того или иного профиля связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Вообще, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.

1.3 Особенности работы педагога в учреждениях дополнительного образования

Педагогическое взаимодействие в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного образования определенным образом «ограничен» в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности речь идет о методах требования и наказания. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. В данном случае педагог для управления деятельностью и взаимодействием воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы имеют возможность познакомиться с семьями детей, регулярно посещающих клуб, наблюдать детей в естественных ситуациях, знают дворовые компании, их лидеров, особенности отношений в них и занятий. В помещениях детско-подростковых клубов нередко одновременно могут заниматься не более пятнадцати-тридцати человек (одна - две учебные группы). В деятельности таких учреждений, поэтому доминируют социальные функции - организация свободного времени детей, профилактика правонарушений и безнадзорности, педагогизация среды.

2. Детский досуг в учреждени ях дополнительного образования

2.1 Психоло го-возрастные особенности детей

А) Младший дошкольный возраст (5 - 7 лет). В этом возрасте педагоги дополнительного образования должны дать ребенку:

1. Физическое развитие

2. Новую информацию

Но, так как их внимание не сосредоточенно, занятия не должны превышать 25 - 30 минут.

Б) Младший школьный возраст (7 - 10 лет) . Требует особой интриги, любит коллективное творчество, принимает придуманные, предлагаемые обстоятельства. Занятия могут идти до 60 минут.

В) Средний возраст (10 - 13 лет ). Любят посоревноваться, но не в командах. Любят современную одежду. Нельзя идти у них на поводу, а нужно использовать больше воспитательных моментов.

Г) Старший школьный возраст (13 - 15 лет).

на первом месте и у шестиклассников и у девятиклассников стоит общение с друзьями и приятелями (64% и 59%). Чрезвычайно важны для подростков «улучшение здоровья» (48% и 32%) и «совершенствование физических возможностей» (44% и 45%), логичен рост по параметру «обучение будущей профессии» (от 27% у шестиклассников до 42% у девятиклассников). Около трети респондентов (37% шестиклассников и 28% девятиклассников) считают важным «учиться делать что-то своими руками», (44% учеников шестого класса 32% девятого) выбирают «совершенствовать свои знания по предметам». Чего же не очень хотят делать подростки - «учиться научному исследованию» (всего 5% в обеих возрастных группах), «помогать нуждающимся» - (8% у шестиклассников и 5% у девятиклассников). Но в целом, ожидания подростков такими уж неожиданными не назовешь, учебники по возрастной психологии в целом адекватно описывают тенденции. Так почему же, мы знаем чего обычно хотят подростки, и не делаем этого. А - очень просто, за что спрашивают, то учреждения и педагоги делают. Анализ опыта учреждений дополнительного образования показывает, что в массовом порядке сегодня не обеспечивается потребность старших подростков и старшеклассников в клубных формах времяпрепровождения, сегодня эти функцию более эффективно реализуют коммерческие предприятия общепита и досуга (кафе, бары, клубы, дискотеки и т.д.). Эксклюзивные образовательные услуги названной категории школьников предоставляют репетиторы и различные образовательные агентства, вузы, общеобразовательные школы.

2.2 Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность

Ребенок, подросток, юноша впитывают в себя меру социальности, заключенную в вещах не сразу, а постепенно; она как бы «выкачивается» ими по мере развития и усложнения различных видов деятельности, при которых каждая вещь высвечивается множеством граней. И, что особенно важно, вся социальная система работает на этот процесс. В этой связи детско-юношеский возраст можно обозначить как период гиперсоциализации, который, однако, делится на ряд стадий.

В процессе опытно-экспериментальной работы с целью полного представления качественных особенностей социализации детей в досуговой пространственно-временной среде, группой экспертов составлялись монографические портреты детей, подростков и юношей (девушек). При этом были использованы критерии социального самочувствия индивида (уровень эмоционального комфорта, физического развития, нравственного самосознания, интеллектуальной самооценки, притязании на преуспевающее положение в группе и др.), с одной стороны, и возможности влияния на него социальных сил (возможность корректировки эмоциональных реакций, активизации восприятия и присвоения общественных ценностей, коррекции способов поведения, научения. расширения характера мыслительной деятельности, повышения трудовой активности и т.п.), с другой. На основе качественно-количественного анализа монографических портретов было выделено шесть стадий социализации детей, подростков и юношей (девушек).

Коррекционная стадия социализации 3 -5 летнего ребенка - характеризуется предпонятийным интуированным мышлением, стремлением посредством получения ответа на постоянно звучащий из уст ребенка вопрос «почему?», соответствовать нормам и правилам повеления других (в особенности близких) людей. Это период активного научения ребенка взрослыми при опоре на референтную единицу. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.

Мышление ребенка 3-4 лет конкретно, образно и эмоционально, а к 5-6 годам оно дискурсивно (собственно рассуждающее мышление) с зачатками логического рассуждения. И, наконец, именно в этом возрасте развивается воссоздающее и творческое воображение.

Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Иначе говоря, первый период детства сензитивен для творческого развития ребенка.

Трех - пятилетний возраст оптимален также для изучения иностранных языков.

Экспансивная стадия социализации 6 -1 0 етнего ребенка характеризуется его стремлением расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. Активная и участливая поддержка такой экспансии из вне, как правило, дает обильный урожай. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и. как результат, требования к самому себе. Социализаторская задача взрослых объяснять социальные явления, вскрывать причинно-следственные связи.

Конвентивная стадия подростка 11 -1 5 лет характеризуется взрывоопасностью. Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям. другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. С ними совместно решаются все проблемы и вырабатывается жизненная позиция. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое он может поступиться своими взглядами и убеждениями и совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростки имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать. Социализаторская задача взрослых подсказывать подростку, акцентируя его внимание на возможных последствиях.

Концептуальная стадия социализации юношество (16 -2 0 лет) характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Романтическая любовь подчас затмевает все на свете и тогда мир воспринимается сквозь призму этих отношений. Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок. Это период, котла без согласия самого индивида любое воздействие на него неэффективно. Социализаторская задача взрослых должна ограничиваться советом, но с напоминанием об ответственности за слова и поступки. Рассмотрим социализацию детей, подростков и юношества во всех ее аспектах. (Заметим, что далее речь пойдет только о 3-6 этапах социализации, что связано с возможностями организации группового и массового досуга детей лишь с определенного возраста.).

Социализация подрастающего поколения происходит в конкретном обществе в определенный исторический период.

Возрастная периодизация необходима для реализации важнейшего педагогического принципа: задания должны быть посильны для детей данного возраста и интересны им.

2.3 Этапы развития ребенка в учрежден иях дополнительного образования

Первый этап. Ребенок сталкивается с внешкольным детским объединением учреждения дополнительного образования детей, затем включается в жизнедеятельность, что заканчивается достижением состояния «включенности» (по В.В. Рогачеву) и означает наступление идентичности с детским объединением.

Второй этап . Воспитанник, освоившись в детском объединении, стал отождествлять себя с детским объединением. Далее возникает коллизия, связанная с необходимостью не только посещать занятия, но и демонстрировать хотя бы скромные успехи в овладении той или иной сферой жизнедеятельности (спорт, познание, предметно-практическая и т.д.). Указанное обстоятельство вряд ли вызовет у кого-нибудь недоумение, ведь результаты работы того или иного детского объединения меряются по количеству мест занятых на конкурсах или соревнованиях различного уровня.

Следует оговориться, что включение на втором этапе разворачивается в трех областях: воспитанник осваивает специфический социальный опыт (организация социального опыта), овладевает комплексом умений (образование) и разрешает индивидуальные проблемы, связанные с реализацией себя в качестве субъекта данной сферы жизнедеятельности.

Третий этап обусловлен тем обстоятельством, что участие школьника в дополнительной образовательной программе длительностью четыре года и больше совпадает с моментом профессионального самоопределения.

2.4 Направления деятельности учреждений дополнительного образования

Философскому, культурологическому, педагогическому аспектам осмысления клуба посвящен значительный массив литературы, созданный трудом многих авторов. Внимательное прочтение работ названных специалистов вызывает ощущение, что в текстах речь идет о различных вещах, явлениях существенно отличающихся друг от друга:

· - объединение избранных, привилегированных стран («Римский клуб», «Парижский клуб»);

· - общественная или частная организация, объединяющая спортсменов и любителей спорта (футбольный клуб «Локомотив», баскетбольный клуб «ЦСКА», хоккейный клуб «Динамо»);

· - муниципальное учреждение дополнительного образования, социального обслуживания, культуры (Городской клуб старшеклассников, районный клуб молодых инвалидов, поселковый клуб железнодорожников),

· - разновозрастные общественные объединения любителей (клуб филателистов, клуб охотников) и т.д.

Если воспользоваться существующей литературой и попытаться осмыслить это разнообразие, рисуется четыре образа клуба.

Первый самый обобщенный образ - клуб как общественная сфера. В этом смысле клуб предстает в виде общественного института - глобального способа организации свободного времени человечества и человека. Клуб в таком значении противопоставлен таким же глобальным производству и потреблению (Г.П. Щедровицкий) и представляет собой мысленное обобщение многочисленных культурных практик, социокультурных организаций и учреждений. Здесь к понятию клуба тяготеют все пространства, лишенные жестко заданных функционально-ролевых отношений. Такой образ клуба может быть истолкован так: вся система (институт) дополнительного образования детей является своего рода клубом.

Клуб может пониматься также как социокультурное явление, макро-группа, общность, объединяющая людей в социально-профессиональные сообщества (общность учителей малого города или врачей одной специальности, офицеры вместе со своими семьями, проживающими в одном военном городке) и культурно-досуговые сообщества (поклонники поп исполнителя, охотники - любители, ветераны - участники самодеятельного хора). В этом случае клуб как локальная общность возникает на основе профессии или хобби и становится местом осмысления производственных проблем в ходе неформального общения, местом, где реализуется субкультур а социально-профессиональных групп и хобби-объединений.

Применительно к дополнительному образованию детей образ клуба как социокультурного явления следует истолковать так: клубные сообщества образуют школьники, занимающиеся одним профилем деятельности и соответствующим образом воспринимающие друг друга. Примерами таких сообществ можно назвать образованные из занимающихся предметным профилем на допрофессиональном, начальном профессиональном уровне, либо в режиме любительского увлечения (юные моряки, филателисты, юные музыканты, авиамоделисты).

Четвертый вариант взгляда на сущность клуба - пространственный, клубное пространство фиксирует особый тип отношений между людьми, характеризующийся достаточной свободой, самодеятельностью. Г.П. Щедровицкий обозначает пространство клуба как пространство «особых, личных и «личностных» отношений». В пространстве клуба не существует «структуры мест», определяемых правилами функционирования системы, здесь каждый «человек» выступает как «индивид», как изолированная целостность, поведение и взаимодействие которого с другими индивидами определяется его внутренними качествами.

Реализация функции развития и духовно-ценностной ориентации в рамках клубной формы организации дополнительного образования детей предполагают:

· - направленность на такие ценности как «социальный оптимизм» и «социальная активность», толерантное сознание (по отношению к национальным, религиозным и расовым различиям, неприятие любых форм экстремизма), «демократизм» и «общественное самоуправление», «солидарность», «социальная ответственность» (в системе социальных отношений), «диалог»,

· - развитие у школьников коммуникативных и рефлексивных способностей.

Вторая группа - содержательные функции детских объединений и учреждений дополнительного образования детей, реализующих клубную форму, предполагает:

· - организацию социального опыта учащихся по проведению ежедневного отдыха, время между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом следующего, опыт в сфере самостоятельной организации своего свободного времени (выбор целей, сфер интересов, планирование свободного времени, корректировка планов на основе удерживания приоритетов);

· - организацию у школьников опыта социально приемлемого взаимодействия в сфере не регламентированного (слабо регламентированного) регламентированного досугового общения с детьми и взрослыми, в объединениях, существующих на основе общих занятий, увлечений,

· - организацию опыта самопознания, самопонимания, рефлексии собственных поступков;

· - организацию социального опыта труда и отдыха в имеющихся общественных условиях, опыта перевода имеющегося недовольства качеством жизни в конструктивное русло, проявление социальной инициативы, опыта в сфере общественной самоорганизации, осознания проблем, их открытого обсуждения, выработки приемлемого варианта решения;

· - индивидуальную педагогическую помощь школьникам в решении проблем межличностного взаимодействия, через стимулирование рефлексии, развитие саморегуляции, возможность способствовать восстановлению отношений с окружающими, поддержку социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников;

· - индивидуальную педагогическую помощь в выборе любимых занятий, друзей и товарищей;

Детско-подростковый клуб в зависимости от конкретных условий может обеспечить: привлечение школьников к занятиям физической культурой, включение в социально приемлемое общение и игру со сверстниками и взрослыми, совместное развлечение, совместную рефлексию экзистенциальных ценностей. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (от латинского relaxatio - расслабление, разрядка, отдых), снятие психического напряжения и рекреацию (латин. recreatio восстановление).

Основополагающими мотивами включения в жизнедеятельность клубного сообщества могут быть потребности в общении со сверстниками, потребность в идентификации с группой сверстников.

2.5 Формы организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования

Представим несколько форм детских организаций (объединений), которые представляются наиболее часто встречающимися:

· - любительский клуб (группа, объединяющая людей со сходными интересами, собравшихся для их реализации),

· - клуб - коммуна (объединение, создаваемое для решения собственных актуальных задач по месту постоянного жительства, работы или учебы),

· - клуб - тусовка (сообщество свободного общения).

«Общество любителей». Ключевым словом для понимания ярда деятельности общества любителей является «хобби» (англ. hobby) - увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Клуб объединяет любителей - людей, имеющих склонность или пристрастие к какой-либо деятельности, однако занятия этой деятельностью преимущество ограничиваются поверхностным, дилетантским уровнем (непрофессиональным, без специальной подготовки). У детско-подростковых объединений соответствующих этой форме, есть аналоги среди общественных объединений взрослых - общества филателистов, общества охотников и рыболов и т.д. Направленность общества любителей отличается сугубо внутренним характером, так как нацелена даже не на группу в целом, а на каждого ее члена. Целью такого объединения можно назвать оптимизацию занятий значимой деятельностью, индивидуальным мотивом участия для подростков становится объединение на основе сходного интереса. Сообщество в этом случае становится условием для наиболее успешных занятий своим любимым делом. Сферами жизнедеятельности общества любителей могут быть и научное познание, и художественное творчество, коллекционирование и т.п. Весьма распространены в таких объединениях так называемые «встречи знатоков» - ситуации обмена информацией о предмете хобби. В таких ситуациях для пополнения новыми знаниями, мнениями, оценками организуются обсуждения новинок литературы по профилю, спортивных соревнований, концертов и выставок. Содержание познавательной деятельности в любительском клубе представляет собой расширение представлений о сфере увлечений, форма обучения - обмен опытом и знаниями друг с другом. Характер межличностных отношений в обществе любителей - либеральный, то есть отличающиеся высокой степенью свободы и независимости, социальная роль взрослого - компетентный специалист. В содержание входит коллекционирование атрибутов и сведений; общение с целью обмена предметами коллекционирования и информацией; встречи с людьми, компетентными в сфере основного интереса. Жизнедеятельность любительского клубного объединения направлена на то, чтобы каждый участник мог реализовывать свое хобби. Общение весьма целенаправленно, а характер отношений демократический. В состав группы входят знатоки, эрудиты с большим авторитетом, ценится в любительском объединении уровень осведомленности, полнота коллекции и т.п.

«Коммуна», характерно, что участниками оно рассматривается в большей степени как способ совместного решения актуальных проблем. Такова провозглашаемая миссия объединения, индивидуальным мотивом становится - участвовать в обустройстве окружающей жизни. Слово «коммуна» (французское commune) на Западе имеет широкое применение в названиях коллективов - от объединения двух семей для совместного проживания до объединения целых районов крупных городов. Говоря о коммунальном клубе, необходимо подчеркнуть, что характер проблем, решаемых такими сообществами, может быть различен: от организации своего свободного времени до участии в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммунальных клубных объединений - социальное проектирование: выявление проблемы, поиск способов решения, планирование деятельности, организация, анализ полученного результата. Именно опыт социального проектирования и осваивают подростки - участники клуба-коммуны.

«Тусовка» - общение (в большей степени стихийное, поверхностное и политематическое), которое имеет свободный характер и выступает содержанием основной деятельности. Участниками оно рассматривается не столько как источник информации, а в большей степени как отдых. Цели их сугубо индивидуальны, и результат выражается, как правило, на эмоциональном уровне. Возможен и такой вариант организации жизнедеятельности в детско-подростковых клубах: сочетание открытых форм активного досуга для неорганизованной молодежи и работы профильных объединений высокого уровня подготовки. Правила и нормы взаимодействия членов клуба-тусовки отличает низкая регламентация общения и отношений, рамочные ограничения, структура социальных ролей взрослых и детей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению. Оптимальной может считаться такой психологический климат клуба, когда эти объединения являются открытыми, чтобы подростки могли прийти сюда «просто так» - не обязательно на занятия, а для того, чтобы пообщаться с друзьями, отпраздновать день рождения, послушать музыку и т.д. Главная задача такого клубного объединения по направленности аналогична задаче объединения любителей, но глубина интересов, как правило, меньше, а круг шире. Основные формы работы сводятся к организации общения, как между отдельными членами группы, так и всего объединения с интересными людьми. Информационный обмен между участниками имеет случайный характер. В коммуникативном объединении ценится общительность, умение участвовать в разговоре, обаяние, внешняя привлекательность.

Специфика клуба заключается в наличии явно выраженной идеологии общности, корпоративной культуры. Яркой особенностью клубных объединений является значимость собственной культуры общности, знаково-символического единства, возникновения языка. Клубные помещения должны быть «обжитыми», оформленными самими школьниками, учащимися. Диапазон активности детей и подростков при формировании предметно-пространственной среды клуба может быть различным: от использования изготовленных детьми газет, рисунков, декоративных элементов до придумывания самими учащимися проекта цветового решения пола, стен, потолка, расположения мебели, каких-либо конструкций, стеллажей и т.п. Большую роль в успехе совместных занятий в клубах играет простота и нетривиальность как содержания, так и форм организации. Так, среди видов спорта, органичных для естественных клубов, можно назвать экзотичные: дартс, скейтборд.

Организация жизнедеятельности. Посещение клуба может быть с различной степени периодичности: регулярное, периодическое, раз от раза, только на мероприятия, по мере возможности, наличия свободного времени. То или иное событие может возникать стихийно, каждый участник объединения может выступить инициатором обсуждения какой-либо значимой темы. В жизнедеятельности клуба в течение года преобладает стихийность, здесь могут реализовываться проекты, различные по длительности и количеству участников. Наиболее важные события задаются увлечения членов клуба мероприятиями, проводимыми в районе, городе, регионе, стране. Как доказали В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский, цикл существования клуба составляют три - четыре года, и состоит из рождения, достижения наивысшей точки развития, старения и умирания, когда на место старого объединения может прийти новое (иное по составу, содержанию деятельности). Рассматривая цикл жизнедеятельности клубной общности в учреждениях дополнительного образования, следует оговориться о специфике индивидуальной истории. Член клуба может продвигаться в социальном статусе в рамках клуба, однако во многих клубах вводятся различного рода почетные звания, оформляющие органы общественного самоуправления. Отсюда можно говорить о педагогическом управлении индивидуальной историей участия школьника в клубном объединении.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение функций учреждений дополнительного образования, а также различий школьного и дополнительного образования. Формы организации досуга детей и развития их творческих способностей на примере клубной деятельности внешкольного учреждения г. Мозыря.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования как психолого-педагогическая проблема. Деятельность педагога дополнительного образования по организации профессиональной ориентации школьников, их формы и методы.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2009

    Особенности учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков. Характеристика форм его организации. Основные рекомендации по организации групповых мероприятий в микросреде учреждения дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2010

    Общая характеристика и особенности деятельности педагога дополнительного образования. Сущность основных понятий дополнительного образования, оценка его значимости для детей. Анализ взаимодействия педагога и ребенка в детском творческом объединении.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2010

    Сущность и компоненты профессиональной ориентации, цели, задачи и принципы развития данной системы, существующие проблемы и пути их разрешения. Специфика деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2009

    Возникновение и этапы развития внешкольного образования. Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-подростковый центр "Содружество".

    курсовая работа , добавлен 26.11.2008

    Анализ нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих работу социального педагога. Основные направления его деятельности. Методы и технологии, применяемые в организации дополнительного образования детей в соответствующих учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Теоретические аспекты функционирования, функции, характеристика становления и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2010

    Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования. Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Анализ системы дополнительного образования детей и подростков в рамках их работы в направлении развития творческой личности воспитанников. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, их роль в становлении личности.