» » Псалом 50 живый в помощи. Объяснения церковных и домашних молитв

Псалом 50 живый в помощи. Объяснения церковных и домашних молитв

КАФИЗМА 7

Псалом 50
1 В коне́ц, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафа́ну проро́ку, 1 К исполнению. Псалом Давида, когда пришёл к нему Нафан пророк,
2 егда́ вни́де к Вирсави́и, жене́ Ури́еве, 2 после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии.
3 Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7 Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8 Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

9 Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10 Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя.

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15 Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16 Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей.

16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17 Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18 Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.

18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.

19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21 тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́. 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Слава:

КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 50 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ

50-й псалом – очень известная покаянная молитва. Он был составлен пророком Давидом, создателем псалмов, после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в страшном грехе – в том, что он из-за своего влечения к женщине послал на заведомую смерть человека.

События, которые предшествовали написанию этого псалма описаны во 2-й книге Царств (гл. 11 и 12).
Однажды Давид увидел красивую женщину, которую звали Вирсавия, и возжелал ее себе в жены. Но на тот момент она была замужем за человеком, которого звали Урия, он находился в воюющей на тот момент армии Давида. В предстоящем сражении с аммонитянами, по приказу Давида, Урия был поставлен в самое опасное место, где и был убит. Об этом знал только Давид и военачальник, которому он отдал такой приказ.
После гибели Урия, Давид женился на Вирсавии, этот брак ни для кого не показался странным, вскоре и сам царь забыл о своем грехе.
Через год у них родился сын и тут к Давиду явился от Бога пророк Нафан и в разговоре рассказал притчу:
В одном городе жил богач, у которого были большие стада и бедняк, имевшего всего одну овцу, которую он любил и даже кормил из своих рук. Однажды к богачу пришел гость и тот решил его угостить, но свою овцу он колоть не захотел и силой отобрал у бедняка овечку и угостил своего гостя. После этого рассказа Нафан спросил:

«Какой суд произнесешь ты, царь, над сим жестоким богачем?»

В ответ Давид сказал, что конечно же смерти, а бедняк должен быть вознагражден.

После этих слов пророк Нафан сказал, что этот суд Давид произнес для самого себя и передал ему то, что говорил Господь Бог:

Я поставил тебя царем над Израилем, избавил тебя от рук Саула и отдал в твою власть весь дом его и все царство его. И если бы еще чего не доставало тебе, Я все то дал бы тебе, согласно желанию твоему. А ты что сделал? Несмотря на все эти благодеяния Мои, ты презрел слово Божие, попрал Закон Его и совершил величайшее преступление: ты убил Урию Хеттеянина для того, чтобы завладеть его женою. Вот тебе наказание за это: сын твой от Вирсавии умрет

Обличение пророка разбудило Давида от своего греха, он осознал свой проступок и отчаянно раскаялся в нем. Это раскаяние и мольбу Бога о помиловании мы знаем теперь, как покаянный псалом, которым до сих пор ежедневно молятся все христиане.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 50 ПСАЛМА

Пс.50:3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё
Давид, после обличения Нафаном, с ужасом осознал свой грех и первые слова покаяния он начинает с мольбы о помиловании. От Господа Давид получил дар пророчества и множество других милостей, он, как праведник и избранник Божий, тем более осознает свою вину перед Богом.

Пс.50:4-5 Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною
Наипаче значит здесь: «многократно, много раз». Омый означает: «смой, отмой».
Давид просит Бога смыть с него грязь, которой очернена его душа. Грешник уже знает от Нафана, что Господь помиловал и простил его, но ему этого мало- он умоляет Всемилостивого Бога смыть с себя всю скверну. И не раз, а наипаче (многократно) омыл бы его от беззакония и таким образом очистил бы совсем от греха прелюбодеяния и убийства.
Поэтому молю Тебя, Всемогущий Боже, омый мя Твоею благодатию: вместо воды у Тебя есть благодать всеочищающая, вместо крови от жертвой приношений, которою мы очищаем дома свои, есть у Тебя всеочищающая кровь Сына Твоего, Которого я ожидаю, в Которого верую, кровь Которого омоет грехи всего мира, у Тебя есть и Дух Святый всеочищающий, Ты Сам, по всемогуществу Своему, можешь меня очистить от греха моего, посему горькими слезами молю Тебя: помилуй меня!
Потому, что преступления свои я знаю, и грех мой непрестанно (есть выну ) предо мною: вот почему, о Боже, я молю Тебя.
Я все время помню о своем грехе, вижу мой беззаконный поступок с Вирсавиею, перед моими газами все время как будто стоит, пронзенный стрелой, несчастный Урий, вижу, как он взывает о мести мне.

Пс.50:6 Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.
В своей исповеди Давид признается, что он понимает против кого он сделал этот грех, говоря: пред Тобою одним, Господи, согрешил я и против Тебя содеял это зло.
Каждый грешник, когда забирает у кого-то, например, собственность, его честь, труды или здоровье, грешит не только против этого ближнего, а еще против Бога и против себя. Этими делами он оскверняет свою душу и тело завистью, гневом, блудодеянием, злобою и другими пороками.
Так и Давид, согрешив против Господа, согрешил против Урии, его жены и против самого себя, осквернив свою душу.
Над Давидом, который был царем, не было человеческого суда, никто на земле не мог требовать от него оправданий, никто, кроме одного Судии. Поэтому Давид говорит:
пред одним Тобою я согрешил и на глазах у Тебя я сделал великое зло, которое никто в мире, кроме Тебя, не исправит; но Ты праведен в слове Твоем (оправдишися во словесех Твоих) и чист в суде Твоем. Ты уже произнес на меня суд через Нафана пророка. Я заслужил это наказание и еще большего наказания заслуживаю, поэтому вижу справедливость, правду в твоих словах.
Ты победиши, внегда судити Ти, т.е. когда произносишь суд Твой надо мною.

Пс.50:7-8 Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.
Исповедуясь, Давид продолжает, что он и зачат во чреве матери с беззакониями, рожден был во грехе, т.е. с самого начала своей жизни он был грешен.
Он говорит: Ты справедливый и суд Твой справедлив, потому что Ты любишь истину, а я с самого рождения был грешником. Я умоляю тебя о помиловании и не оправдываюсь перед Тобою, но Ты Сам мне открыл тайну о первородном грехе, предназначенного к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что истину возлюбил еси, безвестная (никому не известное) и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
В последних словах Давид говорит, что ему, как пророку, открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей (Рим.14:24; Еф.3:9).

Пс.50:9-10 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости ослабевшие
Иссоп — пряное душистое растение, которое растет в горах и на старых стенах. Он служил символом очищения, из-за своих очистительных свойств он употреблялся для окропления кровью пасхального агнца (Исх.12:22), для очищения прокаженных (Лев.14:4, 6, 52), при составлении воды очищения, особенным образом освященной, и для окропления этой водою (Чис.19:6, 9, 18).
В ветхозаветном обряде очищения священник с помощью окропления иссопом очищал того, кто признавался нечистым. Кроме этого обряда, Давид говорит еще и об омовении: омыеши мя; и паче снега убелюся, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега.
После своих молитв Давид хотел бы узнать, что он действительно прощен, что его грех очищен и совесть его была бы спокойна: я знаю как бы говорит пророк Давид что Ты, Боже мой, можешь очистить и омыть мой грех, но каким образом я узнаю об этом? Это я могу узнать тогда только, когда душа моя почувствует неизъяснимую радость, дай же мне услышать и почувствовать эту радость: слуху моему даси радость и веселие, т.е. обрадуй и возвесели меня вестью о том, что Ты очистил мой грех, и тогда придут в восторг (возрадуются) даже самые кости мои, теперь удрученные (смиренные) грехом: возрадуются кости смиренныя.

Пс.50:11 Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь
Грехи порока Давида противны Богу и поэтому он умоляет Господа не взирать на них: отврати лице Твое от грехов моих, чтобы Тебе никогда не видеть их, и вся беззакония моя очисти, изгладь их из Твоей вечной памяти так, как бы их и совсем никогда не было, чтобы ни я, ни кто другой не мог вспоминать о них.

Пс.50:12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.
До тех пор, пока сердце очернено грехами – жизнь будет тяжелой, а все усилия по ее исправлению – тщетны, возможны лишь незначительные изменения. Без помощи Божией невозможно исцелить больную душу и склеить разбитое грехами сердце до первозданной чистоты.
И поэтому Давид молится не об обновлении сердца, а о даровании чистоты сердечной и возрождении в душе его (во утробе) духа правды, который был у него раньше, - молится о том, чтобы Господь соделал полное и совершенное исправление поврежденных грехом способностей души его, разума, воли и сердца.

Пс.50:13-14 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.

Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня .
Предшественник Давида на троне, царь Саул, был отвергнут Богом и лишен Его поддержки. И Давид понимает, что своим поступком он сам достоин такой же печальной участи, его грех также может повлечь за собой это отвержение, поэтому пророк умоляет: Господи Боже мой! Не отвержи, не отрини меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв.
Господь всегда через Святого Духа помогал Давиду во всех его делах, без этой помощи – Давид никто и он четко знает об этом.
Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, прошу — утверди во мне сего Духа, чтобы он, как и раньше, руководил бы мной, моим сердцем, волей и словом, царствовал бы в моей душе.
Самая главная награда сейчас для Давида – это продолжение общения с Духом Святым.

Пс.50:15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся
Своим грехом Давид подал дурной пример своим подданным, он понимал, что об этом проступке уже все знают и только своим примером праведной жизни он может поменять у них греховный образ мыслей о себе.
Он как бы берет грешников на поруки перед Богом и просит помиловать не только себя, но и их за их грешные мысли. Ведь они были соблазнены примером Давида, он же сам и просит помиловать их и обязуется содействовать возвращению грешников на путь правды:
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивые (грешники) к Тебе обратятся. Т.е. когда Ты, по очищении моем от греха, дашь мне снова возможность жить на праведном пути, тогда я сам научу всех таких же грешников, как и я, и покажу праведный путь. И тогда эти нечестивые последуют моему примеру и тоже обратятся к Тебе с раскаянием.

Пс.50:16-17 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
И снова Давид вспоминает свой грех, и опять молится о прощении греха невинно пролитой крови Урии. Любой, кто знает об этом, может указывать Давиду на эту кровь, ему обязательно надо освободиться от тяжкого груза:
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, т.е. Боже, Спаситель мой, смой с меня это преступление (кровопролитие), и тогда: возрадуется язык мой правде Твоей, т.е. язык мой будет выражать радость от оправдания меня Тобою в этом тяжком преступлении.
Ведь без Божиего оправдания, Давид не сможет восхвалять Господа: похвала из уст грешника- оскорбление Бога, а потому я не дерзаю превозносить Тебя до тех пор, пока освобождением меня от крови (греха) не развяжешь язык мой. Тогда отверзеши устны мои, и уста мои радостно возвестят хвалу Твою.

Пс.50:18-19 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит
В ветхозаветной Церкви были приняты жертвоприношения из «чистых» животных — быков, коров, овец и т.д. Животное подводилось к жертвеннику храма, а жрецы, с помощью левитов, закалали животное и проливали кровь около жертвенника и на полу пред святилищем. Потом жертву сжигали в огне. Если жертва была очистительная – тушу сжигали полностью, это называлось всесожжением. А если сжигались некоторые части, например сердце или печень, то это называлось благодарственной жертвой, при этом некоторые части животного отдавались жрецу.
Об этом и говорит Давид: Если бы Тебе, Господи, угодны и нужны были жертвы (яко аще бы восхотел еси жертвы), я принес бы Тебе их (дал бых убо), но Ты их не хочешь (всесожжения не благоволиши). Ведь речь здесь идет о жертвах в виде животных.
А на самом деле Богу, в первую очередь, нужно сердечное раскаяние и смирение: жертва (угодная) Богу - дух сокрушен, т.е. душевное сокрушение о содеянных грехах, потому что только человека смиренного и искренно сокрушающегося о грехах своих Бог не отвергает: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Пророк Давид говорит, что только одни материальные жертвы, без человеческой души того, кто их приносит, Богу не нужны. Ничего не изменилось и сегодня, даже самая большая и дорогая свечка, поставленная без настоящей любви и веры не принесет никакой пользы.

Пс.50:20-21 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Ублажи - значит: «будь добр, облагодетельствуй»; благоволением значит то же, что милостью. Дальше Давид молится за святую гору Сион и за святой Иерусалим. Ему, как пророку, известно, что когда-то возле этой горы будет совершена величайшая жертва, за наши грехи пострадает Сын Божий, а сам Иерусалим станет главным городом, из которого начнет распространяться вера, где родится Церковь.
Благоволиши - «окажешь благорасположение, проявишь внимание или примешь с удовольствием»; жертву правды значит то же, что жертву оправдания (жертву о грехе); возношение и всесожигаемая- это разные типы жертв (подробнее в ст.18). Олтарем в ветхозаветной Церкви назывался жертвенник, на котором приносились жертвы Богу.
Когда Ты облагодетельствуешь Своею милостью гору Сион, ублажиши благоволением Твоим Сиона, и когда окажешь покровительство Иерусалиму, тогда благоугодны будут Тебе (благоволиши жертву правды) приносимые в храме его жертвы и всесожжения, тогда будут приносить на жертвенник, посвященный Тебе, не мелких малоценных животных, но крупных быков и тельцов (тогда возложат на олтарь Твой тельцы), и все эти жертвы, как прообразовательные, будут приятны Тебе ради той великой жертвы, на которую отдаст Себя здесь же, в Иерусалиме, Агнец Божий, Единородный Сын Твой, за грехи всех людей.

Эту великую покаянную, сильнейшую молитву из всех псалмов, Церковь рекомендует к ежедневному прочтению. Ставя в пример царя Давида, как согрешившего и позже раскаявшегося в своем грехе, этот псалом показывает, какой должна быть любовь к Богу и к правде. Даже совершив тяжкий грех, нельзя отчаиваться, самое главное в этом случае – это раскаяние.

Совершив тяжкий грех и быв за него наказан Богом, Давид глубоко смирился и смирением этим возвратил к себе любовь Божию. Падший, но восставший Давид стал любезнее Богу, еще более привязался к Нему верою и любовью, на опыте познав, что без ограждения и защиты Божией и величайший праведник может глубоко пасть. Мы люди грешные, и каждый великий грех наш, соделанный нами, скорее ведет нас к отчаянию, чем к покаянию. Кто редко согрешает, тот глубоко и скоро раскаивается, а человек, погрязший во грехах, с течением времени от увеличения грехов делается бесчувственнее, нераскаяннее, отчаяннее. Первое мы видим в лице Давида. Лишь только пророк обличил его в преступлении, Давид тотчас предался самому глубокому, горькому, чрезвычайному покаянию. Второе мы видим вообще на людях. Сколько люди грешат, сколько совершают ужаснейших преступлений, но стараются скрыть свои пороки в душе своей, не стыдятся своего безобразия, не считают нужным каяться, каяться чистосердечно, искренно. Мы тяжко оскорбляем Бога и огорчаем Его, но признаем достаточным для покаяния одни слова, временное посещение церкви, холодное и бесчувственное признание во грехах. А у иных и такого вида покаяния не бывает. Нас даже самая смерть не страшит, не заставит принести истинное покаяние - такое покаяние, какое принес Давид.
Воспользуемся же примером Давида, образом его покаяния, чтобы и нам получить прощение в грехах наших, чтобы и наши души убелены были, как снег, чтобы и нам получить Царствие Небесное со всеми святыми.


ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедроты - богатые милости. Наипаче - особенно. Яко - потому. Аз - я. Выну - всегда. Се - вот. Иссоп - трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче - более. Даси - дай. Созижди - сделай. Прав - праведный, безгрешный. Утроба - живот, внутренность человека. Воздаждь - дай. Устне - рот, язык. Убо - поистине. Всесожжение - жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи - дай блаженство, осчастливь. Сион - гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь - жертвенник.

Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе - он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называют покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Этими словами мы просим, чтобы Господь по особой Своей милости простил наши грехи.

Перевод: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие; и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.


Афонские старцы о покаянии

От пятен греха душа очищается покаянием. Старец Анфим часто использовал следующий пример: «Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы в изобилии текла вода до тех пор, пока они не отмоются. Будем подражать им и мы. Откроем не один, а два крана - наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие и запачкавшие окаянную нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу».

Старец Филофей говорил: «Признак истинного покаяния - глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим».

Старец Иаков убеждал христиан приступать к таинству покаяния без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Что бы вы ни сделали,-даже самый большой грех, - духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов прощать вас, накрыв своей епитрахилью».

Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: «Брате, забудь свои грехи, наш Христос их вычеркнул из Книги Жизни».

Псалтирь - одна из важнейших книг в Библии, которая была по большей части написана царем Давидом. Псалом 50 - это песнь покаяния царя в страшном грехе, который он совершил.

История

Песнь 50 была написана царем Давидом вскоре после с Вирсавией.

Другие псалмы царя Давида:

Израиль в то время воевал с аммонитянами, но царь остался в Иерусалиме и не возглавлял войско. Однажды вечером он видел купающуюся женщину и возжелал ее, несмотря на то, что она была женой одного из воинов. Царь провел ночь с Вирсавией и отпустил ее, а чуть позже она сообщила, что ждет ребенка.

Царь Давид и Вирсавия

Давид вначале пытался подстроить все так, чтобы муж Вирсавии Урия провел ночь с женой и думал, что она носит их ребенка. Но тот отказался пребывать в блаженстве, пока товарищи воюют и отбыл вновь на войну.

Тогда Давид решил руками военачальника отправить Урию в самую гущу сражения, чтобы он погиб. Когда Вирсавия оплакала своего мужа, он взял ее в жены. Но Господь, видя грех, который совершил Давид, несмотря на то, что сильно любил псалмопевца, решил наказать и ребенок, которого чуть позже родила Вирсавия, умер.

Пророк Нафан пришел к царю и от лица Господа объявил, почему так произошло и призвал царя Давида к покаянию. Результатом этого стало написания покаянного 50 псалма.

1. Начальнику хора. Псалом Давида,

2. когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.

9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18. ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Толкование псалма

Для того чтобы лучше понять смысл текста, следует толковать построчно, прослеживая мысль Давида и учитывая культурно-исторический аспект:


Важно! Таким образом, песнь является острым криком покаяния царя Давида, как и каждого человека, который его читает. Псалом содержит полное признание вины, раскаяния и осознания того, что только в Боге и только Богом человек получает прощение и спасение.

Чтобы лучше понять, смысл данной песни можно посмотреть несколько фильмов, где его исполняют.

Читаем 50 Псалом на современном русском языке.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Этот псалом есть, молитва о милости. Псолом покаяния, который возвещает нам радость нашего спасения.

Покаянный псалом Царя Давида, есть ещё 31 псалом, а 50 псалом хоть мы в народе и называем псалом покаяния, однако это молитва Царя Давида и молитва именно о милости. И когда мы читаем этот псалом мы испрашиваем у Бога для себя милости.

Вообще слово ПСАЛОМ переводится как "хвалебная песня ", это лирическая молитвословная поэзия.

50 псалом, он очень широко распространён в молитвах Православной и Католической Церквей. В Латыни этот псалом начинается словами «Miserere mei Deus » , а в церковно-славянском языке «Помилуй мя, Боже » (церк.-слав.)

Этот Псалом в Православной Церкви читается и во время утренних молитв, и перед чтением канонов и в общей исповеди, он читается во время Третьего часа и во время Утрени после Евангелия. Во время Часов, когда кадится храм, дьякон или священник тоже про себя читает этот псалом.

В Католической Церкви этот псалом поётся во время воскресной мессы, поётся при окроплении верующих святой водой, Читается на утрени по пятницам, в Пепельную среду и в течении Великого поста.

Составлен этот псалом Царём Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавией (о чём можно читать во 2й книге Царств в 11-12 главах ). Выражает псалом глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании.

У Царя Давида был один мрачный эпизод в жизни, когда он совершил прелюбодеяние и чтобы его скрыть, Царь совершил косвенное убийство. Но угрызения совести сломили его. Бог простил Царя Давида, но сказал ему: "Не отступит меч от дома твоего во веки ". Царь Давид сполна расплотился за свой грех. Его дочь Фамарь была износилована своим же братом Амноном, который в свою очередь был убит другим братом Авессалоном. Авессалон востал против отца своего и тоже был убит. Жён Царя Давида публично изнасиловали, как сам он тайно прелюбодействовал с женой Урии. Так казалось бы нам, славное Царство Давида было омрачено бесконечными неурядицами.

Эта история даёт всем нам урок, кто считает, что можно грешить, грешить, грешить и всё это нам сойдёт с рук.

Однако Царь Давид был Богу угодным человеком. И вот из этого горького жизненного опыта среди 150 псалмов написанных Царём Давидом, он пишет два покаянных псалма, под номерами 31 и 50.

И вот 50 Псалом мы сегодня и рассматриваем, как наиболее часто читаемый.

Сознание своей вины и своей греховности пред Богом за грех прелюбодеяния и убийства было у Царя Давида на столько глубоким, что он просит о прощении и очищении себя, обращаясь к великому милосердию Бога. У Давида было мучительное недовольство собой и осуждения себя. Давид низко пал сам в своих глазах. Он просит прощения, омовения, очищения себя.

И Царь Давид в этом псалме не только приносит покаяние за свой единственный грех, а говорит, что он уже был в беззаконии зачат и во грехе рождён, то есть склонность греховного господства он признал как враждённую и за все свои грехи он просит прощения у Бога. Все его грехи, это наследственность первородного греха и Царь Давид это признаёт.

В Псалме есть трудные слова для понимания читателя, это: "Окропи меня иссопом и буду чист " . Упоминаемый в тексте псалма иссоп — трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Ниже слова «избавь меня от кровей » указывают на кровь убитого Давидом человека.

Но есть самые главные строки этого Псалма:Сердце чистое сотвори во мне, Боже , и дух правый обнови внутри меня . Царь Давид для себя просит СЕРДЕЧНОЙ ЧИСТОТЫ . "" - я думаю нам бы всем эти слова следовало бы произносить постоянно. Понимаете разницу, нашей молитвы, о чём просим Бога мы...о земном благополучии нашем и слова молитвы святого человека Царя Давида, который просит дать ему сердечную чистоту! Вы просили когда нибудь сердечной чистоты себе своими словами не читая этот псалом? Вы просили когда нибудь у Бога, чтобы открылось у вас духовное зрение и вы бы смогли увидеть свои грехи? Вы просили у Бога дать сил не грешить? Зато бытового и проходящего, не важного для нашего сердца и души мы просим потребительски постоянно словами "Подай Господи".

При этом, эти слова: "Сердце чисто сотвори во мне, Боже " - были обращены к Богу Отцу ещё за долго до Рождества Христова. Ведь Царь Давид, это человек Ветхого Завета. А мы с вами живём в Новом Завете, мы Христиане и пользуемся христианским учением, где апостол Павел говорит в послании к Коринфянам : "Кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло и теперь всё новое " . Эти слова как бы добавляют или объясняют нам слова того же апостола Павла в послании к Галатам : " Ибо во Христе Иисусе ни чего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ".

Вот сегодня 14 января как раз в Православной Церкви празднуется праздник Обрезание Господне . Обрезание в иудейском мире является как бы очищение от первородного греха, совершается на восьмой день от рождения и младенцу даётся имя. Господь наш родился в той стране, где по закону этой страны, он тоже был обрезан и Ему было дано имя Иисус. Но вот когда появилось Христианство, то апостол Павел и говорит, что в христианстве обрезание ни чего не значит и что человек обрезан, что он не обрезан, человек одинаков, а для христианства важно быть "новой тварью"...новым творением, то есть Христианином. Кто во Христе, тот и есть новая тварь, древнее всё прошло и теперь всё новое.

Праздник Обрезание Господне у нас остался как память о этом событии, но самого обрезания у нас нет, древнее очищение ушло, теперь новое очищение Христос нам даровал, это крещение в воде. Хотя есть такие христианские народы в традиции которого есть и Обрезание младенца и его Крещение, в память о том, что и Христос был Обрезан и Крещён. Такое можно наблюдать у христиан азиатских стран и стран Африки.

Опять же апостол Павел пишит к Ефесеянам : "Ибо мы (христиане) - Его (Бога) творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела , которые Бог предназначил нам исполнить ".

А сами слова 50 Псалма: "Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня" , разве не напоминают нам слова молитвы Господа, молитвы которую единственную нам оставил Христос... "И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого "?

Для нашего покаяния недостаточно придти в храм и поставить свечу. Для покаяние Царя Давида недостаточно было приносить многократные жертвы всесожжения на ветхозаветном жертвеннике.. Для покаяние нужно: иметь соответствующее настроение, сокрушенный дух и сокрушенное смиренное сердце. Сознание своего греха, болезнь, страдание за него. Покорное сердце перед Богом .

Когда мы читаем этот 50 Псалом, мы его читаем не от лица Царя Давида, а как молитву от себя . Псалом очень ярко изображает покаянное состояние грешника. А грешники - это все люди, каждый человек и мы в том числе. Псалом должен передавать каждому из нас чувство смирение, с каким должен обращаться к Богу каждый молящийся человек. Силу смирения и глубину покаяния каждого молящегося грешника , вот что нашими устами должен передавать этот Псалом . И как мало читая этот Псалом, мы вникаем в его историю и его значения.

Краткий смысл этого Псалма, мы можем изложить (пересказать словами) так: Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою. Я зачат и рождён во грехе. Ты сообщил мне откровение, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения. Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя Такой вид богоугождения Тебе приятний всех внешних жертв .

Почему мы можем сказать, что этот Псалом не только Покаянный, но в нём красной главной чертой проходит МОЛИТВА О МИЛОСТИ Божий. Ибо Давид просит "Возвратить ему радость спасения". И такая бы милость от Бога была бы для Царя Давида наполнена радостью и веселием.

игумен Филарет (Романов)

Все о религии и вере - "молитва 50 псалом и символ" с подробным описанием и фотографиями.

Казалось бы, между 50 псалмом и Символом веры нет ничего общего, кроме того факта, что обе эти молитвы – православные. Псалом 50 написан предположительно иудейским царем Давидом за тысячу лет до Рождества Христова и является одной из сильнейших покаянных молитв. Символ Веры – совместное творение святых отцов I и II Вселенских соборов, появившееся как оружие против ересей.

Читать 50 псалом принято, когда душу обуревает смятение, когда тяжесть совершенных грехов давит с невероятной силой, а человек не может найти в себе силы для покаяния. Символ веры состоит из 12 членов (предложений), каждый из которых содержит догмат или истину, раскрывающую и поясняющую основы православного вероучения.

Символ веры и 50 псалом – помощь в обретении пропавшей вещи

Однако, при всех различиях как религиозной, так и исторической сути Символа веры и 50 псалма, народная мудрость объединила их воедино. На протяжении веков люди замечали, что две эти молитвы, прочитанные вместе, помогают найти утерянные вещи. Кто из нас не сталкивался с потерями, которые не просто портили настроение, но и грозили серьезными неприятностями? К таковым относятся крупные суммы денег, важных документов (особенно чужих), дорогостоящих драгоценностей. Не менее огорчительны и не такие убыточные, но тоже досадные потери: например, очень неприятно потерять любимый крестик, недорогой, но памятный подарок матери, какую-то другую семейную реликвию. В любом из этих случаев опытные люди советуют читать 50 псалом и Символ веры именно в такой последовательности.

Можно ли читать 50 псалом на русском языке?

Вопрос допустимости молитвы на каком-либо языке, помимо церковно-славянского, не обошел стороной и это коротенькое молитвенное правило. Разрешает ли православная церковь читать псалом 50 на русском языке? Вне всяких сомнений – да. Язык молитвы должен быть доступным и понятным человеку, и уж тем более никакой языковой барьер не может стоять между Богом и человеком. Однако и стремление научиться молиться на языке наших предков очень похвально. Поэтому начинающим христианам я рекомендую купить псалтирь на церковнославянском языке, написанную русскими буквами, с параллельным переводом на русский язык. Достаточно проявить немного настойчивости – и вы сможете читать пятьдесят псалом, а также все остальные православные молитвы на языке нашей древней церкви.

Смотреть на видео христианский псалом 50

Читать текст псалом 50 на русском языке

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Читать текст псалом 50, Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии, на церковно славянском языке.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконiе мое. Наипаче омый мя от беззаконiя моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконiе мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти. Се бо, в беззаконiих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселiе; возрадуются кости смирeнныя. Отврати лице твое от грех моих и вся беззаконiя моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица твоего и дха твоего святаго не отими от менe. Воздаждь ми радость спасенiя твоего и дхом влчним утверди мя. Научу беззаконныя путeм твоим, и нечестивiи к тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасенiя моего; возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeнiя не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволенiем твоим Сiона, и да созиждутся стены Iерусалимскiя; тогда благоволиши жертву правды, возношенiе и всесожегаeмая; тогда возложат на oлтарь твой телцы.

Как найти потерянную вещь

Совсем недавно я получила в подарок от очень хорошей подруги моей дочери книгу Архимандрита Тихона "Несвятые святые" .

Огромное ей, прекрасной и премудрой Василисе, спасибо.

Книга увлекла с первых же страниц. Скажу сразу, что прежде мне не приходилось читать, как сказал в своих отзывах об этой книге писатель Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов, "монастырскую прозу".

Не буду писать свои мысли, которые появились во время прочтения и после, свое состояние духа, но скажу одно – книга потрясающая.

"Правило совсем простое: читай 50-й псалом царя Давида и Символ веры – и вещь найдется" – цитата из книги.

Оказывается, а я и не знала, что псалом 50 является самым употребляемым псалмом.

Да и Символ веры – часто употребляемая утренняя молитва.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божня, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век,

Свет от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу,

Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за нас при Понтии Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царсвию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

Понравилось: 3 пользователям

  • 3 Запись понравилась
  • 7 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 7 Добавить в цитатник
    • 0 Сохранить в ссылки

    Ответ на комментарий наталья_2708

    и ты в это свято веришь. Любая молитва должна идти от души. Тут я полностью согласна.

    Псалом 50

    В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве

    К исполнению. Псалом Давида. Когда пришёл к нему Нафан пророк, после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии.

    1 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

    1 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё;

    2 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

    2 совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.

    3 Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.

    3 Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною.

    4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

    4 Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.

    5 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

    5 Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя.

    6 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

    6 Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.

    7 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.

    7 Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега,

    8 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

    8 дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные.

    9 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

    9 Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь.

    10 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

    10 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.

    11 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

    11 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

    12 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

    12 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.

    13 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

    13 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

    14 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

    14 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

    15 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

    15 Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.

    16 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.

    16 Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить.

    17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

    17 Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит.

    18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

    18 Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –

    19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

    19 тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

    Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

    Как часто бывает, что мы теряем разные вещи и не можем найти.Что делать тогда, ведь так хочется, чтобы все нашлось. .

    В чудесной книге "Несвятые святые" архимандрит Тихон упоминает молитвенное правило о потерянной вещи – нужно читать псалом 50 и Символ веры

    Молитвенное правило о потерянной вещи

    Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

    И воскресшаго в третий день по Писанием.

    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    Исповедую едино крещение во оставление грехов.

    Молитва 50 псалом и символ

    • Главная
    • О храмовом комплексе
    • Таинства
    • Молитвослов

    Основные православные молитвы

    Молитва мытаря

    Молитва Святому Духу

    Молитва Пресвятой Троице

    Молитва Господня

    Песнь Богородицы

    Символ веры

    Молитва о живых

    Молитва о усопших

    Иисусова молитва

    Молитва Архангелу Михаилу

    Заповеди Божии

    Блаженства Евангельские

    (Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси):

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

    (Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

    Молитва мытаря

    Боже, милостив буди мне грешному (Поклон) .

    Молитва предначинательная

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

    СлаваТебе, Боже наш, слава Тебе.

    Молитва Святому Духу

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

    Молитва Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Песнь Богородицы

    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил мне еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

    Символ веры

    Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и стадавша, и погребенна. И воскресша в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию небудет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

    Тропарь Кресту и молитва за Отечество

    Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

    Молитва о живых

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

    Молитва о усопших

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    В конце всякого молитвословия и всякого дела

    Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

    Иисусова молитва

    Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

    Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчей, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящие, от сряща, и беса полуденного. Падет от страны твоея тысяча, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрани тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

    Молитва Архангелу Михаилу

    Господи, Боже Великий, Царю безначальный!

    Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя). Защити, Архангеле, нас от всех врагов, видимых и невидимых.

    Демонов сокрушителю, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их яко прах перед лицом ветра.

    О, Господень Великий Архангеле Михаиле!

    Архистратиже, шестокрылый первый княже, воевода Небесных Сил – Херувим и Серафим и всех святых.

    О Угодный Михаиле Архангеле!

    Хранителю неизреченный, буди нам великий помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустынях, на распутьях, на реках и на морях тихое пристанище.

    О, Господень Великий Архангеле Михаиле!

    Избави нас от всякия прелести лукавыя диавольския, егда услышишь нас, грешных (имя), молящихся Тебе, призывающих имя Твое Святое, ускори на помощь нам и услыши молитву нашу.

    О Великий Архангеле Михаиле!

    Победи вся противящееся нам, силою Честнаго и Животворящего Небесного Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы, святых Ангелов и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святаго великого Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, святаго Андрея Юродивого, святых великомучеников Никиты и Евстафия, святых Царственных страсторерпцев, преподобных отец и святых святителей и мучеников и всех святых Небесных Сил.

    О, Господень Великий Архангеле Михаиле!

    Помоги нам, грешным рабам Твоим (имя), избави нас от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти, от всякого зла и от врага льстивого, и от бури поносимыя, и от лукаваго избави нас, великий Михаиле Архангеле Господень, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь

    О, святой Архистратиже Божий Михаиле!

    Молниеносным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя.

    Молитва сия древняя написана на паперти Чудова монастыря в Кремле в Церкви Михаила Архистратига.

    Аще который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его.

    Аще ли преставится от жития сего, то и ад душу его не примет!

    Заповеди Божии

    Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. (Евангелие от Матфея, гл.22.ст.37-39)

    Десять заповедей Божиих:

    1. Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене.

    2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.

    3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

    4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя. В день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.

    5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

    7. Не прелюбы сотвори.

    9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

    10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго

    твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего. (Книга Исход, гл 20, ст.2,4-5,7,8-10,12-17)

    Блаженства Евангельские

    Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное.

    Блажени плачущие, яко тии утешатся.

    Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

    Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

    Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

    Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

    Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

    Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

    Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.