» » Распространенные стереотипы школьников в отношении педагогов. Гендерные стереотипы по указке

Распространенные стереотипы школьников в отношении педагогов. Гендерные стереотипы по указке

Профессия учителя окружена многими мифами и стереотипами. Все знают о том, что работа учителя очень ответственная и трудная. Ведь педагог участвует в формировании личности ребенка ничуть не меньше чем родитель.

В древние времена эта профессия очень ценилась, учителя считались носителями духовных знаний, которые несли в массы мудрость. В нынешние времена отношение к учителям изменилось. Итак, какие же популярные представления об учителях?

Учитель — это профессия для женщин

Это мнение возникло не на пустом месте, так как в большинстве учебных заведений работают именно женщины. Но мужчины — учителя не такая уж и редкость. Особенно явно эта тенденция прослеживается в профессионально-технических училищах, где преподаются технические дисциплины. В ВУЗах также можно встретить немало мужчин — преподавателей. Но иная ситуация в средних школах, колледжах. Социологи объясняют этот факт тем, что заработная плата учителя не позволит ему содержать семью.

Все учителя очень властные люди

Многие люди полагают, что учителя продолжают командовать людьми, даже придя с работы. Психологи говорят, что профессия учителя накладывает на человека некий отпечаток. Многие учителя требуют, чтобы их слушали и не перебивали, они высказывают свое мнение и считают его абсолютно правильным, готовы отстаивать свою точку зрения до последнего. Это профессиональная привычка многих педагогов, она не говорит о властном характере человека. Это вынужденная необходимость. Ведь очень непросто донести информацию до детей, которые не хотят слушать урок и отвлекаются по каждому пустяку. Только педагоги с сильным характером могут настроить класс на работу. Ежедневная работа, связанная с тем, что детей нужно организовать, направить, воспитать, не может не отразиться на личности учителя.

Главная задача педагога — совершенное знание своего предмета

Многие действительно считают, что главная обязанность учителя — виртуозное владение информацией. Но не тот учитель считается хорошим, который может просто отчитать урок и готовиться к следующему занятию. Учитель должен вызывать доверие у учеников и пользоваться у них авторитетом. Посещаемость уроков, интерес к предмету — это то, что должно иметь место в каждом учебном коллективе. Учитель должен не просто механически читать свой предмет, а оказывать помощь ребенку. К сожалению, в наше время много равнодушных учителей, мало кто задумывается о внутреннем мире школьников. Немногие занимаются внеклассной работой, так как это требует немалых усилий.

Учебные программы могут не изменяться на протяжении долгих лет

Это заблуждение. Даже в очень отдаленных населенных пунктах учебные программы подвергаются ежегодным изменениям. С каждым годом дети усваивают все большее количество информации, так как окружающая реальность меняется и требует огромного количества знаний. Многие современные учителя сталкиваются с ситуацией, когда ученики задают им массу вопросов, на которые педагог не может найти ответа.

В современном мире профессия учителя очень мало оплачиваемая

В современном мире профессия учителя совершенно лишена высокого статуса, она не имеет бонусов. Те люди, которые идут работать в школы после окончания педагогического ВУЗа, вызывают скорее сочувствие, чем восхищение общественности. Но все — таки многое зависит от личности педагога. Ведь одни учителя вызывают любовь и уважение школьников, а другие становятся объектом насмешек. Но профессия учителя имеет некоторые плюсы: это отпуск 56 дней, а также наличие дополнительного выходного (методического дня).

Многие люди думают, что главное в работе учителя — это безграничная любовь к детям. Но можно очень любить учеников, но уметь грамотно проводить с ними работу, формировать их внутренний мир и систему ценностей.

При обучении в одном классе детей погодок (девочка старше, чем брат) родители-азербайджанцы говорят учителю: "Девочка должна стараться хорошо учиться, мальчик как может и хочет, так пусть и учится. On все равно будет начальником". Этот пример говорит о существовании различных требований к воспитанию девочек и мальчиков в разных культурах. Эти требования семья приносит в школу. Мучитель должен, по мнению родителей, соответствовать этим пожеланиям.

Учитель как ведущий субъект образовательного и воспитательного процесса в школе играет важную роль, транслируя учащимся через учебную деятельность, своим примером и своей личностью определенные гендерные представления, стереотипы и гендерные установки.

Гендерными стереотипами согласно словарю гендерных терминов А. А. Денисовой (2002 г.) являются общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. Гендерные стереотипы определяются социокультурной средой и соответственно подвержены изменениям. Гендерные стереотипы формируют гендерные ожидания.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола. Гендерный гетеростереотип – шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Причины возникновения стереотипов могут быть следующие.

  • 1. Перенос отдельных единичных случаев на более широкий круг явлений и недоучет информации разных источников. При этом гипотетическое высказывание превращается в обобщенное утверждение. Например, на основании высказывания "В женщине природой заложен материнский инстинкт и на протяжении столетий ведущая роль по уходу за ребенком отводилась матери" делается вывод: "Все женщины хотят быть матерями, и все матери любят своих детей".
  • 2. Утрирование особенностей детей разного пола. Убеждения о некоторых особенностях мальчиков и девочек лежать в основе педагогической деятельности, направленной на усиление, использование этих особенностей в обучении, а не компенсацию слабо развитых качеств. Убеждения принимаются как руководство к действию, учитель начинает идти на поводу у убеждения. Например, если мальчик отстает в развитии речи и вербального интеллекта, то следует обратить особое внимание на развитие именно этого аспекта, а не пренебрегать этим в обучении мальчиков. Если девочке проще работать по алгоритму, это нс значит, что другие виды работ ей не доступны и их не следует развивать.
  • 3. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям может приводить к закреплению гендерных стереотипов. Так, в соответствии со стереотипом мы ожидаем от мальчиков и девочек проявления гендерно-типичных качеств. Но девочка может быть активной, смелой и решительной, а мальчик – нежным, кротким и робким вопреки ожиданиям окружающих могут быть противоположными.

Как преодолеть гендерные стереотипы? Одной из задач современного образования должно стать смягчение жестких полоролевых стереотипов в воспитании. Родители и учителя могут разъяснять то, что пол имеет существенное значения лишь для репродуктивной сферы. В других сферах жизнедеятельности важными являются культурные и этнонациональные традиции. Родители и учителя могут демонстрировать модели поведения и деятельности, свойственные обоим полам.

Одним из путей преодоления гендерных стереотипов в образовании может стать формирование психологической андрогинности школьников, т.е. стимулирование и развитие личности мальчика и девочки, гармонично сочетающей в себе психологические характеристики женственности и мужественности, способной к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни. Л. В. Штылева в своей монографии предлагает критерии формирования психологической андрогинности (табл. 10.7).

Таблица 10.7

Критерии и индикаторы формирования психологической андрогинности у школьников

Критерии

Индикаторы

Гармоничное развитие в личности мужского и женского начала

Психологически андрогинные дети легко берутся за выполнение как "мужских", так и "женских" занятий, не разделяют их, не "маркируют" речью.

В общении и поведении проявляют в зависимости от ситуации как "типично маскулинные" качества (решительность, настойчивость, смелость), так и "типично фемининные" – заботливость, внимательность, чуткость

Адаптивность, легкий (бесконфликтный) переход от одних видов деятельности к другим (от типично маскулинных к типично фемининным и наоборот)

И мальчики, и девочки по собственной инициативе берутся за выполнение любой работы, не обсуждая ее "полоролевой статус".

Учащиеся стремятся овладеть всеми полезными для жизни навыками, не разделяя их на "мужские" и "женские", поддерживают друг друга в процессе обучения

Позитивное восприятие лиц как своего, так и другого пола в различных ситуациях взаимодействия

  • 1. При выборе партнеров для учебных упражнений и игр учащиеся легко создают смешанные по полу группы.
  • 2. Между мальчиками и девочками в классе поддерживаются ровные и доброжелательные отношения.
  • 3. Дети заводят друзей как своего, так и другого пола.
  • 4. Учащиеся не используют в общении между собой гендерно окрашенные прозвища, определения.
  • 5. Резкие, отрицательные замечания относительно "правильного мужского" и "правильного женского" не получают поддержки в классе.
  • 6. Проявления культурного и индивидуального разнообразия в поведении женщин и мужчин (сверстников и сверстниц) воспринимаются детьми как естественное право личности на самовыражение

Цель социализации по эгалитарным правилам – личность, которая характеризуется:

  • 1) гендерной компетентностью (когнитивный элемент);
  • 2) гендерной толерантностью (ценностно-смысловой компонент);
  • 3) гендерной сензитивностью (эмоционольно-коммуникативный компонент).

Таким образом, мы можем констатировать следующее: учителя ценят в учениках, мальчиках и девочках, практически одинаковый набор качеств. Прежде всего, это доброжелательность, опрятность, ответственность, качества, полезные в учебной деятельности и мыслительные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпимость и в наименьшей степени – волевые качества; в мальчиках, наоборот, в большей степени – волевые качества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность и в меньшей степени – качества, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми. В учениках учителя ценят любознательность, при этом у девочек это качество практически не называется. К мальчикам требования предъявляются недостаточно определенные – соответствующие модели поведения женского типа, и в то же время недостаточно внимания уделяется развитию волевых качеств.

Гендерные установки педагогов имеют значительное влияние на воспитание детей. Именно поэтому важно осознание педагогом собственных установок для того, чтобы часть из них использовать на благо в воспитании, а часть – корректировать.

Необходимо помнить о существующих различиях между мальчиками и девочками:

  • – в темпе и особенностях психофизиологического созревания;
  • – нейропсихологических особенностях;
  • – формировании произвольной регуляции поведения и произвольности внимания;
  • – некоторых особенностях по функционированию интеллектуальных операций (зрительное восприятие, пространственная ориентация и др.);
  • – личностных характеристиках.

Однако эти различия не столь существенны. При этом разброс индивидуальных показателей внутри гендерных групп (мальчиков или девочек) превышает разброс между группами.

При обучении ребенка необходимо опираться на универсальные закономерности развития. Во-первых, реальные различия в развитии, обучении и воспитании мальчиков и девочек не столь велики, несмотря на бытующие в обыденном сознании стереотипы, и во многом обусловленные не биологическим полом, а заданными культурными, социальными нормами и системой воспитания. И, во-вторых, разброс индивидуальных различий превалирует над половыми.

Девочек и мальчиков надо обучать и воспитывать, учитывая их особенности, как природные, так и сформированные в результате социализации. Обучение зависит не только от интеллектуальных способностей учеников, но и от отношения школьника к учителю, учителя к ученику, от их психологической совместимости, близости их когнитивных стилей, стратегий переработки информации, темповых характеристик учащихся. Родителям и учителям надо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предполагаемых гендерных различий. Гендер может влиять на то, чего от детей ждут учителя и родители, а это может повлечь за собой разное отношение к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В результате у детей могут сформироваться гендерно дифференцированные навыки и представления о себе, которые ограничивают их возможности. Педагоги и родители могут и должны создавать среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и следить за тем, чтобы дети не перенимали гендерные стереотипы, изображаемые в СМИ.

  • Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008.
  • 16 лет, Пермский край

    О нарушении прав я начала задумываться пару лет назад, когда случайно забрела на группу с историями девушек. Речь шла об ужасных вещах - изнасилованиях, домашнем насилии, а преступники не были наказаны из-за того, что полиция не нашла состава преступления или девушкам никто не поверил. Я задумалась: где справедливость, если такие вопиющие преступления остаются безнаказанными?

    С тех пор я стала чаще замечать свинское поведение мужского пола по отношению к женскому, которое у нас в стране, видимо, считается нормальным: девушкам присвистывают вслед, трогают их - просто потому, что так захотелось. Девушки обычно просто терпят это. Недавно я сама столкнулась с похожей ситуацией. Я люблю одеваться красиво - не для кого-то, а для себя. В один прекрасный день, когда я шла по центру города в короткой юбке и на каблуках, до моей ноги дотронулся неприятный пожилой мужчина. Первая реакция - шок, со мной такого раньше не происходило, я даже не смогла отреагировать, а тот мужчина успел уйти. Возмущение, которое я так и не выразила, весь остаток дня крутилось у меня в голове. Но это стало для меня уроком, впредь я буду знать, как вести себя в такой ситуации: если такое произойдет, я постараюсь пресечь такие действия, а затем вразумить человека.

    Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать»

    В колледже я то и дело замечаю неравное отношение к мальчикам и девочкам. У нас в группе всего три мальчика, на пары из них обычно ходит только один. Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать». На географии нам рассказывали о неравенстве зарплат мужчин и женщин за одинаковую работу. Кто-то выкрикнул: «Ну и правильно!» Другие рассмеялись. В нашей почти полностью женской группе ни одна не выразила своего несогласия. Неужели только я сочла это несправедливым? Еще в школе меня поражало, когда учителя-женщины говорили о том, что девочкам главное - найти хорошего мужа, а хорошо учиться - это дело второе.

    В социальных сетях, опять же, сталкиваюсь с несправедливостью. Вот опрос: «Кто должен быть главным в семье?» Варианты ответа: «мужчина» и «оба равны». Варианта ответа «женщина» даже не предусмотрено, а больше половины ответивших проголосовало за мужчин.

    Я очень рада, что в моей семье родители действительно равны. Никто никому не приказывает, уж тем более не применяют силу. Но и у меня недавно состоялся неприятный разговор с мамой: мне объясняли, что я будущая женщина, что я должна буду найти себе вторую половину мужского (обязательно!) пола, завести детей. Потому что в этом якобы мое предназначение. Когда я попросила привести аргументы, мне ответили, что так заведено.

    От патриархального склада никуда не деться, мы живем в стране, где обычная жизнь тесно связана с церковью и традициями. Все будто забыли, что мы светская страна. У меня появляется ощущение, что наши органы власти судят людей по «Домострою», где жену можно и ударить.

    А еще некоторые девушки не уважают друг друга. Пока мужчины видят это, они будут считать, что тоже могут неуважительно обращаться к девушкам.

    Я не знаю, когда этот беспредел закончится, но сейчас мне неприятно жить в обществе, где царит сексизм и гомофобия.

    17 лет, Иваново

    Когда я загорелся идеями феминизма, многие считали это очень странным, потому что я мальчик. Сегодня мое мировоззрение - это совокупность взглядов против дискриминации по какому-либо признаку. Во мне изменилось многое, но вокруг меня мало что сдвинулось с места.

    Да, глупо отрицать, что во «взрослом» мире господствует гендерное неравенство. Но хуже дела обстоят в мире детей, которым навязывают стереотипы и установки. Нас воспитывают по стандартной системе: «Мальчики, вы сильные, вам не дозволено пускать слезы. Девочки, вам следует быть утонченными принцессами».

    На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых

    Школа часто злоупотребляет правом воспитывать детей. Начинается все со школьной формы. Твой внешний вид - одна из самых доступных форм самовыражения - жестко регламентируется другими. Дальше идет разделение на «М» и «Ж». На уроках технологии девочек учат готовить, а мальчиков - быть плотниками. Лично мне было ужасно обидно, что я не могу научиться готовить что-то вкусное, хотя считаю это прекрасным занятием. Вместо этого я должен заниматься дурацкой работой, которую сегодня за деньги выполняют наемные рабочие. На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых. Мальчики, конечно, заведомо были сильными, поэтому физрук всегда кричал нам вслед: «Не сдавайся, ты же будущий боец. За кем будет стоять твоя жена?»

    В старшей школе я стал меньше ощущать на себе это давление. Может, потому что учителя решили, что к этому времени мы уже стали «правильными»?

    С друзьями - особая ситуация. Их головы уже промыты, стереотипы глубоко пустили корни. Они не хотят видеть рамки, в которые их загнали. На меня огрызаются, когда я пытаюсь учитывать мнение и мальчиков, и девочек. Личная жизнь будто уже прописана кем-то наперед, и все следуют этим инструкциям.

    В семье дела обстоят по-другому - тут все родные, не с кем бороться. Родители мои, воспитанные в 70-х годах, конечно же, переносят гендерные установки на меня и моих братьев. Но стоит ли винить их в этом? В глазах отца мы будущие бизнесмены, предприниматели, руководители на высоких постах.

    Кто-то может сказать, что только так мы сможем сохранить человечество и нормальное общество. Но кто определил эти стандарты и почему мы не можем их нарушать? Сейчас люди вдруг задумались о сохранении каких-то истин. Но если взглянуть в историю, окажется, что «истины» всегда были разными.

    Именно в феминистических и в схожих с ними идеях я вижу выход из ситуации. Мне кажется, активисты должны нести эти идеи в школы. Нужно менять воспитание - не радикальным образом, а постепенно. Только так возможно воспитать общество, в котором не будет неравенства.

    17 лет, Забайкальский край

    Я живу в военном городке, где почти все семьи состоят из жены и военнослужащего мужа. В таких семьях глава - мужчина, его считают защитником, а женщина обязана сидеть дома и выполнять все домашние обязанности. Работы здесь особо нет, шансов для саморазвития - тоже. В этих семьях даже не знают о равноправии. Если об этом заходит речь, итог один: муж - добытчик, жена сидит дома - значит, не устает, нечего строить из себя угнетенную.

    Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета

    Половина мальчиков, насмотревшись на это, непременно хотят стать военными. Им не сложно добиться этой цели. Своим девушкам парни сразу дают понять, что они должны дожидаться их из армии. А потом в любой момент она должна будет бросить учебу, работу и приехать к нему в богом забытый городок, чтобы начать свою карьеру служанки.

    Я пытаюсь донести окружающим (в школе в том числе), что это ненормально. Все воспринимают это как шутку. Самое ужасное, что девушки реагируют так же, как парни. Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета.

    Я думаю, что права женщин систематически нарушают только из-за того, что идеи феминизма - это как тайный клуб, о котором говорят шепотом, да и то не всем. Если бы все истории про изнасилования, похищения и избиения доносились до народа, то все было бы гораздо лучше. Женщины бы чаще задумывались, что такое количество преступлений - не просто случайность.

    17 лет, Минск

    В 13–14 лет я стала задумываться о том, сколько гендерных стереотипов меня окружает. Я совсем не понимала, почему люди поощряют такое, и боролась с неравенством, даже не зная, что такое феминизм. Когда я узнала, что существует такое движение, я сразу стала его поддерживать.

    Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие»

    В школе гендерных стереотипов полно, и это печально. Школа должна быть местом, где учат не только математике и истории, но и уважению. Даже учителя поддерживают неравенство, что уж говорить об учениках?

    Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие». А открытый урок о подвиге белорусских женщин в военные годы наша классная руководительница завершила словами: «Смысл жизни женщины - это создание семьи, воспитание детей». Она вообще довольно религиозная женщина, постоянно говорит, что девочки должны быть слабыми и дарить свою красоту только мужу.

    Однажды в классе я сказала, что женщина не обязана рожать. Мой одноклассник ответил: «Если женщина не рожает, то зачем она вообще нужна?» Печально все это.

    По рассказам одноклассниц, я лишний раз убедился в зашоренности нашего общества: истерики и требования от дочерей «родить внучат», ограничение общения с противоположным полом, оскорбления на почве ориентации - этот набор стереотипов и без того всем известен.

    Неуважение к собственным детям, ученикам, да и просто к людям, неприятие какого-либо мнения, кроме своего, боязнь нового - вот лишь краткий список недугов, которыми поражено наше общество.

    Учитель всё больше напоминает парту или доску, которой ты пользуешься несколько лет, а потом не вспоминаешь. А школьники тратят время и силы на предметы, которые им не пригодятся и неинтересны. Почему так происходит – рассказывает учитель русского языка Михаил Караваев.

    Причин на самом деле много - низкая зарплата, непрестижность работы учителя, бумажная волокита. Но самая главная - стереотипы, которые прочно сидят в головах у взрослых. У родителей и учителей. Всё, что будет перечислено ниже, - те или иные «традиции», которые либо уже не работают, любо нерабочие в принципе. Но воспринимаются как что-то незыблемое.

    1. Учитель - на всю жизнь. И только он даёт знания

    Хороших учителей, да и плохих тоже, помнишь всю жизнь. И ходить в гости к своим бывшим педагогам - нормально. Но чаще всего учитель - это просто оборудование. Такое же, как стол, доска, тетрадь. Только живое. Вряд ли вы скучаете по своей парте, куску мела или доске.

    Учителя (и родители!) должны это понимать: вам дали детей на время, чтобы вы их подготовили к жизни и отпустили. Грустно, но это так. Учителям нужно помнить о границах своего участия в жизни ребёнка. Вообще задача школы - научить человека получать знания самостоятельно. А теперь ещё немного ужасов: некоторые современные образовательные системы обходятся вообще без учителей. К примеру, на платформах типа Khan Academy или Coursera есть кураторы группы (часто те, кто прошёл курс до вас), все курсы записаны на видео, для тестов не нужен преподаватель, а творческие задания ученики проверяют друг у друга сами. Плохо ли это? По себе могу сказать, что большую часть знаний я получил именно на онлайн-курсах.

    2. Учитель не оказывает услугу

    Нет, учителя именно оказывают услугу за деньги (пусть небольшие) налогоплательщиков. И задача учителей - делать это качественно. Это учителя должны детям, а не дети им (конспекты, тетради, стихи наизусть и так далее).

    3. Всё, чему учат в школе, пригодится «для общего развития»

    Огромное количество информации ученику никогда не пригодится. Если учитель не может объяснить, для чего нужно учить его предмет, то учить этому, скорее всего, не нужно. Или нужно, но по-другому. Например, для чего учить родной язык? Сейчас - для того, чтобы писать без ошибок диктанты и сочинения по «Войне и миру». При этом составить резюме или просто написать заявление в ЖКХ на замену батареи - задача невыполнимая. Таким элементарным практическим вещам в школе просто не учат.

    А как нужно учить и для чего? Ответ - а для чего мы используем, так и учить. Вообще-то задача школы - не трудоустроить людей с педагогическим образованием, а сделать из учеников ответственных граждан, научить их жить в обществе. Поэтому нужно учить кулинарии и мальчиков и девочек, а ещё считать сдачу, общаться.

    Я очень любил математику в старших классах, на контрольных делал оба варианта, потому что было интересно. У меня списывали даже те, кто пошёл учиться в Бауманку (сам я пошёл на филфак). Через два года после поступления решил повторить алгебру, просто так. Через полчаса закрыл учебник - не мог понять даже азов. А ведь у нас было по восемь уроков алгебры в неделю! В 11 классе я сбегал с уроков на свидания с девушкой, и сейчас я понимаю, что это было лучшее применение школьного времени.

    4. Детей нужно делить по классам и никак иначе

    «Класс» в старшей школе - пережиток совка. Люди разные, с разными интересами и способностями, поэтому нужна специализация. Профильные (гуманитарные и математические) классы проблемы не решают. Помочь могут система кредитов и самостоятельный выбор предметов, когда у каждого старшеклассника индивидуальная программа в зависимости от будущей специальности. Это, кстати, избавит от «натяжек», когда человек работает на три с плюсом, но надо ставить ему пятёрку, ведь он отличник по основным дисциплинам. И социализация не пострадает, не переживайте - у подростков и так половина жизни проходит в соцсетях и мессенджерах. А в средних классах другие проблемы: сейчас они переполнены, а должно быть не больше 15 человек, а ещё лучше - не больше десяти.

    5. «Когда вырастешь, тогда и узнаешь». И про будущую специальность, и про работу по специальности

    Часто человек вообще ничего не знает об особенностях своей специальности вплоть до диплома и поиска работы (по этой специальности). Например, на моём факультете педпрактика начиналась с третьего курса. Оказалось, что школьники и я, сам недавний школьник (как я считал), живём в разных реальностях и не очень понимаем друг друга. Как говорят? Какую музыку слушают? В какие игры играют? Тогда-то я и понял, что профессия учителя - это что-то запредельное. Жаль, что мне об этом сразу не сказали. Выход - ранняя практика, экскурсии, встречи с крутыми педагогами ещё в школе.

    6. Учитель всегда прав. Он не может быть не прав

    Если ребёнок может аргументированно выразить свою точку зрения, которая отличается от правильной, - он молодец, а не выскочка. И я не вижу ничего плохого в том, чтобы называть учителя по имени. А традиция вставать в начале урока или если в класс зайдёт завуч - пережиток казарменного воспитания и уравниловки. Если дети жалуются на учителей - это повод разобраться, а не вызывать родителей. У меня был коллега, от которого, пардон, неприятно пахло. Когда дети мне пожаловались (!), пришлось разговаривать с ним на эту тему. Запах исчез. Возможно, не стоило этого делать, ведь учитель всегда прав. Но взрослые могут быть не правы. И дети должны об этом знать.

    7. «Три пишем, два в уме». С оценками не спорить

    Во-первых, пять баллов - это слишком мало для адекватного оценивания. Нужно минимум десять. Во-вторых, не очень понятны критерии. Любая система несовершенна, это не значит, что надо отказываться от системы оценивания вообще (хотя в начальной школе я бы совсем отменил оценки). Оценки - это отражение усвоения материала. Если ребёнок написал «3*2=6», а ему снижают балл, потому что правильно «2*3=6», то любой нормальный родитель скажет, что это бред.

    8. Учитель говорит, все молчат и слушают

    В школе нет диалога между учителем и учеником. Педагогам не интересны школьники, так почему школьникам должно быть интересно то, что говорят эти дяди и тёти? При этом ситуация меняется, если всего-навсего спрашивать у учеников мнение или давать возможность решить проблему по-своему. Ученики удивляются, что с ними разговаривают на равных и интересуются их мнением. И по-моему, это ужасно.

    Иллюстрации: iStockphoto (donatas1205, EkaterinaVassilieva, Helen_Field)

    Сегодня общественный статус и общественное мнение об учителях, как это показывают опросы, не высокий, и перед учителями стоит задача - изменить отношение к себе к лучшему. За вас, учителя, этого никто больше не сделает. Итак, путь осилит идущий...

    Стереотип первый: учитель - профессия бездоходная и непрестижная

    Главным элементом типового образа учителя в современном сознании общества является неприбыльность, а следовательно и непрестижность этой профессии. Этот стереотип, к сожалению, самый болезненный из всех, и сломать его очень трудно. Это обусловлено реальностью, ведь всем известно, что заработная плата, которую сегодня получают российские учителя, - одна из самых низких в мире. Например, в Турции зарплата учителей составляет $ 10 000 в год, а в Англии и Америке - $ 38 000 в год. Ближайший к нам по окладу учителей - тот самый Гондурас - $ 2500 в год.

    Согласно социологическим опросам, большинству учителей денег хватает на еду и товары первой необходимости. И только каждый третий заявил, что зарплата позволяет приобрести товары длительного пользования. А учитывая, что в современном мире престиж профессии напрямую зависит от размера заработка, учительское образование считается чем-то второсортным.

    Интересно, что престиж профессии низок не только в общественном восприятии, но и в восприятии самих учителей - об этом свидетельствуют все те же опросы. На вопрос «почему вы выбрали эту профессию?» Большинство отвечает, что у них не было выбора. Как правило, отношение к профессии в столь низко мотивированных педагогов не меняется к лучшему. А это может привести к общему снижению кадрового потенциала учителей.

    Поэтому этот стереотип необходимо менять, ведь в действительности школа - это первая ступенька на пути жизненного успеха, которая дает базу для получения высшего образования. И профессия учителя - одна из самых востребованных в мире. Сегодня есть много успешных примеров, когда учитель неплохо зарабатывает и имеет высокий социальный статус. Хорошие зарплаты, например, у учителей частных школ. Если же вы преподаете в государственном учреждении, используйте индивидуальные занятия с учениками - эта практика распространена во всем мире, и в ней нет ничего плохого. Знайте себе цену и требуйте от окружающих соответствующего отношения.

    Стереотип второй: учительница? Но она в три часа уже дома

    Это тоже очень распространенное мнение, на самом деле не соответствует действительности. Ведь кроме времени, потраченного на урок, у учителей есть много других обязанностей. По результатам опросов, еженедельная занятость учителя среднестатистического учителя - до 30 часов в неделю. Но ведь еще существует проверка тетрадей, которая занимает до 10 часов в неделю, подготовка к урокам (до 12 часов), собрание родителей, заседание педагогических советов (до 8 часов). Кроме этого - разнообразная бумажная работа, как заполнение журналов, оформление отчетов, тоже занимает пропасть времени (по разным оценкам, до 8 часов в неделю). Поэтому не трудно подсчитать, что учителя работают не меньше, а то и больше представителей других профессий. В связи с этим в некоторых учителей даже сложилось мнение, что школа - это, во-первых, «контора», и основное занятие учителя в конторе, конечно, - писать и заполнять различные бланки. На самом деле задача учителя в школе совсем другая, и такая бумажная работа превращает некоторых учителей на служащих, которые не ищут творческих подходов к обучению, а примитивно «отчитывают материал».

    Поэтому следует искать пути избавления учителей от ненужной писанины. Возможно, какую-то часть работы следует отменить вовсе, а какую-то передать отдельному человеку, который будет заниматься исключительно канцелярской работой.

    Стереотип третий: учитель - это консерватор

    Такое распространенное мнение сложилось благодаря тому, что большинство учителей - это люди среднего возраста. Статистические подсчеты показали, что большинство учителей, а именно 31% - это люди от 31 до 40 лет. Молодые люди до 26 лет составляют 5,7% опрошенных, в 27-30 лет - 7,1%. Считается, что в среднем возрасте человек мало интересуется новостями, склонен к использованию наработанного опыта, не прислушивается к другим. Но этот стереотип тоже надо ломать, ведь он отвечает действительности только наполовину.

    По опросам, более половины учителей еженедельно 1-8 часов занимаются повышением своей квалификации, изучением профессиональной литературы, новых методик. Не находят времени на это только не более 5% учителей. Все учителя минимум раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации - это обязательно.

    Что же касается владения компьютером и интернетом, то это умеют делать больше половины учителей и большинство директоров. Почти каждый третий учитель и каждый второй директор умеет пользоваться интернетом. Но эта цифра не приближается к 100% из-за того, что возможности доступа к компьютерам ограничены - они зависят от размеров школы и района расположения школы. Только каждый четвертый учитель в деревне имеет доступ к глобальной сети, тогда как в центрах такая возможность есть у половины опрошенных. Таким образом, учителя желают «общаться» с компьютером, но обычно такой возможности у них просто нет.

    Здесь следует отметить, что Интернет - необходимая реальность настоящего, бездонный колодец разнообразной информации, и без него движение вперед будет неполноценным. Поэтому, если вы еще не освоили искусство поиска полезной информации в глобальной сети, самое время заняться повышением своей квалификации в этом направлении.

    Стереотип четвертый: учителей засыпают подарками

    Многие считают, что традиция подарков и взяток глубоко укоренилась в высших учебных заведениях и школах нашей страны. Но нужно отличать подарки от взяток, ведь в том, что школьники все вместе подарили своему учителю на Новый год, 8 Марта или День учителя подарок, нет ничего противоправного. Это знак уважения и внимания, который в отношениях «учитель-ученик» вполне допустимый. Опросы учителей показали, что им приятно получать небольшие подарки от детей, но это никак не влияет на их отношение к ученикам.

    Стереотип пятый: со временем учитель-женщина совсем теряет женственность

    Профессия учителя считается женской в отличие от многих других. И это логично, ведь женщина традиционно воспринимается как более мягкая, добрая, внимательная, чем мужчина. Феминизация учительских кадров не усиливается, но количество женщин в школе и без того превышает количество мужчин: 80% процентов учителей - женщины. Среди директоров их чуть меньше - 76%.

    Многие считают, что женщина в школе перестает быть женщиной в прямом смысле этого слова, т.е. быть привлекательной, нравиться противоположному полу. Но школа и женская красота кажутся совершенно противоположными вещами. Наоборот, женская привлекательность может вам пригодится как в отношениях с коллегами, так и в отношениях с учениками, ведь «законы женской привлекательности» действуют и здесь. Расположить к себе будет полезно и в отношениях с родителями учеников, она поможет установить взаимопонимание. Женщина, которая больше похожа на «рабочий станок», имеет гораздо меньше шансов получить от своих коллег ответ «да» и заставить людей идти ей навстречу в решении возникающих вопросов. Не вызывает она и чувство уважения к себе. Поэтому, если женщина и в обстоятельствах школьного цейтнота остается женщиной, от этого она только выиграет.

    Поэтому, хорошие наши, будьте Женщинами с большой буквы и в первую очередь ломайте негативные стереотипы, создавайте себе новый образ успешных женщин и делайте вашу профессию не только престижной, но и красивой. Пусть мужчины завидуют …