» » Въездной туризм в приморском крае. Исследование рынка туристских услуг приморского края

Въездной туризм в приморском крае. Исследование рынка туристских услуг приморского края

В сентябре-октябре 2003 г. нами было проведено исследование рынка туристических услуг Приморского края.

Объекты исследования : производители и потребители рынка туристических услуг.

Границы исследования : Приморский край.

В рамках исследования были определены две цели :

  • Оценка конкурентной среды предприятий туристической отрасли;
  • Выявление предпочтений потребителей туристических услуг Приморского края.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи :

  • изучение некоторых аспектов деятельности предприятий отрасли;
  • выявление лидеров отрасли и определение их конкурентных преимуществ;
  • выявление портрета потребителя туристических услуг;
  • выявление потребительских мотиваций при выборе туристической фирмы для сотрудничества;
  • выявление факторов конкурентоспособности туристических предприятий;
  • выявление тенденций развития туристической отрасли Приморского края.

В рамках данной статьи будут представлены некоторые результаты, полученные в ходе выполнения обеих целей исследования.

Методология исследования
Кабинетные методы:

  • изучение статистической информации, представленной Комитетом по туризму и санаторно-курортному делу Приморского края и Приморским краевым комитетом государственной статистики;
  • изучение публикаций об отрасли Приморского края в местных СМИ;
  • изучение данных, полученных в результате ранее проведенных исследований рынка туристических услуг.
  • Изучение внутренней отчетной информации предприятий-лидеров туристической отрасли.
Полевые методы:
  • Опрос потребителей рынка туристических услуг Приморского края;
  • Опрос руководителей и специалистов предприятий – лидеров туристической отрасли Приморского края.

Определение типа и объема выборки.

1. Полевое исследование потребителей туристических услуг.

Тип выборки – квотируемая выборка.

Квоты были распределены исходя из особенностей потребления туристических услуг, выявленных в результате разведочного исследования, проведенного нами в 2002 г. (рис. 1, 2).

Выборка является представительной, т. к. в ней соблюдены основные характеристики и пропорции генеральной совокупности.

При определении объема выборки нами был применен подход, основанный на использовании доверительных интервалов . Уровень доверительного интервала задан равным 95%, что соответствует стандартному отклонению в 1,96. Вероятность наступления интересующего нас события была неизвестна, поэтому был использован равновероятностный подход. Таким образом, объем выборки определен по следующей формуле:

n = (50*50)/1,96 = 651 (чел.),

где n – объем выборки.

2) Полевое исследование руководителей и специалистов предприятий – лидеров туристической отрасли Приморского края.

Тип выборки - простая случайная, охват – 85% предприятий тур отрасли, реально занимающихся туристической деятельностью и представивших информацию о ней в органы государственной статистики (100 фирм), причем в выборку вошли все туристические предприятия, регулярно размещающие рекламные объявления в средствах массовой информации.

2. Основные результаты исследования

2.1. Тенденции развития туристического рынка Приморского края

Анализ вторичных данных показал, что туристическая отрасль Приморского края развивается довольно динамично (рис. 3).

Как видно из диаграммы, с 1991 г. количество туристических предприятий Приморья увеличилось в 47.5 раз. Максимальное количество туристических предприятий было зарегистрировано в 1998 г. (286 фирм). Но в том же 1998 г. в стране произошел кризис, который отразился и на туристической отрасли (около 60% предприятий были вынуждены прекратить свою деятельность). В последние три года рассматриваемого периода количество туристических предприятий не имело серьезных изменений.

Проанализируем динамику туристских потоков Приморского края за период с 1995 по 2002 гг.

С 1995 по 1999 гг. динамика как въездного, так и выездного туристских потоков имеет скачкообразный характер, и только в 1999 г. и 2000 г. наметилась тенденция к увеличению выездного и въездного потоков соответственно (рис.4). При этом за последние четыре года въездной поток развивается более быстрыми темпами, чем выездной, что является хорошей тенденцией. Однако в 2001 г. темп роста въездного потока значительно замедлился и имеет тенденцию к уменьшению. За весь период наблюдается преобладание выездного потока над въездным в среднем на 44%.

По целям поездок въездные и выездные потоки Приморского края распределились следующим образом.

Значительную долю (в среднем около 70% за анализируемый период) в структуре въездных потоков занимают поездки с целью туризма, что является очень благоприятным фактором для экономики края. Однако анализ динамики поездок показывает тенденцию к снижению доли визитов иностранных граждан с целью туризма, что настораживает. На втором месте в структуре поездок стоят посещения иностранцев со служебными целями (около 16%), причем до 2000 г. этот показатель имел отрицательную тенденцию, а в 2002 г. произошло его резкое увеличение – в 1,5 раза по сравнению с 2000 г. Поездки с частными целями занимают крайне незначительную долю (0,1-0,2%) (рис. 5).

Особенности географического положения Приморского края определяют структуру туристских потоков по направлениям.

Китайское направление было и остается приоритетным в структуре как въездного, так и выездного потоков (рис. 6, 7). Кстати, Китай с 1996 г. входит в пятерку стран - лидеров в области международного туризма. Так, в 2001 г. по международным туристским прибытиям и по доходам от международного туризма эта страна занимала пятое место в мире. Для Приморского края Китай является основным партнером и в обозримой перспективе останется таковым, благодаря его соседству, огромному населению, росту открытости и уровня жизни населения.

В структуре въездного потока второе место после Китая занимает Япония, третье - Республика Корея, четвертое - США. Что касается выезда, на втором месте стоит Республика Корея, а на третьем - Япония.

Динамика количества туристов из разных стран, посетивших Приморский край в 1999-2002 гг., представлена в таблице 1.

Анализ распределения международных потоков по странам в динамике показывает, что интерес китайских граждан к Приморскому краю не ослабевает: их количество постоянно увеличивается, и в 2002 г. оно составило 162301 человек, что в два раза больше по сравнению с 1999 г.

Динамика потока японских туристов в Приморский край имеет скачкообразный характер. Тем не менее, в 2002 г. по сравнению с базовым годом количество японских граждан, посетивших Приморский край, выросло на 63,6%.

Поток туристов из Республики Корея имеет в целом положительную динамику. В 2000 г. он несколько снизился, зато с 2001 г. наблюдается рост, имеющий тенденцию к увеличению.

Что касается США, поток граждан этой страны до 2001 г. с каждым годом увеличивался приблизительно в два раза, но в 2002 г. резко упал даже ниже уровня базового периода. Здесь, вероятно, сказалось влияние террористического акта, произошедшего в США 11 сентября 2001 г.

Рассмотрим тенденции в выездном туристском потоке Приморского края (таблица 2).

Для приморских жителей наибольший интерес представляют такие страны, как КНР, Республика Корея, Япония и Таиланд.

Туристские потоки в КНР и Японию до 2001 г. имеют положительную динамику, в 2002 г. происходит незначительное уменьшение.

Что касается Республики Корея и Таиланда, динамика количества выехавших в эти страны российских туристов неравномерна, что говорит о неустойчивых туристических связях с этими странами.

Среди других стран, в которые выезжали российские туристы, наибольший удельный вес занимают такие страны, как Сингапур, Новая Зеландия, Вьетнам, Филиппины.

2.2. Результаты опроса потребителей рынка туристических услуг Приморского края.

Как показало исследование, 81.6% выборки (531 человек) пользовались услугами туристических фирм Приморского края, 18.4% (120 человек) – не пользовались.

Из 120 человек, не пользовавшихся услугами туристических предприятий, 65,8% составляют мужчины, 34,2% - женщины. Данные респонденты распределились по возрастным категориям следующим образом (рис. 8):

Эту часть респондентов составляют в основном люди с низким доходом (72.5%), а также люди со средним и высоким доходом, регулярно совершающие туристические поездки в европейские страны через московские туристические предприятия.

Так как целями исследований предусмотрено изучение мнения людей, пользовавшихся услугами туристических фирм Приморского края, дальнейший анализ основывается на выборке в 531 человек.

Социально-демографические характеристики выборки представлены в таблице 3.

Как показывают данные таблицы 3, наибольшую часть выборки (около 60%) представляют респонденты от 26 до 45 лет. Потребителей женского пола было опрошено в каждой возрастной категории в среднем на 2% больше, чем потребителей мужского пола.

Социальный состав выборки представлен на рисунке 9.

Как показано на рис. 9, туристические поездки совершаются чаще служащими и специалистами коммерческих фирм (52% выборки), на втором месте стоят руководители и частные предприниматели (24%).

Проанализируем распределение респондентов в зависимости от возраста, пола и дохода (таблица 4).

Анализ данных таблицы 4 показывает, что туристические поездки чаще совершаются людьми со средним уровнем дохода (47,1% выборки). Из данной группы потребителей наибольшие доли приходятся на лица женского пола в возрасте 26 - 35 лет (7,9% выборки), лица мужского (7,72%) и женского (7.34%) пола в возрасте 36 - 45 лет.

Как показало исследование, повторно услугами одной и той же фирмы пользовались 56,7% выборки (301 респондент). Остальные респонденты либо пользовались услугами туристических фирм единожды, либо обращались в разные туристические фирмы. Среди причин, которые побудили потребителей повторно обратиться к услугам туристической фирмы, были названы следующие (таблица 5).

Из полученных результатов по данному вопросу мы можем сделать вывод, что наиболее важными факторами, оказывающими влияние на повторную покупку на данном рынке, являются:

  • качественные параметры предоставляемых услуг – 66,4% (удовлетворительный сервис, выполнение всех условий договора при первой поездке, а отсюда и появление доверия к фирме);
  • приемлемый уровень цен.

Необходимо заметить, что качество услуг в данном случае является более важным параметром, чем цена.

Одной из основных задач исследования было выяснить, что является наиболее важным для потребителей при выборе туристической фирмы (кстати, этот вопрос был задан как непосредственно самим потребителям, так и специалистам туристических компаний – результаты по опросу специалистов и сравнительному анализу опроса специалистов представлены ниже).

Результаты обработки ранжированных данных по потребителям представлены в таблице 6 (места между критериями распределены исходя из максимального количества потребителей, присвоивших критерию первые три ранга).

Из таблицы видно, что наиболее важным критерием выбора туристической фирмы является цена. На втором месте – имидж фирмы (41,6%), что подтверждает вторичные данные о важности формирования положительного образа фирмы в глазах потребителей для предприятий, работающих на рынке услуг вообще и туристических, в частности. К важным критериям выбора потребители относят так же культуру обслуживания, полноту предоставляемых услуг и наличие скидок (38,2%; 37.1%; и 36,5% соответственно).

Выявлению факторов конкурентоспособности туристических фирм может помочь анализ ответов на вопрос об отрицательном опыте сотрудничества потребителей с туристическими фирмами (его имели 166 респондентов – 31,3% выборки). По ответам 166 респондентов подводим статистику, что их не устроило в сотрудничестве с туристической фирмой (таблица 7).

Анализ данных таблицы 7 позволяет сделать вывод о том, что туристическим предприятиям необходимо в первую очередь обращать внимание на выбор фирм-смежников, так как от работы каждого из них зависит и оценка потребителями работы фирмы – организатора туризма. Тщательное выполнение всех пунктов договора является необходимым (но не достаточным) условием обеспечения конкурентоспособности туристического предприятия. Еще одним важным параметром, влияющим на конкурентоспособность турфирмы, является квалифицированный персонал. Руководителям турфирм необходимо уделять особое внимание подбору и обучению сотрудников, ведь услуги персонала туристической фирмы являются одной из составляющих туристического продукта.

Одним из вопросов анкеты был вопрос относительно того, в какой стране респонденты собираются провести свой отпуск в 2004 г. Ответы распределились следующим образом (рис. 10).

Как видно из диаграммы, большинство потребителей (73%) собираются провести свой отпуск за границей. Наиболее популярными европейскими странами являются Франция, Италия и Испания, среди экзотических стран наиболее часто респонденты упоминали КНР, Тайланд, Японию и Южную Корею (рис. 11, 12).

2.3. Результаты опроса руководителей и специалистов туристических фирм.

В таблице 8 представлена характеристика выборки.

Как показало исследование, рынок туруслуг достаточно развит. Так, 68% предприятий функционируют на рынке более 4 лет, 26% - от 1 года до 3 лет, 6% - менее 1 года.

В своей деятельности большинство тур фирм продолжают ориентироваться на выездной туризм как наиболее выгодный в сложившихся условиях. Так, доля предприятий, занимающихся отправкой туристов за границу, составляет 86% (из них в Китай 58%).

Тем не менее, ряд руководителей фирм оценили перспективность въездного и внутреннего туризма и осознали важность развития этих направлений для экономики края. Внутренним туризмом занимаются 49% предприятий, а на прием туристов работают 58% фирм выборки (из них туристов из Китая принимают 22%).

Что касается характера деятельности, осуществляемой туристическими фирмами, лишь 5% предприятий отрасли являются исключительно туроператорами, 24% - турагенты, а большинство (71%) сочетают как туроператорскую, так и турагентскую деятельность по различным туристским направлениям.

В таблице 9 показано распределение респондентов по видам осуществляемой деятельности и разработанным туристским направлениям.

Как видно из таблицы 9, туристические фирмы, занимающиеся исключительно туроператорской и исключительно турагентской деятельностью, отдают предпочтение отправке туристов за границу, в то время как фирмы, сочетающие туроператорскую и турагентскую деятельность, развивают все направления.

В таблице 10 показано распределение туристических предприятий в зависимости от специализации на конкретном туристском направлении. В ходе исследования выяснилось, что из числа включенных в выборку предприятий специализацию имеют 42 %.

Данные, представленные в таблицах 9 и 10 подтверждают вторичную информацию о том, что в настоящее время наиболее развитым туристским направлением является выездной туризм, а на въездной и внутренний туризм ориентировано очень небольшое количество предприятий отрасли. Такая ситуация, по мнению экспертов, обусловлена рядом факторов, перечень которых будет представлен ниже.

Нас также интересовало мнение специалистов и руководителей относительно предпочтений потребителей при выборе конкретной фирмы. Большинство экспертов убеждены, что наиболее важным критерием выбора является цена (49% респондентов поставили этот критерий на первое место, 19% - на второе). На втором месте по степени важности стоит имидж фирмы (26% респондентов поместили этот критерий на первое место, 8% - на второе и 14% - на третье). Третье место занимает такой критерий, как наличие скидок (27% и 17% респондентов поставили этот критерий на второе и третье места соответственно). Кроме того, очень важным критерием выбора потребителей, по мнению специалистов отрасли, является культура обслуживания (22% респондентов присвоили этому критерию первые три ранга).

Таким образом, туристические фирмы в своей деятельности, по словам их руководителей, особое внимание уделяют проблемам ценовой политики и формирования положительного имиджа на рынке.

На вопрос о том, на что турфирмы больше ориентируются в своей деятельности – на снижение издержек или на улучшение качественных параметров услуг – большинство из специалистов (92%) отметили второй вариант. Фактически, улучшение качественных параметров услуг ведет к увеличению их стоимости. Тем не менее, руководители фирм считают, что современный турист становится все более требовательным к уровню качества предоставляемых услуг, что ставит перед туристическим предприятием задачу обеспечения должного уровня обслуживания при конкурентоспособной цене.

Особый интерес для нас представлял вопрос о том, на что опираются туристические фирмы в конкурентной борьбе. В качестве вариантов были предложены следующие параметры: низкий уровень цен, низкие издержки, высокая культура обслуживания, широкий ассортимент, уникальность турпродуктов, высокие качественные параметры туров, имидж фирмы, эксклюзивные отношения с партнерами по бизнесу, высокая квалификация персонала, гибкая политика скидок, предоставление полного спектра услуг, эффективность системы ФОССТИС, свой вариант. Среди своих конкурентных преимуществ, 19% респондентов отметили широту ассортимента, 17% - высокую культуру обслуживания, 14% - низкий уровень цен, по 11% - высокую квалификацию персонала и имидж фирмы. Эксперты отмечают, что наличие широкого ассортимента является важным критерием при совершении повторных покупок туристических услуг.

Нас также интересовал вопрос, существует ли зависимость между сроком существования турфирмы на рынке и ее конкурентным преимуществом (таблица 11 ).

Анализ данных таблицы 11 показывает, что «молодые» фирмы в стремлении завоевать рыночную долю делают упор на низкие цены. Специалисты фирм со средним стажем среди своих конкурентных преимуществ, помимо цены, указывают наличие скидок, достаточно большой процент респондентов называет высокую культуру обслуживания и качество услуг, а также эксклюзивные отношения с партнерами. «Ветераны» отрасли имеют на этот счет свое мнение. Наибольшее число руководителей турфирм считает, что для обеспечения успеха на данном рынке необходимо наличие широкого ассортимента. На втором и третьем местах по количеству ответов стоят такие конкурентные преимущества, как высокая культура обслуживания и имидж фирмы.

В ходе исследования выяснилось, что все турфирмы имеют постоянных клиентов и используют различные методы стимулирования повторной покупки (таблица 12).

Нас интересовало мнение экспертов относительно самых успешных предприятий туристической отрасли. Небольшая часть респондентов (8%) считает, что таких фирм нет (правда, без комментариев). Остальные специалисты были более объективными, и на основании их ответов выявились четыре тур фирмы, деятельность которых признана наиболее эффективной и будет подвержена дальнейшему анализу относительно факторов успеха (по понятным причинам, названия этих фирм мы опускаем).

Интересно мнение специалистов относительно тенденций развития туристической отрасли в Приморском крае. Значительная часть экспертов (37%) высказала мнение о перспективности данной отрасли. Однако, большинство специалистов (63%) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития тур отрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов (табл. 13).

Таким образом, в целом по исследованию рынка туристических услуг Приморского края можно сделать следующие выводы:

  1. рынок, несмотря на ряд сдерживающих факторов, развивается довольно интенсивно;
  2. большинство туристических фирм, вне зависимости от характера деятельности, ориентируются на отправку российских туристов за границу;
  3. внутренний и въездной туризм развит слабо;
  4. среди туристских направлений китайское остается наиболее развитым (как въездной, так и выездной туризм);
  5. на рынке наблюдается острая конкурентная борьба, в которой фирмы используют в основном ценовые инструменты;
  6. большинство фирм, функционирующих на данном рынке, имеет большой срок существования (более 4 лет). Практически все эти фирмы имеют своих постоянных клиентов и на вопрос о конкуренции они упоминают такие же крупные фирмы. Но ожесточенной конкуренции среди них нет, как они сами утверждают, есть сотрудничество и мирное сосуществование;
  7. фирмы, существующие на рынке менее четырех лет, составляют меньший процент. Именно эти фирмы и говорят о конкуренции, кроме того, основными конкурентами чаще всего называют фирмы, существующие на рынке уже давно;
  8. ожесточенная конкуренция существует лишь с среди тех фирм, которые существуют на рынке менее 4 лет, и фирмы, имеющие большой стаж работы на рынке туризма, не могут быть их конкурентами, для них они лишь лидеры на рынке туризма, имеющие наибольший процент потребителей тур услуг.
  9. существуют большие барьеры входа на рынок, к которым относятся:
    • соглашения между крупными фирмами о взаимном сотрудничестве;
    • отсутствие инвестирования тур отрасли в целом, жесткое налогообложение;
    • сложное таможенное регулирование и визовое оформление;
    • проблемы с лицензированием;
    • высокие цены, трудности с регулированием цен;
    • финансовая ограниченность.
  10. На рынке действуют 10 фирм-лидеров, основными конкурентными преимуществами которых являются:
    • имидж, наработанный за долгий срок существования на рынке;
    • широта ассортимента;
    • качество предоставляемых услуг;
    • наличие собственного транспорта.
    • взаимная поддержка крупных тур фирм.
  11. Деятельность тур фирм не соответствует ожиданиям потребителей.
    • Из всех потребителей, пользовавшихся услугами какой-либо тур фирмы, повторно обращались в ту же фирму около 50% респондентов. По качеству предоставления услуг более 30 % респондентов были недовольны.
    • Причины, которые влияют на повторное сотрудничество с тур фирмой: удовлетворительный сервис, приемлемые цены. Причем, гораздо более значителен фактор сервиса, т.к. цены наших тур фирм большинство респондентов называют все-таки средними (при этом наши респонденты – представители среднего и низшего класса). К тому же уровень цен практически у всех фирм одинаков, разница незначительна и преимущества у фирм, у которых сложился имидж и определенное количество постоянных клиентов - они могут позволить себе скидки и снижение цен. Кроме того, как выяснилось с помощью корреляционного анализа, цена важнее тем, кто покупает шоп-туры (а это только поездки в Китай). Нас же больше интересуют те, кто покупает туры на отдых или бизнес-туры, для них важнее полнота услуг в тур пакете и имидж фирмы.
    • К наиболее важным факторам выбора тур фирмы для сотрудничества потребители относят цены, имидж фирмы, сервис (под сервисом они подразумевают культуру обслуживания и предоставление полного набора услуг в туристическом пакете).
    • Основными недостатками в работе туристических фирм, по мнению потребителей, являются: несогласованность работы смежников; невыполнение фирмами условий договора; организация туров в целом.

Таким образом, туристические фирмы Приморского края мало внимания уделяют вопросам конкурентоспособности, не используют в своей деятельности маркетинговые подходы.

Первым шагом реализации программы развития туристического комплекса должно стать создание современной системы маркетинга отрасли, которая должна включать в себя создание современной информационной базы, налаживание системы сбора статистической информации, приведение в порядок статистических показателей, систему анкетного сбора информации.

Из мировой практики известно, что экономическая эффективность вложений в маркетинг и основанную на ней рекламу услуг может составлять от 500 до 1000%.

Рекреационный потенциал Приморского края используется в незначительной степени (не более чем на 10% возможностей по оценке экспертов). Как таковой этот потенциал не является лимитирующим фактором развития программного туризма. Основное внимание должно быть сосредоточено на развитии инфраструктуры, позволяющей вовлечь в экономически эффективное и социально-значимое использование большую долю этого ресурса.

Оценка предприятий отдыха и развлечения приводит в следующим выводам:

  • · В стоимости турпродукта от 10 до 20% отводится на эти цели.
  • · В системе развития ночных клубов необходимо:
    • - развитие многофункциональных клубов, расширение площадок, использование открытых площадок, мест отдыха (так называемых chill-out);
    • - использование разнообразных программ по дням недели, тематических вечеров, экзотических услуг;
    • - дифференциация цен в зависимости от сегмента рынка, дней недели, часов посещения;
    • - предложение заведений по интересам (женских клубов, элитных закрытых клубов, модных современных клубов и т.д.);
    • - использование клубных карт.
  • · В сети кинотеатров:
  • - привлечение сегмента 3-го возраста с показом старых фильмов;
  • - показ фильмов с дублированием на китайском (корейском, английском) языках в малых залах, возможно по заказу туристов.
  • · В системе театров, концертных залов, цирка:
  • - реконструкция здания городского цирка;
  • - использование потенциала Института Искусств и театров для проведения городских массовых шоу;
  • - разработка календаря гастролей, привлечение лучших театральных и концертных трупп (большой интерес проявляется к визуальным формам искусства - балет, танцевальные коллективы);
  • - продвижение местных творческих групп на туристском рынке включение в базу данных туристских ресурсов.

Оценка системы объектов экскурсионно-туристического показа приводит к следующим выводам:

· В стоимости турпродукта 10-20% затрачивается на экскурсионно-туристический показ. Сегодняшний объем объектов экскурсионного показа позволяет обеспечивать 2-х, 3-х дневную продолжительность тура. Задача состоит в том, чтобы довести эту длительность к расчетному времени до 5-6 дней.

Для повышения эффективности культурной и экономической отдачи от этих объектов необходимо:

  • - Реновация городской исторической среды на территориях, ориентированных на обслуживание туристов.
  • - Поддержание федерального статуса Историко-фортификационного музея Военной крепости, его реконструкция и оборудование для туристско-экскурсионного использования, очистка территории от застроек;
  • - Воссоздание актерского действа функционирования территории Фортов.
  • - Оборудование видовых площадок.
  • - Установка специального оборудования, позволяющего видеть панорамы города в любое время суток;
  • - Установка сувенирных лотков на территории площадок с городской тематикой;
  • - Придание статуса на уровне предпринимательской деятельности видовой площадке и ограничение возможного целевого использования - территории видовой площадки.
  • - Создание национального мини-парка.
  • - Создание единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в Приморском крае в рамках экскурсионного совета (единая аккредитационная карточка с использованием символики Приморского края, принятие Положения об аккредитации, Положение об обязанности и квалификационных требованиях для получения аккредитации).

Государственное управление комплексом основано на устаревшей модели управления объектами, вне самого процесса их эффективного использования. Необходим переход на механизм управления проектами развития отрасли. Процесс реализации программы представляет собой слагаемое множества конкретных и успешно реализованных проектов. Создание механизма управления проектами развития - необходимое условие достижения программных целей. Эта задача находится в прямой компетенции власти. Механизм управления проектами, с учетом специфики каждой отрасли хозяйства или сферы социальной жизни, предполагает:

  • · Создание корпоративного информационно-маркетингового центра.
  • · Создание нормативных оснований для разработки и реализации проектов.
  • · Систему подготовки проектных менеджеров по данному направлению.
  • · Систему методической и финансовой поддержки разработки бизнес планов проектов.
  • · Систему конкурсного отбора проектов и их экспертной оценки.
  • · Систему поддержки фирм, компаний, берущих на себя задачу реализации проектов.
  • · Содействие в поиске инвесторов.

Развитие рекреационно-туристического комплекса края является одним из приоритетных направлений развития, предусмотренных «Стратегией развития Приморского края до 2010 г.». Определение этого развития в качестве приоритетного связано с исключительно благоприятным геополитическим и географическим положением Приморья, благодаря которому край имеет значительные конкурентные преимущества относительно других регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это положение способно обеспечить широкий и устойчивый рынок для рекреационно-туристических услуг, предоставляемых краевыми предприятиями данной отрасли.

Основная цель программы - создание в Приморском крае современного и конкурентоспособного рекреационно-туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Настоящий документ определяет условия и механизмы, позволяющие достичь поставленной цели, ориентируясь на следующие расчетные показатели.

Индикативными показателями достижения поставленной цели являются:

  • 1) Увеличение вклада в ВРП края с 3% (около 90 млн. долл. США) до 6-7% (около 200 млн. долл.)
  • 2) Увеличение вклада в бюджет края с 0,5% до 5-6%.
  • 3) Увеличение средней продолжительности туров с 2-3 дней, до 5-6.
  • 4) Увеличение финансовой емкости всего спектра предоставляемых туристам услуг и товаров с 65 долл. США до 150 за один туристический день.
  • 5) Увеличение потока въездных туристов с 500 тыс. (2002) до величины порядка 1,2 млн. человек в год.

Соответственно в задачи программы входит:

  • · Расширение объема и качества предоставляемых туристических и сопутствующих услуг - в том числе: в области гостиничного бизнеса, в сфере отдыха и развлечений, в экскурсионной области, в производстве и реализации сувенирной продукции.
  • · Более широкое вовлечение в сферу рекреационно-туристических услуг природного потенциала Приморского края.
  • · Развитие транспортной, сервисной, инженерной инфраструктуры отрасли.
  • · Создание современной информационно-маркетинговой системы обслуживания отрасли.
  • · Формирование благоприятного инвестиционного климата для развития туристской инфраструктуры края.
  • · Совершенствование нормативно-правовых оснований предпринимательской деятельности в области туризма.
  • · Создание системы управления проектами развития в области РТК.
  • · Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Сроки и этапы реализации - 2004-2005 гг. и до 2010 года. Первый этап (2004-5 гг.) включает следующую последовательность мероприятий:

  • 1) Утверждение Программы Законодательным собранием Приморского края.
  • 2) Разработку и принятие основных законодательных и нормативных актов, необходимых для эффективного развития отрасли и привлечения в нее инвестиций.
  • 3) Создание информационного центра при Администрации края.

Второй этап 2005-10 гг. Завершение работы по модернизации материальной базы, по созданию современной инфраструктуры, активизацию строительства объектов.

План основных мероприятий по реализации программы развития туристического комплекса Приморского края приведен в таблице 1.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • · увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристических услуг, формирование современного туристического рынка в Приморье;
  • · увеличение вклада РТК в валовой региональный продукт и краевой бюджет;
  • · стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, транспорта, связи, торговли, производство товаров народного потребления;
  • · образование новых рабочих мест в сфере туризма;
  • · привлечение иностранных инвестиций в экономику края;
  • · сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия;
  • · удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.

Таблица 1

План основных мероприятий по реализации программы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края

Наименование мероприятия

Исполнители

Ожидаемые результаты

Источники и объем финансирования

1. Совершенствование нормативно-правовой базы

1.1. Принять Закон Приморского края "О налогообложении для предприятий, осуществляющих деятельность на рекреационных территориях"

Комитет по туризму

Упорядочение налогообложения, повышение бюджетной отдачи от рекреационных территорий

1.2. Принять закон Приморского края (внести изменения) «Об использовании рекреационных территорий и морских акваторий Приморского края».

Упорядочение налогооблажения, повышение бюджетной отдачи от рекреационных территорий.

1.3. Разработать и утвердить типовое положение и договор с арендаторами земли рекреационного назначения

Комитет по туризму, комитет по охране окружающей среды

Перераспределение дохода от использования земли в пользу краевого и муниципальных бюджетов

1.5. Разработать и принять закон (распоряжения) «Об аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов на территории Приморского края»

Комитет по туризму

Обеспечение интересов субъектов Приморского бизнеса, повышение качества обслуживания, антидемпинговый эффект. Повышение доходов бюджета.

1.6. Представить предложения в МИД РФ о лоббировании вопроса об упрощении визового режима между Приморьем и Японией, Приморьем и Р.Кореей.

Департамент Международного сотрудничества

Увеличение потока туристов

(на 30% - оценка экспертов)

1.7. Разработать и утверждить положение «Об аккредитации туристических фирм официальными агентами при администрации Приморского края» (Распоряжение губернатора)

Комитет по туризму

Повышение качества туристических услуг и туристического имиджа Приморья. Увеличение доходов бюджета. Повышение прозрачности бизнеса.

1.8. Разработать и принять закон Приморского края «О социальном туризме»

Комитет по туризму

Октябрь 2004

Поддержка малообеспеченных слоев населения и увеличение несезонной загрузки турфирм и саноторно-курортных учреждений.

20 млн.руб. в год

1.9. Разработка и принятие закона Приморского края «О модельных территориях»

Комитет по туризму

Вовлечение в туристический оборот природных и рекреационных ресурсов края, обеспечение сохранности этих ресурсов. Увеличение доходов отрасли и бюджета.

1.10. Представить предложение в Правительство РФ о снижении портовых сборов для иностранных круизных судов, осуществляющих заходы в порты Приморского края

Комитет по туризму

Увеличение региональных доходов

1.11. Разработка и утверждение "Положения о деятельности специализированных средств размещения семейного типа b&b"

Комитет по туризму

Расширение объема мест размещения туристов

2. Совершенствование системы управления РТК

2.1. Утвердить целевую программу развития РТК Приморского края в Законодательном собрании Приморского края

Комитет по туризму. ТЦСР

2.2. Образовать конкурсно-экспертную комиссию по экспертизе и продвижению проектов развития отрасли.

Комитет по туризму. ТЦСР

2.3. Способствовать учреждению ассоциаций в каждой из смежных с туристической отраслей. (Среди предприятий гостиничного хозяйства и других мест размещения, предприятий питания, учреждений культуры и отдыха, транспортной сферы) Проводить периодические координационные совещания с представителями ассоциаций.

Отделы, комитеты и управления администрации Приморского края, муниципальных образований

2004 Весь период

2.4. Инспектирование экскурсионных маршрутов с последующим обсуждением итогов на заседании информационно-методического туристско-экскурсионного Центра

Комитет по туризму, информационный туристический центр

Весь период

Оперативная оценка состояния, информационное обеспечение деятельности РТК

2.5. Проводить конкурсы на лучшее туристское предприятие, гостиничное предприятие, предприятие питания; лучший маршрут

Комитеты и управления администрации Приморского края

Весь период

Повышение предпринимательской активности в области РТК

2.6. Создать туристические представительства в Китае

Комитет по туризму, Департамент международного Сотрудничества

Обеспечение интересов национальных турагенств

2.7. Объявить конкурс на разработку сценариев событийного туризма.

Департамент Культуры, Комитет по туризму

Комплексное решение и развитие всей системы РТК. Расширение рынка услуг комплекса.

2.8.. Войти в члены координационного совета «Регионы России - Московское соглашение».

Комитет по туризму

Использование финансовых и информационных федеральных ресурс

2.9. Включить в экспертно-конкурсную комиссию и координационный совет по образованию представителей СМИ.

Комитет по туризму

Повышение согласованности действий и интересов соответствующих субъектов. Повышение эффективности всех параметров деятельности РТК.

3.1. Формирование реестра федеральной, краевой, муниципальной и частной собственности на объекты туристической индустрии и инфраструктуры и кадастра земель рекреационного назначения

Комитет по туризму, ТИГ ДВО РАН

Упорядочивание использования государственной собственности, повышение доходов бюджета

600 тыс.руб

3.2. Участие в туристских выставках "Дальтур", "Дальтур-Экспо", "MITT", международных выставках единым стендом. Создание постоянно действующего стенда.

Комитет по туризму,

2000 тыс.руб. в год

3.3. Создание информационного туристского центра (ГУП) Создание и поддержка соответствующего сайта.

ФПДИ «Приморье», ТЦСР

Расширение рынка туристических услуг, Рост доходов отрасли и бюджета

1800 тыс.руб.

3.4. Проведение маркетинговых исследований по разработанным методикам.

Информ.центр.

2004-03-30 Весь период

Расширение рынка услуг

3.5. Проведение первичного исследования потребителей въездного и внутреннего туризма, разработка и внедрение системы сбора первичной информации

Информационный центр

2004 весь период

Расширение рынка услуг

3.6. Представление материалов во «Всероссийский каталог туристических ресурсов Регионов».

Комитет по туризму

Выход на Всероссийский рынок туристических услуг

3.7. Проводить ежегодно ознакомительные туры для иностранных туроператоров и журналистов

Комитет по туризму

Весь период

Расширение рынка

200 тыс. руб.

3.8. Издание ежегодного бюллетеня туристской информации и статистики

Комитет по туризму

50 тыс. руб.

4. Подготовка кадров

4.1. В рамках Школы проектных менеджеров начать подготовку инновационных менеджеров в области туризма как элемента системы управления проектами

2004 Весь период

Формирование системы управления проектами.

500 тыс. руб.

4.2. Создать координационный совет по туристическому образованию.

Комитет по туризму. ВГУЭС

4.3. Поддержка учебно-методической базы Головного центра подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма. Издание учебных пособий. Создание лабораторий и проч.

Комитет по туризму. ВГУЭС

Весь период

Повышение качества обучения

1200 тыс.руб в 2004 и 500 тыс. в посл.

4.5. Утвердить план работы Головного центра

ВГУЭС Комитет по туризму

Октябрь 2004

Повышение квалификации кадров. Создание системы непрерывного образования в отрасли.

Можно отметить, что с появлением рыночных отношений в России к 2000 г. произошло становление индустриального, дифференцированного, элитарного туризма.

Рассмотренная периодизация развития туризма в мире является, как отмечалось ранее, условной, в России же и в ряде других стран развитие туризма в нее не вписывается.

Развитие туризма на последних его этапах связано с рядом социально-экономических факторов:

  • · увеличением свободного времени в общем временном балансе населения;
  • · ростом общественного благосостояния и платежеспособного спроса на услуги;
  • · возрастающей потребностью в отдыхе и оздоровлении;
  • · демографических факторов;
  • · урбанизацией и глобализацией;
  • · коммуникационно-гуманитарных факторов;
  • · трансформацией традиций, культур и общественного сознания;
  • · изменениями в структуре духовных ценностей и др. Проанализируем подробнее некоторые из приведенных фактов.

Привлекательность города Владивостока для туристов обусловливается его уникальным географическим положением на карте России и стран АТР, его природными особенностями, а еще тем, что город является ближайшим европейским городом на пути туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Владивосток - крупнейший тихоокеанский город-порт России. Он имеет морской выход ко многим странам АТР, в том числе КНР, США, Японии и др. На сегодняшний день состояния туристической отрасли показывает недостаточное развитие городской инфраструктуры, в частности гостиничного бизнеса, а также и общего назначения. Работа администрации Владивостока по развитию инфраструктуры общего и туристического назначения наряду с созданием благоприятных условий для населения города преследует также цель трансформировать туризм из выездного в приоритетно въездной.

В Приморском крае уровень конкуренции среди туристических предприятий ощущается особенно остро, поскольку на территории края очень велика плотность туристических компаний. Количество туристических предприятий в различных источниках оценивается по-разному. Наиболее полный список турфирм включает 271 предприятие. Фирмы в основном расположены в г. Владивостоке -- 86%. Бурный рост количества туристических фирм в Приморском крае обеспечил массовый туризм в приграничный Китай (в основном шоп-туры). На этот вид туризма приходится до 50% всех поездок российских туристов в Китай. В связи с изменением таможенного законодательства туристский поток из России в Китай последние два года неуклонно снижался. В этих условиях туристические предприятия существенно изменили спектр предложений туров по Китаю. Изменяется и структура потребительского спроса на туристические услуги, предоставляемые китайской стороной.

В настоящее время наблюдается спад в туристской отрасли Приморского края, рассматривая статистические данные, следует обратить внимание на то, что за последние 3года, объем потока туристов в Приморский край упал на 60%. Основными негативными моментами, отпугивающими от Приморского края потенциальных туристов в данное время, являются отрицательный имидж края, особенно среди японцев, чрезвычайно ценящих в своих путешествиях безопасность и комфорт. Далее идут высокие транспортные расходы, связанные как с въездом в Россию, так и с передвижением внутри страны, низкий уровень обслуживания при достаточно высокой стоимости услуг, отсутствие отелей высокого уровня, нехватка точек питания. Что касается туристов из Китая, то более обеспеченные китайские туристы в настоящее время выбирают такие города как Москва и другие крупные западные города России. Вообще Китай недооценивается как рынок выездного туризма. Однако темпы развития выездного туризма Китая поражают. В 1992 г. из Китая выехало 2,9 млн. туристов, в 2003г. 20,2 млн. Россия, однако, делает очень мало шагов навстречу рвущемуся к нам потоку туристов, хотя своим географическим положением мы обречены на тесные туристские контакты. Количество китайских туристов, прибывших в Приморье с 1994 г. выросло с 30 тыс. до 178 тыс. человек. Доля России в выездном туристском потоке Китая составляет около 5%, что очень мало для двух стран-гигантов, имеющих одну из самых длинных сухопутных границ в мире и давние культурно-исторические и экономические связи.

Но, рынок туристских услуг Приморья в настоящее время частично стабилизировался, туристские предприятия стремятся нормализовать свою работу, хотя некоторые туристические компании временно или навсегда прекратили работать, а остальные перешли к активным действиям (обновлению и расширению предложения, занялись новыми направлениями, внутренним туризмом) для обеспечения конкурентоспособности в данной сфере.

Перспективным туристским рынком для Приморского края являются такие дестинации как Республика Корея, Япония, Таиланд и Китай. Большинство туристических компаний реализуют туристические поездки в Китай, так как подобные туры пользуются огромным спросом у российских туристов. У 97% турфирм города Владивостока основной деятельностью является организация туров в Китай. Но среди них и встречаются такие туристические фирмы, которые организуют туры и экскурсионные программы как по России, так и по Приморскому краю.

Природные и историко-культурные ресурсы Приморского края позволяют туристским фирмам, ориентированным на рынок внутреннего туризма, заниматься самыми различными видами туристской деятельности и удовлетворять широкий круг интересов потребителей туристских услуг. Так, спортивные туры ориентированы на пешие походы по пересеченной местности, сплав по горным рекам, регулируемую охоту, рыбалку, моторизованные перемещения в самых разнообразных направлениях и с различными целями. Научный и познавательный туризм основан на имеющихся археологических памятниках, карстовых объектах, уникальных растительных и животных сообществах, контрастных ландшафтах, вызывающие эстетическое наслаждение. Массовые маршруты выходного дня предусматривают посещение приморских водопадов, пещер Екатерининского горного массива, распадков Анисимовско-Лукьяновского рекреационного района. В теплое время года большой популярностью пользуется агротуризм, предусматривающий непромышленный сбор дикоросов.

Наибольший интерес у рекреантов вызывает летний отдых на островах залива Петра Великого и побережье Японского моря. Второе место по популярности летнего отдыха занимают его организованные виды в оздоровительных учреждениях. Для этих целей в Приморском крае функционирует, хотя и недостаточно развитая, но уже довольно разветвленная сеть стационарных рекреационных учреждений, среди которых более 145 баз отдыха, туристических баз и пансионатов.

Таким образом, рекреационные ресурсы Приморья весьма привлекательны и перспективны для их широкого использования. Тем не менее, внутренний туризм не становится приоритетным направлением в деятельности большинства туристских фирм. На это есть определенные причины. Одни из них носят субъективный характер, другие обусловливаются общим состоянием экономики региона.

Для выявления проблем, затрудняющих использование рекреационных ресурсов внутреннего туризма и стоящих перед туристскими фирмами задач, нами было проведено анкетирование руководителей и сотрудников турфирм г. Владивостока. В выборку, сформированную по случайному принципу, попали 20 фирм с различными приоритетными направлениями и масштабами деятельности. В опросе приняли участие сотрудники 5 крупных, 5 средних и 10 малых фирм.

Среди опрошенных сотрудников фирм внутренний туризм включают в сферу своей деятельности 13 (65%) респондентов. Из них только одна турфирма выделяет внутренний туризм как приоритетный и одна отмечает преобладание внутренних туров над выездными (за пределы России) в зависимости от сезона года (в основном летом). Остальные турфирмы считают выездной туризм более предпочтительным, причем, зачастую, с категоричным неприятием работы на внутренних маршрутах.

Из семи фирм выбравших приоритетным выездной туризм, две хотели бы заняться внутренним туризмом, остальных устраивает существующее положение дел, они отмечают, что нашли свою “нишу” и не хотели бы мешать другим. Между тем, все фирмы уже занимающиеся внутренним туризмом, хотели бы расширить эту область своей деятельности.

При ответе на вопрос о проблемах внутреннего туризма сотрудники фирм отмечали пункты анкеты, мешающие включить его в сферу своих интересов. Все опрошенные указали на главную проблему, стоящую перед турфирмами: неразвитость социальной инфраструктуры, в первую очередь плохое качество автомобильных дорог (14 респондентов).

Вторым по значимости отмечено низкое качество объектов туристского размещения или недостаточное их число (13 респондентов). При этом учитывался целый комплекс проблем, начиная с отсутствия гостиниц в местах, интересных для туристов, и заканчивая несоответствием между ценами и качеством услуг, их малым набором, удаленностью и тяжелой доступностью объектов (особенно это касается северных районов края). Впрочем, качество туристских и экскурсионных объектов в целом признавалось удовлетворительным, отмечалось, что их состояние поддерживается на должном уровне.

Многие работники турфирм, участвовавшие в опросе, не делали различий между понятием качества объектов туристского показа и качеством социально–бытового обслуживания. При этом подчеркивался такой лимитирующий фактор, как малый набор услуг, оказываемых на маршруте. Такое смешение понятно, потому как эти проблемы тесно взаимосвязаны, и трудно определить, когда заканчивается одна и начинается другая.

Третьими по значимости назывались факторы малокомфортного транспортного обслуживания и недостаточно качественного питания в пути. В оценке транспорта шесть респондентов выделяли высокие тарифы на транспортные услуги и не всегда удовлетворительное состояние транспортных средств.

К недостаткам питания в пути респонденты относили не только питание в пути, но и питание непосредственно в местах отдыха. Было отмечено как отсутствие пунктов питания, так и невысокое качество услуг, а также то, что не всегда учитываются потребности туристов, что вызывает их справедливые нарекания.

К другим, менее значимым факторам, были отнесены удаленность мест назначения, неблагоприятные погодные условия, плохое состояние подъездных путей, недостаточная оборудованность природных объектов (отсутствие мест для привалов, леерных ограждений опасных участков и др.)

Удаленность рекреационных территорий воспринимается респондентами не только в территориально-географическом плане, но и как проблема со связью (5 респондентов). Работники турфирм испытывают трудности при попытках связаться с абонентами, находящимися в крупных населенных пунктах, тем более с отдельными туристскими группами на маршруте.

Прокат туристского инвентаря (2 респондента) и производство и реализацию сувениров (3 респондента) отметили как проблемные соответственно 2 и 3 респондента.

Нами установлено, что ни одна из рассмотренных проблем туристскими фирмами практически не решается. Менеджерам внутреннего туризма приходится в пределах имеющихся возможностей, приспосабливать свой бизнес к существующему положению и, в лучшем случае, пытаться сохранить существующие объемы продаж внутренних туров. Впрочем, это не всегда достижимо, и некоторые фирмы вынуждены сокращать долю внутреннего туризма, вплоть до полного отказа от этой деятельности. Заниматься внутренним туризмом на постоянной основе могут либо крупные фирмы (ОАО «Приморское агентство авиационных компаний», «Дальинтурист» и др.), либо общественные организации типа «Приморской лиги ходьбы Женьшень». Невозможность разрешения основных проблем собственными силами приводит к тому, что фирмы вообще не желают заниматься внутренними путешествиями. Респонденты отмечают, что улучшение инфраструктуры сняло бы многие проблемы.

Значительная часть респондентов (26,8%) считает, что акценты в развитии внутреннего туризма должны быть смещены в направлении детских и молодежных туров, полагая что эта целевая аудитория является одной из самых перспективных. Дети менее притязательны, чем взрослые, более склонны к коллективным формам проведения свободного времени, легче и быстрее воспринимают новые предложения туроператоров, более эмоциональны. Впечатления от путешествий и экскурсий запечатлеваются на многие годы, часто на всю жизнь, порождая желание путешествовать и в будущем. Формирование личности молодых людей посредством участия их в путешествиях по своей стране (краю, области) позволит некоторым из них в будущем определиться в выборе профессии, связанной либо с туризмом, либо с природоохранной деятельностью.

Несмотря на обозначенные трудности, сопутствующие организации туров по Приморью, некоторые фирмы хотели бы расширить свою деятельность в сфере внутреннего туризма. Но этому мешает ряд экономических факторов. Основные из них (отмечены 14 респондентами) – высокая затратность и низкая окупаемость внутренних туров по сравнению с выездным туризмом. Также, сдерживающим фактором является отсутствие стимулирования со стороны государства (7 респондентов). При этом чаще всего имеется ввиду невмешательство государства в решение основных проблем внутреннего туризма. Другой фактор государственного уровня – неразвитость законодательной базы в области внутреннего туризма, особенно налогового законодательства.

Участники опроса отметили недостаток специалистов различных уровней, как работающих непосредственно на объектах туристского размещения и показа (инструкторы, экскурсоводы, сотрудники гостиниц, баз отдыха и пр.), так и умеющих вести работу в туристской фирме (агенты, менеджеры и др.).

Полученные результаты в определенной степени характеризуют положение внутреннего туризма в Приморском крае. Главная проблема, стоящая перед фирмами (низкий уровень развития инфрастуктуры) характерна для России в целом, что затрудняет ее решение на региональном уровне. Очевидно, что без государственной поддержки развитие туристской инфраструктуры и приведения ее в соответствие с мировыми стандартами невозможно. Между тем, наши расчеты показывают, что вложения в развитие внутреннего туризма обеспечивают государству относительно быстрый возврат средств (в течение 5-7 лет); рост ВНП без ориентации на изъятие природных ресурсов; увеличение занятости населения.

Серьезным препятствием для развития внутреннего туризма являются высокие, постоянно растущие транспортные тарифы. По нашим расчетам, основанным на конъюнктуре рынка транспортных перевозок в г. Владивостоке, при реализации внутренних туров доля транспортных услуг в общей стоимости туристских услуг колеблется от 0,6% при трансфере в санаторно-курортные учреждения до 83,5% при организации автобусных экскурсий длительностью от 3 часов. Между тем, именно непродолжительные туры пользуются наибольшим спросом среди отдыхающих. В итоге, объемы внутреннего туризма растут довольно медленными темпами (на 1,5-2% в год), а основная часть туристов по прежнему ориентирована на отдых в зарубежье.

В целом, положение на рынке внутреннего туризма аналогично общему состоянию экономики Приморского края. До тех пор, пока не будут решены основные экономические и социальные проблемы и уровень доходов среднего класса не возрастет до величин, позволяющих отдыхать не только в КНР, но и в России, состояние внутреннего туризма не улучшится, и перспективы этого направления не будут реализованы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Географическое положение, природный, культурно-исторический и социально-экономический потенциал Приморского края - "восточных морских ворот" России. Туристская инфраструктура. Перспективные направления развития внутреннего и внешнего туризма региона.

    доклад , добавлен 05.11.2016

    Индустрия туризма как объект экономического планирования. Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края. Формы организации государственного регулирования туристского сектора экономики Российской Федерации. Оценка вклада туризма в экономику.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Понятие и сущность въездного и выездного туризма. Привлекательность России для китайских туристов, их мотивационные предпочтения. Перспективы развития Приморского края. Динамика туристских потоков. Показатели развития объектов туристской индустрии края.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие внутреннего туризма и его состояние в России. Состояние внутреннего туризма Хабаровского края. Проблемы и перспективы использования туристского потенциала в Хабаровском крае. Разработка программы тура выходного дня "Обучение и отдых в Хабаровске".

    дипломная работа , добавлен 20.03.2012

    Сельский туризм: понятие, виды, принципы организации. Современное состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае. Разработка и документальное обеспечение пакета сельских туров "Осенины" туристской фирмы ООО "Пять звезд" г. Владивосток.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Основные показатели развития туризма и туристско-рекреационный потенциал Багамских островов. Жизненный цикл туристского продукта "Багамы" для России, анализ "матрицы потребителя" и "матрицы производителя" выездного туризма, сущность SWOT-анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Структура туристского рынка РФ. Динамика и тенденции развития российского выездного туризма. Анализ выездного потока в страны Азии, Европы, Ближнего Востока. Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику развития российского выездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Индустрия туризма и его место в экономике Красноярского края. Современное состояние и перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края. Основные показатели деятельности туристских фирм, структура потока по направлениям.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010