» » История россии.иван i данилович калита. Рождение империи Что сделал иван калита в 1328 году

История россии.иван i данилович калита. Рождение империи Что сделал иван калита в 1328 году

13:24 — REGNUM

Московский Кремль при Иване Калите. А.М. Васнецов. 1921 год

1328 год. 26 марта князь Иван Данилович по прозвищу Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение

"Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михаилова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: "Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю". Александр отвечал: "Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство".

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 3, глава 5. М.: Мысль, 1988. с.223-224

История в лицах

Русская летопись :

6836 (1328)] Кнз҃ь Иванъ Даниловичь, сѣде на великомъ кнѧженїи. и быс̑ всеи земли тишина. того же лѣта престависѧ Прохоръ єпс̑пъ Ростовьскыи. сен̑. з҃. того же лѣта прїєха митрополит Фегностъ. того же лѣта ѡженисѧ кн҃зь Костѧнтинъ Васильєвич̑. Ростовъскыи. оу великого кнз҃ѧ Ивана Даниловичѧ

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. - Л., 1928 .

Мир в это время

В 1328 году во Франции начинается правление династии Валуа

Филипп VI Валуа. Ж. дю Тилле. XVI век

"В 1328 г. династия Капетингов (по прямой линии) прекратилась, так как ни один из сыновей Филиппа IV не оставил после себя мужского потомства. Поэтому французские феодалы выбрали на королевский престол представителя новой династии - Валуа, младшей линии рода Капетингов. Одновременно притязания на французский престол предъявил и английский король Эдуард III, внук Филиппа IV по материнской линии. Эти династические притязания и послужили предлогом для открытия в 1337 г. военных действий между Англией и Францией, которые явились началом наиболее длительной в истории войны, получившей название Столетней. Настоящей причиной войны являлись, конечно, не династические притязания, а борьба Франции и Англии за овладение богатой промышленной Фландрией и стремление английских королей вернуть в свои руки те территории на континенте, которые были утрачены Англией при Иоанне Безземельном Французские короли в свою очередь надеялись окончательно вытеснить из Франции англичан, ещё владевших там частью Гиени (Аквитании).

Первоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над французскими войсками в двух больших битвах - при Креси (1346 г.) и при Пуатье (1356 г.). Впечатление, произведённое во Франции разгромом французской армии при Пуатье, было буквально потрясающим. "К рыцарям, вернувшимся с поля сражения, - писал один из современников, - народ относился со столь великой ненавистью и с таким осуждением, что в добрых городах все их встречали палками...". Такими большими неудачами началась Столетняя война для Франции.

Вполне понятно, что военные поражения подорвали всякий авторитет первых Валуа. Уже после поражения при Креси на созванных Филиппом VI Генеральных штатах горожане высказали открыто своё недовольство королевской политикой и советниками короля. Ещё тяжелей для народных масс было поражение при Пуатье. От войны страдали в первую очередь крестьяне. Их хозяйства были разорены, а феодальная эксплуатация в связи с военными расходами всё возрастала. Поэтому в крестьянских массах назревало всё большее недовольство существующим порядком вещей.

Такое же недовольство нарастало и в городах. Война подрывала ремесло и торговлю. Ремесленники оказывались вынужденными закрывать свои мастерские и выбрасывать подмастерьев и учеников на улицу. Тяжёлые налоги, которые платили горожане на ведение войны, пропадали, как они полагали, совершенно безрезультатно, ибо рыцари терпели одно поражение за другим. Неудачное ведение войны свидетельствовало о том, что правительство было не в состоянии организовать оборону страны и изгнать из неё чужеземных захватчиков. Наиболее ярко недовольство правительством, охватившее все слои городского населения, проявилось в Париже - крупнейшем торгово-ремесленном центре и столице Франции".

Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 - 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340

Из рода Московских великих князей.
Сын Даниила Александровича. Мать – Мария. Внук Александра Невского.
Великий князь Московский в 1325 - 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 - 1337 годах.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА – второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.


Иван Калита, раздающий милостыню.Кошелев Р.


Калита

В 1296-1297 годах наместник своего отца в Новгороде.
В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича, но сумев оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану, утверждаться в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.


В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита

В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивался, полностью отстранившись от дел брата. При попытке Юрия вернуть ярлык он был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели Михайла Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.

С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.


А.Васнецов.Московский Кремль при Иване Калите.

Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен».
Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром.


Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.

Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, получившему сам Владимир и Поволжье (предположительно Нижний Новгород и Городец). После его смерти в 1331 или 1332 году князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю, а Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения.

В 1328-1330 годах Иван отдал двух своих дочерей замуж за Василия Давыдовича Ярославского и Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться их уделами.
В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.

От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды.

Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования).

Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому. Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.

В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.


Аполлинарий ВАСНЕЦОВ. В Московском Кремле.

В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова. Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря).
В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы».


Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор.

В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).


Успенская звонница Московского кремля

Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.

Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.


Собор святого Архистратига Михаила.(Архангельский собор) в Кремле

Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.

У Ивана Даниловича было 2 жены:
1) княгиня Елена;

Елена (Олена) († 1 марта 1331) - великая княгиня-инокиня, первая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Калиты.

Откуда была родом Елена - неизвестно. В миру носила имя Елена (Олена), в иночестве - Соломонида. Не сохранились также данные о годе её рождения и дате свадьбы с И. Калитой.

Именовалась великой княгиней - инокиней. Умерла 1 марта 1331 года, приняв перед кончиной монашеский постриг.

В браке с Иваном I Калитой родила восьмерых детей: 4-х сыновей и 4-х дочерей:

Симеона, (1318-1353)
Даниила, (род 1320 - умершего в раннем возрасте)
Ивана, (30 марта 1326 - 13 ноября 1359)
Андрея, (июль 1327 - 27 апреля 1353)
Марию (ум. 1365), замужем с 1328 года за Константином Васильевичем (князем Ростово-Борисоглебским).
Евдокию (1314 - 1342) , была замужем за князем Ярославским Василием Давыдовичем Грозные Очи
Феодосию, была замужем за Белозерским князем - Фёдором Романовичем.
Феотинию

Оставила вдовцу - князю троих малолетних сыновей: 13-летнего Симеона, 5-летнего Ивана и 3-летнего Андрея.

Похоронили княгиню Елену в стенах собора Спасского монастыря Москвы.

Умирая, в феврале 1340 Иван Калита завещал второй супруге Ульяне с «меньшими детьми» города и сёла, а также золото первой жены Елены:

А что золото княгини моее Оленине, а то есмь дал дочери своей Феотиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал...

Под 1332 годом Рогожский летописец сообщает: «Того же лета в другое оженися князь великий Иван Данилович». Второй женой князя стала Ульяна.

2) княгиня Ульяна,

Ульяна († середина 1360-х годов)- великая княгиня Московская, вторая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Калиты.

Происхождение Ульяны - неизвестно. После смерти в марте 1331 года первой жены великой княгини-инокини Елены, князь Иван I Калита, через год в 1332 году повторно женился на Ульяне. Рогожский летописец под 1332 годом сообщает: «Того же лета в другое оженися князь великий Иван Данилович».

Брак этот длился до смерти князя Калиты в марте 1341 года. Предчувствуя смерть, Иван I в феврале 1340 составил духовную грамоту, по которой разделил Московское княжество между своими тремя сыновьями и второй супругой Ульяной с «меньшими детьми», перечислив города, сёла и слободы, а также золото первой жены Елены:

«А се даю княгини своей с меншими детьми…»

Княгиня Ульяна после смерти супруга жила ещё около 20 лет.

Княгиня-вдова Ульяна владела уделом, в который входили 14 волостей на востоке и севере Московского княжества. Ей принадлежало более десяти сёл в Подмосковье. В пользу княгини проводился сбор московского торгового налога. Все эти владения и налоги княгиня получила по завещанию своего мужа Ивана Калиты. Доставшиеся ей города, волости и веси (в частности, Сурожик, Бели, Лучинское, Мушкова гора, Ижва, Раменка, слободка княжа Иванова, Воря, Корзенево, Рогож или Ротож, Загарье, Вохна, Селна, Гуслица, Шерна-городок, Луцинское на Яузе с мельницею, Деунинское) сумела сохранить в своих руках до смерти. Хотя старшие сыновья Калиты и Елены и их внуки, ставшие впоследствии великими князьями, были её пасынками, до своей кончины Ульяна оставалась старшей княгиней и пользовалась у них почётом и уважением и даже пережила многих из них.

После смерти удел, составлявший собственность Ульяны, в середине шестидесятых годов XIV в. был поделен между внуками Ивана Калиты - Дмитрием Ивановичем Донским и князем серпуховским Владимиром Андреевичем.

В браке с Иваном I Калитой Ульяна родила дочь Марию.
По другим источникам, ряд историков, в частности, директор Центра по истории Древней Руси Института российской истории РАН, доктор исторических наук В. А. Кучкин, высказывают предположение, что под «младшими детьми» в завещании Калита имел ввиду двух своих дочерей, родившихся в браке с Ульяной - Марию-меньшую и Феодосию.


***
Основные даты жизни и деятельности Ивана Калиты
Около 1288 г.– рождение Ивана Даниловича.
1293 – «Дюденева рать», разгром татарами 14 русских городов.
1303, 5 марта – умер отец Ивана князь Даниил Александрович.
1304 – сопровождал старшего брата Юрия в походе на Можайск.
1304 – разгромил тверское войско в битве у Переяславля-Залесскою.
1310 – участвовал в церковном соборе в Переяславле-Залесском.
1315, весна – 1317, осень – управляет Москвой в отсутствие Юрия.
1317 – родился сын Семен.
1317 – ездил в Новгород по поручению Юрия.
1319 – родился сын Даниил.
1320 – сопровождал Юрия в походе на Рязань.
1320 – 1321 – жил в Орде при дворе хана Узбека.
1322 – вернулся на Русь с отрядом ордынского «посла» Ахмыла.
1322 – начал самостоятельно управлять Москвой.
1326 – поездка в Орду.
1327, 14 августа – освящение Успенского собора в Москве.
1327, 15 августа – восстание против татар в Твери.
1328, начало – вместе с татарами участвовал в разгроме Твери.
1328, лето – получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское.
1329, весна – посещение Новгорода и поход на Псков.
1329, 1 сентября – освящение церкви Иоанна Лествичника в Москве.
1331, 1 марта – умерла княгиня Елена, первая жена Калиты.
1333, 20 сентября – освящение Архангельского собора.
1335 – поездка Ивана Калиты в Новгород.
1339 – вместе с сыновьями ездил в Орду.
1339, 25 ноября – закладка новых стен московского Кремля.
1340, 31 марта – смерть Ивана Калиты.

Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] Соловьев Сергей Михайлович

Иван Данилович Калита (1328–1340 годы)

Месть Орды была страшной.

Но, по словам Соловьева, защищать Орду взялся московский князь Иван Данилович Калита:

«Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50 000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михайлова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем, 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра».

Князь Александр, не видя выхода, бежал в отдаленный Псков, и горожане его приняли. Это вызвало в Орде и Москве одинаковую ярость, на Псков пошел князь Иван Данилович. Прежде он послал в город послов, уговаривая Александра идти в Орду с повинной. Псковичи князя не пустили, они понимали, что там его убьют. Они обещали стоять за князя насмерть, и Калита понимал, что эти – будут, а могут еще и позвать на помощь немцев. Так что он предпринял чудесное усмиряющее средство: пообещал горожанам, что если князя не выдадут, отлучить город от церкви и предать анафеме. Анафема вкупе с московским войском была средством исключительно сильным. Понимая, что городу не выстоять, псковичи не противились тому, что князь решился бежать в Литву, они целовали ему крест, что не выдадут врагу его княгини. Когда в очередной раз в город явились послы, псковичи честно сказали, что -

«…Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети».

Дальнейшее стояние против «пустого» города было бессмысленным. Калита заключил мир, а митрополит Феогност благословил город и его посадников. Через полтора года, когда гроза улеглась, князь вернулся в Псков к жене, горожане приняли его с радостью, и он княжил десять лет. Но Тверь по тогдашнему закону не могла перейти его детям – князь считался изгнанником, поэтому, в конце концов, он поехал в Орду за прощением.

«Я сделал много зла тебе, – сказал он хану, – но теперь пришел принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на все, что бог возвестит тебе».

Узбек давно уже забыл про тверское восстание, так что простил князя и вернул ему Тверь. Но Калита не простил Александру. Дарами и верной службой он снискал у хана уважение. Так что, когда Александр вернул себе княжение, Калита поехал в Орду с двумя сыновьями и склонил хана на свою сторону. Хан вызвал Александра в Орду.

Участь того была решена.

«И придя в Орду, – сообщает Тверская летопись , – великий князь Александр по обычаю тешил царя и его приближенных, найдя сына своего князя Федора в добром здравии. И пробыв месяц в Орде, слышал от беззаконных татар много коварства. Одни говорили: „Княжение великое даст тебе царь“, а другие говорили: „Убиту тебе быть“. Он же, укрепляясь силой свыше, во всякое время призывал чистым сердцем Господа и всякий час говорил: „Господи Иисусе Христе, сподоби меня принять горькую эту смерть за род христианский“. И когда наступил день памяти великого и славного мученика Дмитрия, пришел вестник об убиении его, говоря: „В ближайшие три дня злой смертью жизни лишишься. Князь же великий Александр, выслушав эти слова, спрятал их в сердце своем и не сказал никому, только вздыхал из глубины сердца. На следующий день после праздника Христова мученика Дмитрия велел петь вечерню и, так воздав хвалу Богу, лег спать. Был же сон его в великой тоске и печали. Когда же прошла ночь, и наступил день памяти святых мучеников Терентия и Неонилы и святой мученицы Параскевы, велел петь заутреню и прилежно слушал Давидовы псалмы: „Господи, умножились притесняющие меня, многие говорят о душе моей“… Слыша это, испустил слезы из глаз своих и сказал: „Давид, царствуя, сколько мучений принял, как же я не хочу пострадать? “ По окончании заутрени сел он на коня и начал ездить, чтобы перенять весть о смерти своей, а одного из слуг послал к царице. И переняв весть, приехал в стан князь великий Александр. А слуга его от царицы с вестью пришел, чтобы оставили мы, братия, своего господина князя Александра и сына его, князя Федора. Князь же Александр, возведя очи свои, велел петь предсмертные молитвы. Когда же закончили петь, посмотрел и увидел черкеса, идущего прямо к его веже, и с ним татар, и выскочил против него. Они же, немилостивые, схватили его, уронили на землю и, сорвав с него одежду, поставили перед Товлубием нагого и связанного. Тот же, беззаконный, стоя верхом на коне в окружении множества татар, испустил, окаянный, крик: «Убейте!» Они же схватили князя Александра и сына его князя Федора, без милости изранили их и, повергнув на землю, отсекли головы им. И так скончались, приняв такую кончину за род христианский. Бояре же и слуги его разбежались, а другие, взяв тела убиенных, повезли их на Русь. Когда же привезли их во Владимир, встретил их Феогност митрополит с игуменами и со священниками, и пели пение надгробное, и проводили его. Братья же его князь Константин и князь Василий, епископ Федор Тверской и Гавриил, епископ ростовский, собрались и пели над ними надгробное пение в церкви Святого Спаса в Переяславле, и проводили его. И привезли их в Тверь, и встретили их горожане у церкви святого Архангела Михаила, и на руках несли в город к собору Святого Спаса. Мать же его, и братья, и княгиня его с детьми своими, и все горожане плакали горько. Епископ же с игуменами и священниками пели над убиенными и гробу предали…»

Калита же вернулся в Москву куда как раньше и в полном ликовании, по всему московскому княжеству, пишут летописи, было веселие великое. Впрочем, гонитель Александра Иван Данилович Калита пережил своего врага всего на четыре года. Перед смертью он принял схиму и умер с полным осознанием исполненного долга. Княжение Калиты, по словам Соловьева, стало началом насилия для других княжеств, где московский собственник распоряжался своевольно. За время его правления были обезврежены враги Москвы, несколько приросли московские земли, потеряли значение Ростов и Владимир, усилилось давление на Новгород, который все больше становился зависимым от «низовской земли» и ее князей. Калита сумел ослабить рязанских князей и самого главного врага – Тверь. С его времени значение маленькой Москвы стало быстро расти, и скоро этот город занял центральное место среди всего северо-востока. В промосковски ориентированных летописях время Калиты называют временем великой тишины, когда монголы перестали разорять Русь. Но тут надо понимать, что имеется в виду под «Русью» – это московское княжество. В другие области Руси Калита замечательно дружно ходил вместе с монголами Тэвлубея. По словам Соловьева,-

«…предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счет всех других, что вело к единовластию… Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешел в потомство с именем первого собирателя Русской земли».

Между наследниками он разделил -

«движимое и недвижимое имение: старшему, Семену, отдано 26 городов и селений, в числе которых примыслы Юрия Даниловича – Можайск и Коломна; второму сыну, Ивану, 23 города и селения, из них главные Звенигород и Руза; третьему, Андрею, 21 город и селение, из них известнее Серпухов; княгине с меньшими детьми опять 26».

Семен Иванович и стал после Калиты хозяином Москвы. За время княжения его отца случилась и еще одна приятная для Москвы перемена – митрополичий престол из Владимира переместился в Москву. Москва таким образом становилась и церковным центром Руси.

Из книги История России в рассказах для детей автора

Иоанн Калита и Москва, столица России 1328–1340 годы Ссоры князей московских, потомков Александра Невского, с князьями тверскими, детьми брата его Ярослава Ярославича, напоминают нам старинное, более ста лет продолжавшееся несогласие Олеговичей и Мономаховичей. Разница

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года Князь Иоанн Калита. Гравюра 1850 г. Князь Иоанн (1283–1340) - первый великий князь московский. Он первым стал называться великим князем всея Руси. Иоанн смог убедить митрополита Петра переселиться в Москву и

Из книги История государства Российского. Том IV автора

Глава IX Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. 1328-1340 г. Северная Россия отдыхает. Москва глава России. Предсказание Митрополита. Милость Хана к Иоанну. Великодушие Псковитян. Особенный Епископ во Пскове. Происшествия Новогородские. Закамское серебро.

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Иван Данилович Калита (1288–1340) Внук Александра Невского, сын Даниила Александровича, Иван I Калита, получил прозвище по имени большого кошелька-калиты, который неизменно носил на поясе. Из своей калиты Иван Данилович всегда щедро одарял нищих. Год рождения князя Ивана

автора Вяземский Юрий Павлович

Иван Калита (годы княжения - 1325–1340/41) Вопрос 2.23В каком году родился собиратель земли московской Иван Данилович Калита? Что по этому поводу говорят летописи?Вопрос 2.24Почему Ивана Даниловича прозвали Калитой? Разные есть версии. Припомните, пожалуйста, версию святого

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Иван Калита (годы княжения - 1325–1340/41) Ответ 2.23Летописцы не отметили такое малозначительное событие, как появление на свет четвертого сына Даниила Александровича, князька в ту пору мелкого московского княжества.Ответ 2.24«… бе бо милостив зело и ношаше при поясе калиту

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Иоанн Калита и Москва, столица России 1328-1340 годы Ссоры князей московских, потомков Александра Невского, с князьями тверскими, детьми брата его Ярослава Ярославича, напоминают нам старинное, более ста лет продолжавшееся несогласие Олеговичей и Мономаховичей. Разница была

автора Ключевский Василий Осипович

Иван Данилович Калита (1328–1340 годы) Почему?И почему именно Москва?Кроме хорошего торгового положения Москва имела еще пару преимуществ. Этот город стоял среди наиболее русского населения, то есть хотя земля прежде и была мордовская, но с этой территории переселенцы

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Иван Данилович Калита (1328–1340 годы) Месть Орды была страшной.Но, по словам Соловьева, защищать Орду взялся московский князь Иван Данилович Калита:«Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50 000 татарского войска. Присоединив к

Из книги История государства Российского автора Карамзин Николай Михайлович

Великий Князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. 1328–1340 гг. Великий князь Иван Даниилович Калита. Миниатюра из «Царского титулярника». 1672 г.Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна на престол Великого Княжения мир и тишина воцарились в северной России; что Моголы

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Великий князь Иван I Данилович Калита Годы жизни до 1296–1340 Годы правления 1328–1340 Калита - так назывался в старину кожаный кошель, в котором хранили деньги.Cвое прозвище великий князь Иван I Данилович Калита получил за то, что он был щедрым к нищим («даяше нищим сколка

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1328–1340 Иван по прозвищу Калита Иван Данилович был младшим сыном князя Даниила Московского, братом князя Юрия Даниловича. Став великим князем, он сумел с помощью Орды не только расправиться с Тверью, но и присоединить к Москве Суздаль, а также часть Ростовского княжества.

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ И ВЛАДИМИРСКИЙ ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (до 1296–1340) Сын Даниила Александровича и внук Александра Невского. О его молодых годах известно очень мало. Существует предположение, что молодой княжич Иван был крестным отцом Елевферия, сына московского

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Иван Данилович Калита (? - 1340) Год рождения второго сына Даниила Александровича неизвестен. Но уже на Соборе князей в Переяславле-Залесском, который упоминался в рассказе о митрополите Петре, Иван Данилович предстает перед князьями и священнослужителями как опытный

Из книги Том 4. От Великого князя Ярослава II до Великого князя Дмитрия Константиновича автора Карамзин Николай Михайлович

Глава IX Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. г. 1328-1340 Северная Россия отдыхает. Москва глава России. Предсказание Митрополита. Милость Хана к Иоанну. Великодушие Псковитян. Особенный Епископ во Пскове. Происшествия Новогородские. Закамское серебро. Политика

Князь Московский Иван I Данилович Калита прославился в истории как дипломатичный правитель, расширивший территорию княжества. Он наладил отношения с ордынским ханом. В 2001 году Ивана Калиту возвели в лик местночтимых святых Москвы.

Детство Ивана Калиты, родившегося в Москве, не примечательно для историков. Это был обычный юнец, росший в семье князя Данилы Александровича и супруги правителя. В детстве мальчик постоянно слышал рассказы о татарах, которые то и дело совершали набеги на Русь. Многие старцы испытывали страх. Неприятные ощущения передались маленькому Ивану, тем более еще в раннем детстве мальчик стал свидетелем захвата Москвы.

С младенчества бояре, отец рассказывали будущему правителю о происходящем в государстве. В 3 года ребенка посадили на коня и стали обучать верховой езде. Сразу же после данного обряда посага мальчика передали воспитателям-мужчинам. Учителя уделяли больше внимания основам правления, так как князь хотел видеть во главе Ивана, а не старшего сына Юрия.


Иван Калита слыл осторожным и рассудительным юнцом в отличие от брата, отличавшегося неуживчивым, резким темпераментом. В 1303 году умирает Даниил. На престол возводят 21-летнего Юрия, а 15-летний Иван стал помощником князя. Пока старший брат находился в отъезде, Ивану пришлось отстаивать Переславль. Жесткий характер, отличная подготовка помогли выстоять, несмотря на малочисленность армии.

Дипломатические переговоры с ханами приводят к страшным последствиям. Во время поездки в Золотую Орду новоиспеченного правителя убивают. Престол переходит, как и планировал Даниил Московский, младшему сыну – Ивану Калите.

Правление

Иван Калита – необычный правитель. С первых дней князь не стал завоевывать новые территории, а начал продвигать православие. По поручению правителя из Владимира в Москву перенесли резиденцию митрополита. Таким образом, город превратился в духовную столицу Руси. Авторитетность Москвы возросла.


Проблемы с делением земель начались в 1327 году, когда в Твери восстал народ, а позже убили ордынского посла. Иван Калита отправился к хану, который выдал правителю ярлык на великое княжение. Вместе с суздальцами князь отвоевал Тверь, тогда как Александр Михайлович Тверской сбежал от возможного наказания в Новгород (позже был найден в Пскове).

Через год хан Узбек принял решение разделить княжества между Иваном и Александром Васильевичем Суздальским. К Калите отошли Новгород и Кострома, а второму князю – Нижний Новгород и Городец. В 1331 году Александр Васильевич умирает, престол занимает Константин. В это время территории, подчиненные князю Суздальскому, возвращаются в состав великого княжества.


В период с 1328 по 1330 годы Иван Калита заключает два выгодных брака – дочери выходят замуж за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Союзы выгодны для правителя, так как уделы перешли в распоряжение князя. Напряжение между Москвой и Новгородом достигло пика в 1331 году.

Конфликт начался с отказа митрополита Феогноста поставить архиепископом новгородским Арсения. Пост отдали Василию Калике. В это время Калита выказывает требования по выплате увеличенной дани. Отказ приводит в негодование правителя – князь выдвигается с войском в новгородскую землю. До военных действий не дошло, так как Иван планировал решить вопрос миром.


Карта земель Ивана Калиты

Поведение Калиты, а именно брак сына Симеона с Айгустой, дочерью Гедимина, вызывало опасение у новгородцев. Властители решили действовать: последовало приглашение Наримунта, которому отдали крепость Орешек, вотчину Ладогу, Корельск, половину Копорья. Взамен гостя править пришел Александр Наримунтович, тогда как отец остался в Литве. Поддержки от такого союза новгородцы не дождались. Наримунт не прибыл воевать против шведов и отозвал сына из земель.

Только в 1336 году, после того как в дело вмешался митрополит Феогност, между Новгородом и Калитой наступает мир. Князь Иван получает желаемую дань и звание новгородского правителя. Гедимин пытался отомстить новгородской земле за заключенный с Москвой мир, но война так и не началась.


В 1337 году Александра Тверского вместе с сыном казнят. Хан принял такое решение после доноса Ивана Калиты. Вскоре князь возвращается в Москву. По распоряжению правителя с церкви святого Спаса убирают колокол и перевозят в столицу. Калита подчиняет брата Александра Михайловича.

В биографии Калиты присутствует множество завоевательных походов против неугодных князей. В 1339 году московское войско направили в Смоленск из-за нежелания платить дань Орде. Конфликт между Новгородом и Москвой вновь возрождается. Решить спор Ивану до конца жизни не удалось.


Политику Ивана Калиты называют неоднозначной. Князь на территории Московского государства возводит несколько храмов: Собор спаса на Бору, Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника. В годы правления (с 1328 по 1340) отстраивает Калита новый Московский Кремль из дуба. Правителя отличает тяга к вере. Незадолго до смерти Иван пишет Сийское Евангелие. Сейчас писание находится в библиотеке Российской академии наук.

Современники Калиты характеризовали правителя как гибкого и настойчивого князя. Хан Орды уважал и доверял москвичу. Это помогло избавить Москву от набегов ордынцев. Благосостояние подданных росло, недовольство исчезало. Иван Данилович избавил на 40 лет княжество от разграблений и войн. Калита безжалостно расправлялся с противниками, пресекал народные волнения из-за дани.


Иван I достиг небывалого влияния на некоторые земли, в том числе Новгород, Тверь и Псков. За годы правления князь накопил богатства, доставшиеся по наследству детям и внукам, в числе которых был . Из признаний наследника следовало, что Калита приобретал земли в чужих княжествах.

Личная жизнь

Иван Калита сочетался брачными узами дважды. В 1319 году супругой правителя стала Елена. Исторические данные о происхождении девушки не сохранились. У них родилось четыре сына - Симеон, Даниил, Иван и Андрей. Неизвестная болезнь подкосила здоровье княжеской супруги.


В 1332 году Елена умерла, а через год Иван вновь женился. Избранницей была Ульяна. В браке появились четыре дочери – Мария, Евдокия, Феодосия, Феотиния. Калита с личной выгодой выдал девушек замуж. Зятьям князь ставил единственное условие – распоряжаться уделами правитель будет сам.

Смерть

За несколько месяцев до смерти Иван Калита принял постриг. Предотвращая распри между сыновьями, правитель распределил имущество при жизни. Симеон Гордый стал владельцем двух третей наследства. Отец оставил его в роли покровителя младших детей. Калита на смертном одре заботился о государстве. Такое деление позволило избежать дробления Московского княжества. Смерть князя пришла в марте 1340 года. Похороны прошли в Архангельском соборе, построенном по приказу Ивана I.


История не знает другого такого правителя, столь же ратующего за Москву. Город преобразился во время княжения Ивана Калиты. Зверских убийств оппонентов князь не совершал за годы правления, в отличие от брата. С Ивана I пошла традиция давать прозвища правителям. Калита означает кошелек или кожаную сумку для хранения монет.

Легенда

Существует легенда, в соответствии с которой князь слыл щедрым человеком.

«В лето 6837 (т. е. в 1329 г. - прим.) князь великий Иван Данилович ходил на миру в Великий Новгород и стоял в Торжке. И пришли к нему святого Спаса притворяне с чашею, 12 мужей на пир. И воскликнули 12 мужей, притворяне святого Спаса: «Бог дай многа лета великому князю Ивану Даниловичу всея Руси. Напой, накорми нищих своих». И князь великий спросил бояр и старых людей новоторжцев: «Что это за люди пришли ко мне?»


И сказали ему мужи новоторжцы: «Это, господин, притворяне святого Спаса, а ту чашу дали им 40 калик, пришедших из Иерусалима». И князь великий посмотрел у них чашу, поставил ее на свое темя и сказал: «Что, братья, возьмете у меня вкладом в эту чашу?» Притворяне отвечали: «Чем нас пожалуешь, то и возьмем». И князь великий дал им гривну новую вклада: «А ходите ко мне во всякую неделю и берите у меня две чаши пива, третью – меду. Также ходите к наместникам моим и к посадникам и по свадьбам, а берите себе три чаши пива».

Память

В те времена правителей изображали на картинах, поэтому можно только предполагать, как бы выглядел на фото Иван Калита. Акцента на внешности современники князя не делали, а описывали характер и поведение. К примеру, Калита – расчетливый мужчина, отличался умом. Правителя называли милостивым. Калита часто подавал беднякам во время поездок по Руси. Просьбы народа старался выполнять. Одному и тому же человеку Иван I подавал несколько раз.


В современном мире о московском правителе не забывают. К примеру, специалисты разработали уникальный автомобиль на заводе «Москвич». Транспортное средство названо «Москвич «Иван Калита». В 2006 году в Московской области впервые вручили орден Ивана Калиты, медаль ордена Ивана Калиты.