» » Главные герои не пускайте рыжую на озеро. Нравственные уроки рассказа Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

Главные герои не пускайте рыжую на озеро. Нравственные уроки рассказа Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

Ю. БабельПРИЩЕПА

Пробираюсь в Лешнюв, где расположился штаб дивизии. Попутчик мой по-прежнему Прищепа - молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик, беспечный сифилитик, неторопливый враль. На нем малиновая черкеска из тонкого сукна и пуховый башлык, закинутый за спину. По дороге он рассказывал о себе...

Год тому назад Прищепа бежал от белых. В отместку они взяли заложниками его родителей и убили их в контрразведке. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали с Кубани, Прищепа вернулся в родную станицу.

Было утро, рассвет, мужичий сон вздыхал в прокисшей духоте. Прищепа подрядил казенную телегу и пошел по станице собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца. Он вышел на улицу в черной бурке, с кривым кинжалом за поясом; телега плелась сзади. Прищепа ходил от одного соседа к другому, кровавая печать его подошв тянулась за ним следом. В тех хатах, где казак находил вещи матери или чубук отца, он оставлял подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом. Станичники, раскуривая трубки, угрюмо следили его путь. Молодые казаки рассыпались в степи и вели счет. Счет разбухал, и станица молчала. Кончив, Прищепа вернулся в опустошенный отчий дом. Он расставил отбитую мебель в порядке, который был ему памятен с детства, и послал за водкой. Запершись в хате, он пил двое суток, пел, плакал и рубил шашкой столы.

На третью ночь станица увидела дым над избой Прищепы. Опаленный и рваный, виляя ногами, он вывел из стойла корову, вложил ей в рот револьвер и выстрелил. Земля курилась под ним, голубое кольцо пламени вылетело из трубы и растаяло, в конюшне зарыдал оставленный бычок. Пожар сиял, как воскресенье. Прищепа отвязал коня, прыгнул в седло, бросил в огонь прядь своих волос и сгинул.


Габова Елена

Не пускайте Рыжую на озеро

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.



Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись.Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:

– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:

– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:

– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:

– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.


Гелприн Майк "Свеча горела"

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
- Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет - костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

Д-даю уроки, - запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. - Н-на дому. Вас интересует литература?
- Интересует, - кивнул собеседник. - Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» - едва не вырвалось у Андрея Петровича.
- Оплата почасовая, - заставил себя выговорить он. - По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
- Я, собственно... - собеседник замялся.
- Первое занятие бесплатно, - поспешно добавил Андрей Петрович. - Если вам не понравится, то...
- Давайте завтра, - решительно сказал Максим. - В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
- Устроит, - обрадовался Андрей Петрович. - Записывайте адрес.
- Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
- Вы слишком узкий специалист, - сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. - Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники - вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом - затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский - две недели. Бунин - полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг - самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, - беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, - если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
- Проходите, - засуетился Андрей Петрович. - Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
- С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
- Да-да, естественно, - закивал Андрей Петрович. - Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
- Нигде? - спросил Максим тихо.
- Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия - в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... - Андрей Петрович махнул рукой. - Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
- Да, продолжайте, пожалуйста.

В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал - стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем - люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше - за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

Мне нелегко об этом говорить, - сказал он наконец. - Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
- Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
- У вас есть дети?
- Да, - Максим замялся. - Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
- Да, - сказал Андрей Петрович твёрдо. - Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
- Пастернак, - сказал он торжественно. - Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...

Вы придёте завтра, Максим? - стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
- Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, - Максим обвёл глазами помещение, - могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
- Конечно, Максим, - сказал он. - Спасибо. Жду вас завтра.

Литература - это не только о чём написано, - говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. - Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
- Пушкин, - говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...
Максим слушал.
- Не устали? - спрашивал Андрей Петрович.
- Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
- Номер отключён от обслуживания, - поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
- А, Петрович! - приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. - Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
- В каком смысле стыжусь? - оторопел Андрей Петрович.
- Ну, что этого, твоего, - Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. - Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
- Вы о чём? - у Андрея Петровича похолодело внутри. - С какой публикой?
- Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
- С кем с ними-то? - взмолился Андрей Петрович. - О чём вы вообще говорите?
- Ты что ж, в самом деле не знаешь? - всполошился Нефёдов. - Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Уличён хозяевами, - с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, - в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
- Вы даёте уроки литературы? - глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
- Что? - Андрей Петрович опешил. - Вы кто?
- Я Павлик, - сделал шаг вперёд мальчик. - Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
- От... От кого?!
- От Макса, - упрямо повторил мальчик. - Он велел передать. Перед тем, как он... как его...

Мело, мело по всей земле во все пределы! - звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
- Ты шутишь? - тихо, едва слышно выговорил он.

Свеча горела на столе, свеча горела, - твёрдо произнёс мальчик. - Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
- Боже мой, - сказал он. - Входите. Входите, дети.


Астафьев Виктор «Тот, кто не растет, умирает…»

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою топкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уж и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растет, умирает! - таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь было прорасти, но нельзя выжить.

Я сел возле пенька курить и заметил, что одна из елочек сильно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: "Вот оно в чем дело!"

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди ниx ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.


Юрий Бондарев. "Простите нас!"

Бюджетное учреждение

«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»

МИР ПОДРОСТКА

В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Обзор литературы для подростков

Петрозаводск

Вашему вниманию предлагается второй выпуск методического материала с обзором современной литературы для подростков. (Первый выпуск издан в 2011 году). Это романы и повести для подростков и о подростках, поднимающие важные вопросы взросления, становления ребенка как личности. Они рекомендуются для прочтения и подростками и взрослыми. Произведения, используемые в обзоре, указаны в списке литературы в конце методического материала. Надеемся, что библиотекари и руководители чтения будут использовать данный материал в своей работе.

Мир подростка в современной литературе

Обзор литературы

Елена Габова . Не пускайте Рыжую на озеро.

Елена Габова () является автором 19 книг для детей и подростков. Многие из них переведены на английский, немецкий, украинский, японский, венгерский, норвежский, а также на языки народов России. Родилась и живет Елена Габова в Сыктывкаре. Является лауреатом многих литературных премий России.


Представляя свою новую книгу о старшеклассниках, Елена Габова пишет: «Твоя школа – самая лучшая в мире. Твой класс – самый родной. Твои одноклассники останутся друзьями на всю жизнь. Всю жизнь: как много, как длинно… Всю жизнь будут помниться школьные вечера, школьные походы, школьная (первая) любовь… И пусть не гаснет свет за школьными окнами всю твою длинную жизнь».

Книга состоит из отдельных самостоятельных рассказов о современной школе. Каждый из них заставляет читателя задуматься или улыбнуться, кто-то узнает себя или соседа по парте. После прочитанного вы вдруг новыми глазами посмотрите на «серую мышку» своего класса, узнаете, как можно укротить и перестать бояться самого задиристого ученика класса, а так же какой подарок все-таки лучше не делать любимой учительнице.

Заглавный рассказ сборника называется «Не пускайте Рыжую на озеро». Героиню рассказа Светку Сергееву не любил весь класс именно за то, что она рыжая. «Ясное дело, Рыжухой дразнили. И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и ее голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я». Светка участвовала во всех внеклассных мероприятиях. Особенно ребята любили походы и выезды на озеро и Светка, зная, что одноклассники её не любят, все равно ездила. В походе, как и в классе, она была одна, никем не замечаемая. Мальчишки отправлялись рыбачить, девчонки оставались на берегу отдыхать, а Светка возьмет лодку и уплывет. «Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. Клевать у нас переставало». Однажды ребята, решив отметить окончание девятого класса, сговорились и не взяли Светку с собой в поход. В десятый класс она не пошла. Каково же было удивление одного из одноклассников Рыжей, когда он увидел на сцене Мариинского театра молодую, роскошную, рыжеволосую красавицу и услышал до боли знакомый высокий голос! «Я думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Олег Раин . Слева от солнца.

Роман Олега Раина (Щупова Андрея Олеговича) стал лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2007/2008 гг. и открывает новую серию книг издательства «Сократ», адресованную подросткам. В перспективе издательство планирует в этой серии печатать произведения современных авторов для подростков и о подростках, в которых обсуждаются вопросы, волнующие подрастающее поколение.

Главный герой романа «Слева от солнца» 14-летний хакер Генка. Парнишка не по годам интеллектуально развит, очень деятельный и предприимчивый. В столь юном возрасте он уже вполне прилично зарабатывает. Инструментом его заработка является компьютер. Целая команда и профессионалов, и любителей снимает сюжеты о заброшенных городах, о городах-призраках на суше и под водой. Эти сюжеты Генка монтирует в фильмы и продаёт иностранцам. Такая работа оплачивается очень хорошо. А ещё Генка не брезгует полазить по чужим адресам, потрясти солидные фирмы, на то он и хакер. Вот так по своей вине и глупости, чтобы уйти от ответственности и избежать больших неприятностей, Гена на время должен уехать из города. Отправляется он на малую родину своего отца в деревню Соболевка. Взяв с собой всё самое необходимое и, в первую очередь, ноутбук, Генка оказался в «неперспективной» деревне, где вот уже несколько лет нет электричества. Но деятельный и предприимчивый от природы, он и там находит себе дело. Ему оказалось вполне под силу восстановить электричество и отремонтировать дорогу. Гораздо труднее оказаться перед нравственным выбором. В Соболевке живёт девочка Варя с нелегкой судьбой, которой требуется дорогостоящая операция, но совершенно нет денег. И только в силах Генки ей помочь, но тогда придётся отдать на это благое дело последние деньги, а его команда останется без заработка. Какой выбор сделает Генка? «Солнышко – вот оно над головой. А сердце значительно левее. Его ещё почувствовать надо, услышать». Услышит ли главный герой своё сердце, узнаем, прочитав этот трогательный роман.


Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак . Время всегда хорошее.

Что будет, если девочка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на её место? Где лучше? И что такое «лучше»? Как интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? Школьная форма: это хорошо или плохо? И самый главный вопрос – правда ли, что тогда время было другое? Какое?

Непостижимым образом главным героям романа Синичке или Оле Воробьевой из 2018 года и Вите Шевченко из 1980 года удалось поменяться местами. Временна я пропасть разделяет 1980 и 2018 годы. За это время многое изменилось в стране и мире, далеко вперёд шагнул технический прогресс. Современному школьнику просто невозможно представить жизнь без компьютера, мобильного телефона или, как их называют в 2018 году, комика. Оказавшись в прошлом и будущем, каждый из героев думает, что является участником какого-то удивительного эксперимента, а чтобы вернуться в свое время надо суметь найти «ключи» или подсказки. Пока Оля и Витя ищут эти «ключи» им волей неволей приходится жить в новом для них времени. Каждый из ребят испытал настоящее потрясение. Оля вместо привычного компа на своем столе обнаружила… «там, на его законном месте, валялась груда книг, тетрадки какие-то, бумажки», а в кухне «на плите красовался железный чайник, а вместо микроволновки на шкафчике торчал горшок с цветком». Витя тоже был поражен не меньше Оли: «Первое, что поразило – телевизор в углу. Маленький и очень тонкий. Да и мебель. Всё какое-то яркое, лёгкое. И совсем нет книг!» Каждому из ребят пришлось преодолеть массу трудностей: Вите – освоить новую для него чудо-технику, а Оле, наоборот, обходиться без неё. Главное, каждый из них нашёл себе в новом времени друзей и почувствовал за них свою ответственность, научился принимать важные решения. Вместе с героями мы поймем, что время всегда хорошее и всё зависит только от тебя.

Екатерина Мурашова . Одно чудо на всех.

Время действия повести Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всех» происходит в 90-е годы XX века. Именно в эти годы в нашей стране происходили перемены, деление общества на бедных и богатых, преуспевающих дельцов и неудачников. Коснулось всё это не только взрослых, но и детей. Мурашовой о столкновении двух подростковых компаний: благополучных гимназистов из Питера и пригородных беспризорников, сбившихся в стаю. Живя «здесь и сейчас» эти два мира – благополучия и отчаяния – не могли не столкнуться, не пересечься. Автор снова, как и в своих предыдущих книгах («Класс коррекции», «Гвардия тревоги») прибегает к фантастической ситуации. В результате аварии космического корабля в повести появляются брат и сестра – Вилли и Аи, которые оказываются в разных «лагерях». Аи попадает к благополучным детям, а её брат к «швали». Как и все инопланетяне, они наделены необыкновенными способностями. Например, прикосновением ладони могут открыть любой замо к. Только эти способности работают, когда брат и сестра вместе. Поэтому понятно, почему беспризорники всеми силами хотят заполучить к себе Аи. Повесть выстроена так, что главными героями являются, все-таки, реально живущие на земле подростки, которые символизируют Добро и Зло. Добро – это благополучные гимназисты: Витёк Савельев, математический гений из интеллигентной семьи; Тарас Варенец, стремящийся добиться признания окружающих; Лёвушка Райхтерштерн, одинаково влюблённый и в математику и в музыку; Владик Яжембский, мечтающий о карьере спортсмена; Альберт Зиновьев, подчинивший свою жизнь подготовкам к очередным олимпиадам и другие ребята. Зло – это брошенные дети при живых родителях, забывшие, что такое семья, дом. Живут они стаей, а в любой стае есть свой вожак . Здесь им стал 20-летний Генка Лис. Он и два его брата круглые сироты и Генка чувствует себя в ответе за младших братьев. Из-за беспробудного пьянства отца все трое инвалиды. Сам Генка – карлик, Валька – умственно отсталый, у Еськи больные почки и лишь чудо может его спасти. Генка считает, что только инопланетяне Вилли и Аи могут вылечить его любимого Еську. Вилли удалось разработать программу лечения Еськи. Прагматичный, жесткий, а порой и жестокий Генка, теперь понял, что в его жизни чудо произошло. Одно чудо на всех. Взрослые, а это родители, учителя, милиция не остаются в стороне от происходящих событий. Но именно подростки из двух противоположных миров делают шаг навстречу друг другу. Становятся понятны слова Генки Лиса: «Только в книжках добро и зло делится в пространстве. На самом деле граница проходит внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой…».

Аника Тор. Глубина моря.

Творчество Аники Тор отмечено многими международными премиями – Национальной шведской премией имени Астрид Линдгрен, Немецкой литературной премией за книги для детей и другими.

«Глубина моря» - это третья часть тетралогии шведской писательницы Аники Тор. Повествование основано на реальных событиях, которые происходили в мире в 30-40-е годы прошлого столетия. С главными героинями Штеффи (Стефании) и Нелли мы встречаемся в первой книги тетралогии «Остров в море». 12-летняя Штеффи и 7-летняя Нелли оказались оторванными от родного дома в Австрии, разлученными с родителями. Им предстоит жить в приёмных семьях. Для девочек здесь всё чужое: язык, религия, обычаи, традиции. Сейчас на дворе 1943 год, уже произошёл коренной перелом в ходе войны. По-прежнему все мысли о родителях, оставшихся в оккупированной немцами Австрии. Связь с родителями через короткие письма в 30 слов.

Штеффи закончила школу на остове, теперь успешно заканчивает учёбу в школе в Гётеборге и мечтает поступить в гимназию. Штеффи сейчас 15 лет. Вокруг много соблазнов и возможностей для красивой жизни. Но Штеффи твёрдо идёт к намеченной цели – стать врачом как её отец. Учёбу и содержание Штеффи оплачивает Комитет помощи беженцам. Некоторые ровесники Штеффи уже работают, чтобы обеспечить себя. Что бы как-то сократить расходы Комитета на своё содержание, ведь помощь требуется очень многим беженцам, Штеффи трехгодичный курс гимназии проходит за два года и успешно сдаёт экзамены.

Нелли сейчас 11 лет, она превратилась в упрямого подростка. Штеффи очень беспокоит поведение сестры. Нелли практически перестала писать письма родителям в лагерь и мечтает, чтобы её удочерили. На острове девочки получают известие о смерти в лагере мамы. «Ничего уже не будет как прежде. Долгое время после того, как приехала в Швецию, Штеффи верила, что они снова станут семьёй: мама, папа и двое детей. Мама умерла. Папа исчез, «переведён». Сама она больше не ребёнок. Почти взрослая». Глубина горя, постигшего девочек, сравнима лишь с глубиной моря.

Ольга Златогорская . Виноватых нет.

Современная повесть о современных старшеклассниках. В любом классе есть примерные, старательные ученики, которые учатся на «4» и «5». Они являются членами различных советов и комиссий. Такова главная героиня повести «Виноватых нет» Лера Азарова из 8 «б» класса. И всегда в классе есть неприметные троечники, часто являющиеся мишенью для нападок и придирок со стороны учителей. , одноклассник Леры. Ни в какие советы он не входит, ни во что не вмешивается, он сам по себе и себе на уме. Но однажды произошла драка, в общем-то, обычное явление в школе. На уроке физкультуры Игорь подрался со своими одноклассниками и в результате те оказались на больничной койке. Происшествие, закончившееся серьезными последствиями, не могло остаться без внимания администрации школы. Игорь был вызван на Совет старшеклассников – орган школьного самоуправления, куда входят ученики из старших классов, в том числе и Лера. Игорь категорически отказывается объяснить причину драки. Лера: «Тебе руку протягивают, а ты от нее отмахиваешься. Я бы на твоём месте…» Игорь: «На моём месте? А ты была на моём месте? Ты же ничего не знаешь!» Очень часто в жизни мы бросаем друг другу такие слова. С героями повести произошла невероятная вещь – Лера и Игорь поменялись телами. Таким фантастическим образом автор даёт каждому из них шанс побывать в «шкуре» другого человека. Такое перевоплощение позволяет подросткам понять друг друга и даже подружиться. Оба они очень разные и семьи их не похожи одна на другую. У Леры умные, интеллигентные родители. В семье царит лад и покой, взаимопонимание и любовь между родителями. У Игоря же в семье тяжёлая атмосфера, когда-то близкие и любившие друг друга родители становятся чужими людьми, а это не может не сказаться на ребенке. Повесть заставляет и взрослых задуматься – мы в ответе за тех, кому дали жизнь.

Виктория Лебедева. Ах, какие глазки.

Виктория Лебедева молодая московская писательница, лауреат премии Союза писателей Москвы «Венец». «Ах, какие глазки» - это цикл рассказов, где главной героиней является девочка по имени Маринка. «Кошка и снеговик», «В моей смерти прошу винить…», «Свечка в пироге», «Последний каприз» и «Ах, какие глазки» - из этих рассказов состоит цикл. Каждый из них является вполне законченным произведением, а в целом, прочитав весь цикл рассказов, мы узнаем о жизни Маринки, полной трудностей и радостей. Перед нами пройдёт её жизнь с детского сада и до девятого класса. «Маринка была не такая, как другие дети, - она была «косая» и «очкариком». В остальном это обычная девочка, которой хочется играть, иметь много друзей, а когда подойдёт время, и любить. Пока Маринка и её мама ведут борьбу с недугом, девочка вынуждена слушать и проглатывать насмешки своих одноклассников. А ведь она, как никто другой в классе, лучше всех стреляла на уроках военной подготовки, защищала честь школы на различных соревнованиях и занимала призовые места, умела быть надёжным другом. Пройдёт несколько лет, и от косоглазия не останется и следа, а фраза «Ах, какие глазки» теперь звучит не как дразнилка, а как комплимент.

Альберт Лиханов. Девочка, которой всё равно.

Имя Альберта Лиханова хорошо известно читателям. Это автор, пронзительно пишущий о нелегких детских судьбах. Его произведения не оставляют читателей равнодушными, порой доводят до слёз. Одна из последних повестей писателя «Девочка, которой всё равно», читается на одном дыхании. Читатель становится свидетелем непростой детской судьбы. «Мне всё равно» - таков ответ практически на все вопросы главной героини повести Насти Светлаковой. Сейчас девочка живёт в детском доме, так как у неё нет никого из родных, нет своего дома. Отца она никогда не знала, а мать на её глазах зарубил топором сожитель. Порой и взрослому пережить такое трудно, а каково ребёнку? В детский дом на практику приходит студентка Ольга Олеговна. «Дети риска» - такова тема её дипломной работы , для которой ей нужно собрать материал. Настя оказалась первой с кем начала знакомиться Ольга Олеговна. Это оказалось непросто – просто поговорить с девочкой. Педагоги так характеризуют Настю: «Заторможена. Ничему не удивляется. Не радуется, и не горюет. Девочка, которой всё равно». Лучшее лекарство для воспитанников детского дома – чтобы всё утихло, забылось, угомонилось. Ведь у каждого из них своя тоска. «Тоска» - здесь ключевое слово. Никто не хочет вспоминать о плохом, вот и Настя не хочет идти на контакт с новым человеком. Дочитав повесть до конца, читатель узнает, удалось ли ОлОле (так называет Настя Ольгу Олеговну) наладить отношения с девочкой.

В представленном обзоре были использованы книги и журналы из фондов отдела чтения подростков и сектора делового чтения детско-юношеской библиотеки.

Список литературы, использованной в обзоре

1. Габова, Е. Не пускайте Рыжую на озеро: рассказы о старшеклассниках / Е. Габова // Путеводная звезда. – 2011. – N 3. – С. 1–40, 57–95.

2. Жвалевский, всегда хорошее / , ; худож. В. Коротаева. – М. : Время, 2010. – 254 с.: ил. – (Время – детство). – ISBN 978–5–9691–0589–8.

3. Златогорская, О. Виноватых нет / Ольга Златогорская // Пионер. – 2010. – N 12. – С. 20–27. – Окончание. Начало в №№ 8–11.

4. Лебедева, В. Ах, какие глазки: из цикла рассказов / Виктория Лебедева // Семья и школа. – 2010. – N 10. – С. 14–19. – (Чтение). – Окончание. Начало в N 9.

5. Лебедева, В. В моей смерти прошу винить… : из цикла «Ах, какие глазки» / Виктория Лебедева // Семья и школа. – 2010. – № 7. – С. 31. – (Чтение).

6. Лиханов, А. Девочка, которой все равно / Альберт Лиханов; рис. М. Пинкисевич // Пионер. – 2011. – № 3. – С. 20–26. – (Библиотека "Пионера"). – Продолж. Начало: № 1–2, 2011.
То же. – .Юность. – 2010. – N 6. – С. 19–42. – (Проза).
То же. – Путеводная звезда. – 2010. – N 9. – С. 68–93.

7. Мурашова, Е. Одно чудо на всю жизнь: [повесть] / Екатерина Мурашова; [худож. Е. Горева]. – М. : Нарния, 2010. – 360, с. : ил. – (Мир для всех: Там, где мы живём). – Прим.: с. 349–361. – ISBN 978–5–901975–65–7.

8. Раин, О. Слева от Солнца: [роман] / Олег Раин; [рис. Яны Ахметшиной]. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – 314, с. : ил. – ISBN 978–5–88664–334–3.

9. Тор, А. Глубина моря: [роман] / Аника Тор; пер. со швед. Марины Конобеевой; [ил. Е. Андреевой]. – Москва: Самокат, 2009. – 221, с. : ил. – (Серия "Встречное движение"). – ISBN 978–5–902326–84–7.

Стрелкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №32
Населённый пункт: г.Комсомольск-на -Амуре
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро")
Дата публикации: 27.02.2016
Раздел: полное образование

Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро") Цель мероприятия
:
привитие интереса к произведениям современной литературы на основе идейного анализа произведения Е.Габовой « Не пускайте рыжую на озеро», раскрытие егозначения. Задачи:  Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой с целью анализа художественных средств выразительности рассказа «Не пускайте рыжую на озеро»  Развивающийся аспект – используя технологию РКМЧП развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память; Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, обращенной к подросткам, осмысление поступков подростков, осознать, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим. Оборудование:компьютер, проектор, рекомендательные списки литературы, раздаточный материал. Ход мероприятия. 1. Оргмомент. (Работаем в группах) 2. Слово учителя. Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Произведения современных писателей приглашают нас, читателей, в свой дом - в книгу, в мир юношества. Этот мир всегда интересен нам, он чистый, своеобразный, но и жестокий, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Слово педагогу- библиотекарю нашей школы. Накануне мы провели среди вас анонимное анкетирование. Результат. Слайд 1 обзора. На основании ответов представляю вашему вниманию обзор современной литературы для подростков. Эти книги не только ответят на ваши вопросы, помогут разобраться в каких- то жизненных ситуациях, но и скрасят досуг. (Итоги анонимного опроса и обзор современной литературы для подростков. Рассказ о Габовой Елене).
Презентация обзор литературы. «Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!» Владимир Башунов Раздумья над рассказом Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» Учитель.Сегодня, перелистывая страницы рассказа, попытаемся услышать его нравственное звучание. Автор обращается к современной молодежи, к их нравственным и духовным ценностям, ведь душа современного подростка, прежде всего, ждет от мира теплоты, любви и понимания. . Учитель. Рассказ «Не пускайте на озеро» прочитан, какие проблемы поднимает автор. Подростковая жестокость Проблема одиночества Бездушие и безразличие взрослых к судьбе детей. Слайд 3. Учитель.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока «Человеком надо быть всегда» Чтение наизусть стихотворения (ученицей) Родиться рыжим – значит не таким, как все. Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен. Ты неприличен и смешон, Резвясь в росе. Весь мокрый, вопреки Послушным, умным детям. Родиться рыжим – Значит не таким вообще. Пусть ты блондин, Иль даже волосами черен. Ты просто «рыжий» Изначально там, в душе. И пусть порой смешён, но серым непокорен. Стефания Данилова Работа со стихотворением (Текст в материалах к уроку)
.Учитель
.
О каких значениях слова рыжий говорится в стихотворении? Рыжий – по цвету волос, веснушкам на лице («Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен») «Рыжий» - не такой, как все. («рыжий» изначально там, в душе Учитель Вывод: «Наша героиня не такая, как все». Учитель. Что вы можете рассказать о главной героине рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание). Учитель. Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы описать внешность девушки с какой целью?(у каждой группы свое задание) (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Лицо бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую метафора). Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством») Сравнения «Волосы, словно медная проволока»,» Глаза зеленые, блестящие, как лягушата», «Тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу большие корабли» Эпитеты: «золотоволосая красавица», «вода тихая-тихая» и другие.. Вывод
:
в данном рассказе автор употребляет метафоры, эпитеты, для усиления выразительности речи, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика к изображаемому, помогает нам, читателям, открыть нечто новое в героях. Учитель. Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками, зная, что будет там одна? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её) . А как она пела? Обратитесь к тексту
(Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) Отношение рассказчика.

У рассказчика есть симпатия к ее пению, но он не выражает ее открыто, не выступает в защиту Светки, а поступает, как все. («Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом»…). Сделайте вывод об отношении окружающих к героине. Одноклассников раздражает, что она не такая, как они. Никто не пытается ее понять. Все её обижают. Чтение по ролям и анализ эпизода «На палубе теплохода». Оцените чтение, удалось ли ребятам передать эмоциональное значение эпизода? . Что нового узнали о героине и ее одноклассниках, об отношениях друг к другу. Работа с текстом. Героиня Сидит на краю скамейки, рядом с ней пустое место Встревоженное выражение лица. Сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу, еле успела на берег. Одноклассники До свидания, Рыжая, ты рыбу распугиваешь (Женька). Прощай, подруга, больше не увидимся (девчонки). Давай Женьку хвалить, что он с Рыжухой так ловко устроил. Все о Рыжухе забыли. Класс был оживлен. Как Светка относилась к одноклассникам?«На девчонок не обижалась, привыкла, наверное. Ей было хорошо одной на природе, не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда уже все по палаткам расходились…»
Учитель. Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвны, не все были на стороне Женьки). Учитель. Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному»). Учитель. Согласны ли с рассказчиком, что класс Светы дружный? Ученица. Да. Класс дружный (доказывает текстом) Дискуссия. Дружба- это… (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: « не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала») Учитель. Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал). Учитель. Прошло 5 лет, рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре, почему? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.) Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь») Ученик наизусть читает стихотворение Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою – глубь немая, Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света. Над тобой Эфир бездонный С ярко Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный, Отраженный красотою. Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно-прекрасный Лебедь чистый, лебедь белый!

Библиотекарь: А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок») . Наша героиня не такая, как все, вспомните ранее прочитанные произведения, в которых героине такие… (Проблемы) Вы выделили основные проблемы в рассказе Елены Габовой, предложите свои решения, какую помощь можно оказать, дайте совет Мозговой штурм. Самостоятельная работа (в парах, в группах) 1. Подростковая жестокость Решения – смотреть добрые передачи – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса 2. Проблема одиночества – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику; 3. Бездушие и безразличие взрослых в судьбе детей – таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой), – больше читать произведений о доброте, об истинной красоте человека. . Учитель:

Светлана ощутила горечь одиночества…и тягучее, преследующее

повсюду, обидное- «Ры-ы-жая
»
Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, оно растворится в добре Обратитесь к теме занятия: «Человеком надо быть всегда»
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы это запомнили. Рефлексия. Учитель. Сегодня мы говорили о жестокости, о бессердечном отношении к героине, я хочу подарить вам это сердце-символ любви, отзывчивости,милосердия! А каким будет наше сердце, зависит от вас. Наклейте маленькие сердечки соотвественного цвета, что вызвал у вас урок, какие чувства вы испытали. «Х орошая книга это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро « Ф. Абрамов Мы продолжим разговор о нравственных проблемах, поднимаемых в современной литературе, которые волнуют читателя, задевая его душу и сердце. Обратите внимание на следующие книги. Список рекомендованных книг у вас на столах. Хотелось бы закончить нашу встречу одним стихотворением, в нём обращение к вам. Чтение наизусть стихотворения. Лидия Невская Новая книга раскрыла страницы, Будто взмахнувшая крыльями птица. Но современные компы и флешки Шлют в её адрес сплошные насмешки. Только она до сих пор не сдаётся, В муках рождается и издаётся. Пахнет всегда типографскою краской. Смотрит на нас с человеческой лаской. Книгу на полке возьмите, прочтите, Тонкие нити любви протяните. В книгах душа остаётся навеки. Души сливаются в чистые реки. Новая книга раскрыла страницы. Скажем ей: Здравствуй, крылатая птица! Спасибо все за работу. Музыка.

Рассказ Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

Рассказ Елены Габовой перекликается с повестью В. Железникова «Чучело».

Дети избегали ее, не принимали в свою компанию. Они не понимали странного поведения Светы: она часто «выла» - пела, а если песня ей не удавалась, то заводила ее снова и снова. Никто не мог предположить, что Света - будущая звезда-певица. А когда все собрались в поход, то девочку брать с собой не захотели и прямо ей об этом сказали. То, что она все равно поехала, только больше отвернуло ребят от нее. В этот момент я очень хотела оказаться рядом со Светой, защитить ее от нападок детей, поддержать. Мне знакомы такие ситуации, когда сверстники не понимают тебя, когда жестоко с тобой поступают. детская литература носов алексин

Читателя поражает жестокость ребят, бессердечие, безмолвие. Никто не возразил Женьке, когда он выбросил вещи девочки на берег. Ведь такое равнодушие убивает души людей, делает их черствыми к чужому горю. Только благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Она часто сдерживала слезы, она умела прощать одноклассников. И только пение спасало ее. Когда Света пела, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, птицы замолкали.

Если ты слаб по характеру, тебе трудно выстоять, трудно дать отпор обидчикам. А Света была сильная, имела свое мнение и, как результат, дошла до вершины своей мечты - стала оперной певицей! Заканчивается рассказ прозрением героя-рассказчика, одного из одноклассников рыжухи. Когда он видит Свету на сцене Мариинского оперного театра, он понимает, что она не рыжая была, а золотая. К сожалению, этот вывод уже не услышат одноклассники, а так нужны были эти слова Свете!

Публиковался в журналах и книгах («Костер», «Литература в школе», «Путеводная звезда», во многих моих сборниках). По нему пишут сочинения на ЕГЭ и ОГЭ.

Рассказ

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у нее грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжелая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие теплоходы.
Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зеленые, блестящие, как лягушата.
Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и ее голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
Выйдет она к доске, начнет отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до нее даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокаженная. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.
Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестренками. Отец от них ушел. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали ее еще и за единственные потертые джинсы.
Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
Мы очень любили походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом и говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночевкой.
Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, все как положено.
Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролет с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.
Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники ее не любили, а все равно ездила. Не прогонишь же.
Вечером возьмет Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребет. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных весел срываются розовые от солнца капли.
Выгребет Светка на середину озера, весла в воду опустит и начинает. Выть начинает.
То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало.
Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит.
Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.
Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила ее снова и снова.
Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.
Нас встречали смехом.
--Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.
– Заслушаешься,– коротко отвечал я.
А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
– Дура рыжая,– кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прется? Выла бы себе дома.
А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом, в котором роились еще не умеющие кусаться комары.
Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?
И тут же устроила запись.
Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Музыкальный центр берет Маринка, камера хорошая у Женьки.
Женька подвалил к Рыжухе, оперся руками о ее стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.
– Какое?
– Не езди с нами в поход.
Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
– Не поедешь? Не езди, будь другом.
– Я с вами поеду,– высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха,– а буду отдельно.
Вот это "отдельно" и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.
Женька отошел от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.
Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Теплым июньским днем мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой еще и удочки. По всякому поводу мы смеемся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – красота!
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.
За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме "Адидас" – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
– Моя,– отвечает Светка.
– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?
Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на пол дебаркадера и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап еще не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орет:
– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! Sorry!
И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Прощай, подруга!
– Больше не увидимся!
– Ха-ха!
И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
Чего девчонки радовались, я честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром ее ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
Теплоход еще толком не отвалил от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.
Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлен. А мне это "что-то" мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
А еще через пять лет произошла вот такая история.
В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Мариинку, на оперу.
И что же я вижу в первые минуты спектакля?
На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством! Пока я еще ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– Рыжуха!– ахнул я.
– Тише!– шипит на меня Наташа.
– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом,– мы с ней в одном классе учились.
– Что ты говоришь?!– всполошилась знакомая.– Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!
– Как ее звать?– еще на что-то надеясь, спросил я.
– Светлана Сергеева.
Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моем сердце – восторга или стыда.
После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдешь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да еще одноклассника. Жаль, цветов не купили!
– Нет, давай в другой раз,– скромно ответил я.
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она "выла". Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...
– Надо же!– удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо ее слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.