» » Классный час тему что доброта. Классный час "Доброта" классный час (4 класс) на тему

Классный час тему что доброта. Классный час "Доброта" классный час (4 класс) на тему

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НОВОУРАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59»

Час доброты

(занятие)

Ужнева Н.Н.

Быкова Л.Д.

ЧАС ДОБРОТЫ.

(форма занятия – круглый стол)

Цели:

Развитие представлений учащихся о добре,воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки;
- развитие у учащихся речи, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
- составление правил доброго человека

Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: толковые словари, таблицы с краткими записями задач, таблица с группой слов (добро, добросить, добронравный), 2 конверта с набором слов (отзывчивый, внимательный, бескорыстный, милосердный, равнодушный, деликатный, корыстный, безотказный, благородный, конфликтный); аншлаги со словами для составления пословицы (жизнь, на, дела, дана, добрые); правила доброго человека (записаны на листках в форме туч); солнце; у детей: фломастеры, листки тетрадные и альбомные.

Ход занятия

Прослушайте притчу и определите, о чем пойдет речь на нашем занятии.

«Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

О чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
- Вы совершенно правы. Сегодня мы поговорим о доброте и добрых поступках.

Мы собрались на круглый стол и поговорим о доброте и добрых поступках.

Итак, тема нашего разговора – доброта.

«Добро», «доброта». С чем могут ассоциироваться эти слова? (солнце, мама, нежность, тепло, голубое небо, цветы, ласковое море и т.д.)

На доске прикрепляется солнце, на нем написано слово «доброта».

Поднимите руку те, кто совершал недобрые поступки по отношению к кому-либо. Поднимите руку, если к вам относились не по-доброму. Значит, наше солнце заслонялось тучами.

На солнце прикрепляются тучи.

Мы страдаем от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда сами обижаем кого-то. Почему это происходит? Давайте поговорим сегодня об этом, так ли важно жить рядом с добрыми людьми и самому быть добрым, составим правила доброго человека, следуя которым, мы не позволим тучам зла закрывать солнце.

Каждый человек на земле хочет, чтобы его любили, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это надо заслужить своим добрым отношением к окружающим.

ДОБРОТА… Что означает это слово? «Это отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление сделать добро», - такое определение у С.Ожегова. (Дети самостоятельно находят определение в словарях).

Продолжите фразу: «Добрый человек – это…».

Вам дана группа слов. Найдите лишнее слово и дополните оставшиеся слова родственными: ДОБРОТА, ДОБРА, ДОБРОНРАВСТВЕННЫЙ. (добрый, добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добренький, задобрить, добряк и др.).

Проверим, как вы справились с заданием.

Выразите согласие или несогласие с ответом 1 команды. Задайте вопросы друг другу.

Как вы понимаете значение слова «добронравный»?

А какие еще качества свойственны доброму человеку?

Выберите из предложенных: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие, справедливость, зависть, безотказность (готовность прийти на помощь), равнодушие, бестактность, эгоизм.

Выразите согласие или несогласие. Задайте вопросы.

Безотказность. Как вы понимаете значение этого слова? Всегда ли это качество надо проявлять?

Вывод: безотказность не всегда следует проявлять, но доброте она всегда сопутствует, как и бескорыстие, и милосердие, и сочувствие, и сострадание.

Прослушайте притчу. Шел по лесу охотник. Вдруг видит: дерево упало и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь спас тебя от смерти!». «На то я и змея», - отвечает она.

О чем эта притча? (Эта причта о добре и зле)

Что можно сказать о характере героев? (Охотник добрый, он спас змею. Змея злая, неблагодарная, хотела укусить охотника.)

Значит, не надо делать добра? Может, стоит жить по правилу: «Не делай добра – не получишь и зла»? (Высказывают свои мнения, приводят примеры из своего опыта, из прочитанной литературы)

Случалась ли у вас такая ситуация, когда вас за доброе дело наказывали? Что вы при этом чувствовали?

Расскажите случаи, когда вы за добро отплатили злом. Что вы при этом чувствовали? А что чувствовал человек, которого вы обидели? Хотели бы вы, чтобы с вами поступили так же?

В Евангелии сказано: «…во всем как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними».

Вывод: какое правило доброго человека открыли? (За добро добром плати).

Можно ли заставить человека быть добрым? (Дети высказывают мнения).

Можно ли пожалеть о добром поступке? (с.109, «135 уроков здоровья»). Прочитайте древнюю китайскую сказку.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу много силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Императора навестил мудрец. Он увидел во дворце гоубей и спросил: Зачем столько птиц?

Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их живыми.

Мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Вы спасли 500 птиц, а погубили в 5 раз больше.

Почему так сказал мудрец?

Сколько птиц погубил император?

Были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений, о которых вы в последствии пожалели? (например, сделал за друга домашнее задание)

Вывод: какое правило открыли? (И добро и зло надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше. Доброта без разума пуста.)

Можно ли быть добрым, никак не проявляя доброту в своих делах? Послушайте стихотворение и подумайте, добрый ли герой.

Однажды я встретил бездомную кошку.

Как ваши дела?

Ничего, понемножку.

Я слышал, что вы тяжело заболели?

Так, значит, лежали в постели?

Лежала на улице много недель,

бездомной мне некуда ставить постель.

Подумал я: «Страшно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным…»

(дети высказывают свои мнения)

А как бы вы поступили на месте героя?

«Возьму я домой эту бедную кошку,

И будет бездомных поменьше немножко»

Вывод: выведите третье правило. (Добряк добро творит).

Кто еще, кроме человека и животных, нуждается в проявлении вашей доброты и участия?

Конечно, природа страдает от нашего равнодушия тоже.

Игра «Почему это произошло?» Назовите причины, которые могли вызвать перечисленные ситуации.

    На балкон дома слетелось много синичек.

    Киты выбрасываются из моря на берег.

    Морские звезды оказались на песке. (с.110, 135 уроков здоровья)

    Мусор постепенно становится монстром для планеты.

А сейчас вам потребуются знания по математике. Расчеты покажут, каким злом для человека и природы могут обернуться его бездумные поступки.

Задание 1 команде.

На 1 человека в год затрачивается 20т сырья. 9/10 от этого идет в отходы. Сколько тонн отходов получается? Сколько тонн сырья использует человек? Что делать с этими отходами? Что вы можете сделать (например, с пластиковой бутылкой)? С.5, ж. Педсовет №11, 2005).

Задание 2 команде.

Тонна нефти покрывает тонкой пленкой 12 кв.км поверхности океана. За год в моря поступает в среднем 9.000.000т нефти. Какую площадь океана может покрыть это количество нефти? Что произойдет с Черным морей, если это количество нефти выльется на его поверхность? (Площадь Черного моря 422.000 кв.км)

Вывод: надо ли спешить делать добро? Почему?

Какое правило можно еще вывести?

Пятое правило доброго человека – делать добро спеши.

Рефлексия. Итак, мы вывели правила доброго человека. Доброта – самое ценное качество нашего народа. Узнайте, о чем гласит народная мудрость, поставив данные слова в нужном порядке: на, жизнь, дела, дана, добрые.

Давайте закончим наше занятие добрым делом: встанем в круг и скажем друг другу добрые слова и пожелания.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Всем спасибо за работу.

1. Организационный момент:

У. - Давайте познакомимся.

2. Вводная беседа:

У. - Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых делах (слайд 1)

У. - Доброта... Что означает это слово?

(Объяснение детей, как они понимают это слово)

У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

У. - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 2)Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.(слайд 3)

Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)

У. - Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)

У. - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)

У. - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

У. - В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.(слайд 4)

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

У. Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше., чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)

Вывод учителя - Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

4. Выполнение теста

.

У. - Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я” (слайд 5)

Каждый из вас сможет проверить Какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

У. – давайте рассмотрим бланк ответов (слайд 6)

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

У. - а теперь вопросы (слайд 7)

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

У. – Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы (слайд 8)

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

(слайд 9)

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

6. Работа со словами

(слайд 10)

А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность

У. - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.”

У. - Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах.

(слайд 11)

У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться... (“Доброеутро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Работа в парах

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

У - теперь проверим (слайд 12)

9. Заключение

(слайд 13) Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Всего вам доброго!

Бланк для ответов.

№ вопроса

№ вопроса

Литература:

  1. “Проблемные классные часы – 10 -11 кл” автор Я.В. Голубева
  2. “Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию” 1- 4 кл. автор О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина
  3. “Внеклассные мероприятия в начальной школе” Я.Ю.Мартынова

Тема «Доброта творит чудеса».

Цели. 1. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность.

2. Учить находить у людей, такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость.

3. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

Ход классного часа

Добрый день, дорогие гости, учителя, ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен извечной теме, но тему нашего классного часа вы узнаете чуть позже.

Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?

Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.

А сейчас я предлагаю вам послушать одну легенду.

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила она обратиться к старому, седому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь на условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвертую – Печаль, а пятую – Доброта.

Они все прекрасны,- сказала Любовь – не знаю кого и выбрать…

Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но сейчас выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Ребята кого бы выбрали вы,если бы были на месте этой девушки?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?

Итак, вы догадались, о чем мы с вами будем говорить? (о доброте)

Прежде, чем перейти непосредственно к теме нашего классного часа, мне бы хотелось прочесть следующее стихотворение:

В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить засучив рукава.

(Булат Окуджава. Избранное.)

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Ученик 1.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

Ребята, сегодня мы поговорим о доброте. Тема нашей встречи «Доброта творит чудеса».

Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет? Полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощёных обид.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Учитель: Каждый из вас имеет свою индивидуальность, характер, темперамент, а вместе мы - классный коллектив, который не может не существовать без доброты, взаимоуважения и взаимовыручки. .

Мы постараемся, разобраться, какую роль в жизни каждого из нас играет доброта? Может ли каждый из вас сотворить чудо?

А сейчас я предлагаю вам немного поработать. Перед вами чистые листы, положите на него свою руку и обведите. В центре, на ладошке напишите слово ДОБРОТА. А на пальчиках напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей.

Легко или трудно быть добрым?.

Так как мы определили тему, а как думаете вы, что такое доброта… (ответы детей)

А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро- всё положительное, хорошее, полезное. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Какого человека можно назвать добрым?

(Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша помощь. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы посадим этот сад.

Дерево первое «Пословицы о добре»

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них. Я попрошу вас выполнить задание- собрать пословицы и попытаться объяснить их значения.

1.Доброе слово … и кошке приятно.

2.Не одежда красит человека, … а его добрые дела.

3.Торопись на доброе дело,…а худое само приспеет.

4.Не хвались серебром, …а хвались добром.

5.Кто добро творит, … того Бог отблагодарит.

6.В ком добра нет, …в том и правды мало.

7.Не ищи красоты-…ищи доброты.

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево.

К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким.

Дерево 2. «Добрые герои сказок»

Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если он добрый, вы поднимаете руки вверх, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали:

Иван –царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная – Шапочка, гуси – лебеди, водяной, баба- яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.

Молодцы, ребята! Ещё одно дерево прижилось.

Дерево 3. «Добрые чувства»

Мы с вами знаем, что чувства есть добрые, а есть, к сожалению злые.

А сейчас, я вас попрошу отделить злые чувства от добрых.

(Ребята выходят к доске и размещают чувства, написанные на карточках в два столбика)

Добрые чувства Злые чувства

Любовь. Безразличие

Дружба Равнодушие

Доверие Злоба

Радость Ненависть

Внимание Вражда

Забота Недоверие

Понимание Антипатия

Симпатия Раздражение

Дерево 4 «Наши поступки».

А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.

  1. Твой друг заболел, не ходит в школу,как ты поступишь?

(буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение)

  1. Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?

(разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)

  1. Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься?

(Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение.Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили)

  1. Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе?

(Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем)

Ребята, а ваши взаимоотношения в классе являются добрыми?

Каких добрых поступков от мальчиков ждут наши девочки? Запишите на сердечках, которые лежат у вас на партах. Мальчики запишут свои пожелания, адресованные девочкам. Обменяйтесь сердечками.

Ребята, а какие добрые дела совершали вы?

(Ответы учащихся.)

Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.

Классный руководитель. Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.

Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

Классный руководитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?

Ученики. МАМА.

Составить Ромашку Доброты.

Учитель . Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в природе? Запишите их на лепесточках ромашки и соберите ее? (Ответы учащихся).

Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.

Примерные ответы:

  • Помочь по дому
  • Помочь товарищу в школе
  • Сказать кому-то доброе слово
  • Пожалеть кого-то
  • Сходить за хлебом для слабой старушки
  • Покормить бродячего щенка
  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжёлую сумку..
  • Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку.
  • Если кто-то что-либо уронил, подними.
  • Старайтесь маме или бабушке помочь по хозяйству.
  • В школе и дома не мусори.
  • Уступи место в троллейбусе, трамвае, автобусе пожилым людям.
  • Пишите письма домой и друзьям, когда уезжаете.
  • Защищайте девочек, маленьких детей.
  • Старайтесь во всем помочь ближнему.
  • Не допускайте грубости.
  • Будьте добрым человеком!

Классный руководитель. Вот таким у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.

– Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.

В заключении давайте встанем все в круг и возьмемся за руки. Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла оборвать на себе, не пускать ее дальше по кругу.

Я хочу вам подарить закладки с правилами, которые помогут вам всегда оставаться добрыми.

Правила доброты.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

В заключение хочется

Всем пожелать здоровья,

Надежды, веры, доброты.

Пусть будет дом согрет любовью

И все исполнятся мечты!


Тема: «Добрые поступки»

Цели: - научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Способствовать формированию нравственных качеств

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.

Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся.

Оборудование: карточки с пословицами, записи на доске, листики, фломастеры, картинки с изображением хороших и плохих поступков.

Ход классного часа:

Сказка по лесу идёт – сказку за руку ведёт,

Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт,

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Кто-то догадался, почему я прочитала в самом начале отрывок из стихотворения? Как обычно заканчиваются сказки? (отв.дет.)

(В сказках добро побеждает зло)

Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Почему? (Ответы детей)

Основополагающим качеством, ведущим к любви, является доброта. Но сначала надо определить: что такое добро? Что такое зло? Что такое доброта? Что такое злоба?

Продолжите фразы:

Доброта – это … Злоба – это …

Добро – это … Зло – это …

(Дети выбирают фразы и заканчивают определения)

(Открывается доска и зачитываются записи на ней учениками.)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Злоба – это чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.

Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Добро начинается с любви ко всему живому.

Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Тема нашего классного часа «ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ»

Какие пословицы и поговорки вы знаете о добре? (отв.дет.)

(прикрепляются карточки на доску):

  1. Доброе дело и в воде не тонет.
  2. Добро не умрет, а зло пропадет.
  3. От добра добра не жди.
  4. Доброта без разума пуста.
  5. Добро помни, а зло забывай.
  6. Добрый гость всегда в пору.

Как вы их понимаете? (отв.дет.)

Сейчас я вам предлагаю определить, где выражения соответствуют добру, а где злу, зачитываю, а вы отвечайте:

1. умение сопереживать

2. умение радоваться удачам других

3. умение сочувствовать

4. всё, что губит душу человека

5. зависть и жадность

6. умение сострадать

7. преследование людей другой национальности, другого цвета кожи (скинхеды, фашисты). А кто такие скинхеды и фашисты? (отв.дет.)

8. младшие не уважают старших

9. война и предательство

10. помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно

11. умение прощать и просить прощение

12. взрослые не заботятся о детях

13. сильный защищает слабого.

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях.

А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

Как вы считаете, о чём думал Петя? (отв.дет.)

«И, наконец, он принял правильное решение».

Какое решение принял Петя? (отв.дет.)

Как оценить его поступок? (отв.дет.)

Вывод: Доброта – это помощь людям, животным, растениям.

А какие добрые поступки совершали вы? Перед классным часом вам задавалось на дом – описать один из своих добрых поступков. И сейчас некоторых мы прослушаем.

(пересказы нескольких детских работ)

Какую цель вы преследовали, когда это делали? (отв.дет.)

Итак, хорошие поступки совершили ваши одноклассники? (отв.дет.)

А с остальными работами вы сможете познакомиться позже, когда они будут вывешены на стенде.

- Давайте рассмотрим рисунки на доске и прокомментируем их.

(работа с картинками)

Мальчик увидел старушку, которая никак не решалась перейти дорогу. Он предложил ей помочь. При расставании старушка захотела поблагодарить мальчика, но не успела…

Почему не успела старушка сказать добрые слова? (отв.дет.)

Какая пословица больше подходит к рассказу: «доброе дело делай смело», « скромность всегда украшает»?

А сейчас мы проведем упражнение «Пять добрых слов».

Вам необходимо разбиться на группы по 5 человек. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу. (работают)

Отлично, и теперь каждый из вас узнает, что о вас думает ваш одноклассник.

Сейчас послушайте текст:

«Дети играли в песочнице. Мимо проходила собака, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: собака линяла.

Фу, какая противная собака, - сказал Игорь.

Так и хочется в неё чем-нибудь кинуть, - сказала Надя.

И дети принялись кидать в собаку камни».

Как оценить поступок детей? А вы сами так делали когда-нибудь? (отв.дет.)

Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло?

«Зло» – это причинение вреда и боли людям, животным и т.д.

Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали? (отв.дет.)

На доске написаны несколько примеров,а вам надо определить - какие из них являются добрыми делами, а какие – злыми? К доске выходят два человека, один определяет хорошие и ставит галочку напротив, второй выделяет плохие, и ставит минус напротив. А остальные проверяют их.

  1. Играть в футбол на газонах.
  2. Рисовать на стенах в школе.
  3. Посадить растения возле школы.
  4. Подложить кнопку на стул.
  5. Метко плюнуть жвачкой в товарища.
  6. Поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

(работают, сидячие проверяют и комментируют)

А как проверить добрые вы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить в школе?

Я раздам листики, а вы ответите на это письменно. Потом зачитаем.

(выполняют)

  1. Убрать территорию вокруг школы.
  2. Провести уборку в кабинете.
  3. Убрать свои рабочие места и т.д.

Чтение стихотворения Ачох Юлианны «Добрые люди»

Добрых людей, как всегда, не хватает...

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые - щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют,

Добрые - в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

Пришло время подвести итоги классного часа.

Давайте вспомним, о чем мы говорили?

Какие качества добра вам известны? Зла?

Почему нужно совершать добрые дела?

Домашним заданием будет – найти песни о добре и принести тексты песен.