» » Кто является участником дтп по закону. Дтп это определение Что относится к происшествиям

Кто является участником дтп по закону. Дтп это определение Что относится к происшествиям

Многие полагают, что под ДТП понимается происшествие, в котором есть несколько участников, среди которых есть люди или автомобили, но это не так. Например, водители, чьи автомобили застрахованы по КАСКО, прекрасно знают, что оформлять факт ДТП им приходится, практически, в любом случае – например, если задели дерево или столб, это квалифицируется как ДТП.

В ПДД, в п.п. 2.18 «Общие положения», указано, дорожно-транспортное происшествие – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

В практике было много случаев, когда водитель, например, слегка задевал пешехода зеркалом и после взаимных обвинений и споров участники прощались друг с другом. Водитель, убедившись в том, что претензий со стороны лица, которого он задел зеркалом, нет, может продолжить движение. Однако должны быть факты, подтверждающие отсутствие претензий, а именно – отсутствие ранений или иных травм у вышеуказанного лица. Только в этом случае факт ДТП не будет установлен.

Если же гражданин захочет отомстить водителю, он попросту обратится с заявлением в милицию. При этом одного заявления об оставлении водителем с места ДТП будет недостаточно, ведь в ПДД дано четкое указание на повреждения или травмы, которые должен был получить гражданин, поэтому одним из доказательств будет являться медицинское заключение о нанесении вреда здоровью.

Оставлением места ДТП не будет являться:

— в случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие. ПДД регламентирует такую возможность, однако предписывает предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию.

Формально оставлением места ДТП является отсутствие гражданина в момент оформления происшествия сотрудниками милиции. Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением. При всем при этом правила дорожного движения в п.п. 31.4 обязывают участников ДТП ожидать прибытия сотрудников ГАИ, но не накладывают обязанность, которая заключается в том, чтобы дождаться сотрудников, также не указывают на временной промежуток ожидания.

В то же самое время, между словами «ожидать» и «дождаться» существует принципиальная разница. Для ее установления обратимся к толковому словарю Ожегова.

— Понятие «ожидать»: быть где-нибудь, рассчитывая на появление, прибытие кого-нибудь или чего-нибудь. Таким образом, правилами установлено только одно требование – ожидать и это требование не конкретизировано.

— Понятие «дождаться»: пробыть до появления кого-нибудь или чего-нибудь ожидаемого. И это понятие, как мы видим, является более конкретным.

Как расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Оставлением места ДТП этот факт назвать нельзя, и действие данного участника ДТП не попадает под квалификацию по части 4 ст. 18.17 КоАП.

Если второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с Вами на месте – обменяйтесь расписками. Расписки должны содержать следующий текст: в результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт совершения ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют.

Рассмотрим пример:
Водитель скрылся с места ДТП: на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал. Когда ГАИ по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может. Гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в оставлении места ДТП.

Можно попасть и на автоподставу . На парковках и стоянках возле супермаркетов, а иногда, в зависимости от повреждения, и на дороге к Вам может подойти человек, который будет утверждать, что некоторое время назад он видел, как Вы повредили своим бампером или иной частью автомобиля его транспортное средство. Могут найтись и свидетели. Разумеется, водитель, будучи абсолютно уверенным в том, что никаких повреждений он не наносил, тем более, что на его автомобиле нет никаких следов, разворачивается и уезжает.

Данное обстоятельство является основанием для второго водителя вызвать сотрудников ДПС, после чего все разворачивается по уже известной схеме. В суде, спустя время, доказать то, что действительно не Вами было совершено дорожно-транспортное происшествие, будет крайне сложно, ведь определить степень виновности, установить первичные повреждения должны были именно прибывшие сотрудники ДПС, которых водитель не дождался. В последующем, конечно же, в результате сравнения двух автомобилей будет определяться степень вероятности нанесения установленных повреждений именно Вашим автомобилем, однако определяющего значения данный факт иметь не будет.

Если Вы все же намерены покинуть место ДТП , сделайте несколько десятков фотографий, которые могли бы подтверждать тот факт, что Вы к этим повреждениям никакого отношения не имеете! В таком случае помогут фотографии, указывающие на повреждения второго автомобиля – наличие пыли, грязи, дополнительных царапин, возможно, выступившей ржавчины (если вам предлагается оплатить повреждение, причиненное несколько недель назад), важен и в целом внешний вид автомобиля. На Вашем автомобиле также нужно зафиксировать возможные царапины на тех его частях, которыми могло быть нанесено повреждение, обратить внимание на ту же пыль и грязь.


О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом. При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле.

Ваша корзина

Бывает, что водитель — участник ДТП забывает от волнения свой домашний адрес.

Что уж говорить о пунктах Правил дорожного движения, регламентирующих действия водителей на месте ДТП.

Шоковое состояние делает людей беззащитными перед лицом обстоятельств. И поэтому правым зачастую признается тот, кто быстрее ориентируется в ситуации и занимает более активную позицию (о торжестве справедливости тут говорить не приходится).

Дорожно-транспортное происшествие дтп

2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб п.

6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263

«Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения п.

Попал в ДТП

Нередко водители забывают или просто не знают о том, что повлиять на ДТП может множество внешних факторов.

Даже если вы стали виновником ДТП, постарайтесь не растеряться и действовать четко и грамотно.

Итак, что вам необходимо сделать в первую очередь? Согласно пунктам 2.5 и 2.6. правил дорожного движения в случае аварии водитель обязан: 1) немедленно остановить транспортное средство и включить аварийную сигнализацию.

Кто является участником дтп по закону

1.2 Правил дорожного движения РФ. утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года. В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

» дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения»
.

Виды ДТП В п.

Что делать если оставил место ДТП

Несмотря на внутреннее убеждение гражданина о том, что авария принесла незначительный вред, даже при условии того, что виновником ДТП является не он, покидать место происшествия нельзя.

Что делать если оставил место ДТП? Скрытием с места аварии является обстоятельство, при котором участник ДТП отсутствует во время составления протокола.

Попал в ДТП — действуй по закону

1.2 ПДД указано, что дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его уча­стием, при котором погибли или ранены люди, поврежде­ны транспортные средства, сооружения, грузы либо при­чинен иной материальный ущерб. Если у вас произошло ДТП с участием автомобиля, то первое, что вы должны сделать, - это вызвать сотрудников ДПС.

ВС разъяснит судам, как применять закон к участникам пьяных ДТП

Также в два раза, но уже за последние пять лет, сократилась судимость за преступления против безопасности движения.

А судимость за управление транспортным средством в пьяном виде и вовсе сократилась в три раза, рассказал журналистам перед началом пленума Верховного cуда Беларуси заместитель председателя суда, председатель судебной коллегии по уголовным делам Руслан Анискевич. © Sputnik/ Роман Шантар Жесткие меры действуют «отрезвляюще» Пленум Верховного суда Беларуси во вторник должен дать разъяснение касательно изменившегося в 2013 году уголовного законодательства.

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп) :

дорожно-транспортное происшествие

п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

дорожно-транспортным происшествием (ДТП ) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также - прил. № 6 к прил. № 2 "Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел", утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

Приложение 1 к Инструкции
- - Приложение 2 к Инструкции

Кодификатор субъектов РФ и других государств - Приложение 4 к Инструкции

Кодификатор федеральных дорог - Приложение 5 к Инструкции

Приложение 6 к Инструкции

Кодификатор типов транспортных средств - Приложение 8 к Инструкции

Кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств - Приложение 9 к Инструкции

Кодификатор марок, моделей транспортных средств - Приложение 10 к Инструкции

Кодификатор форм собственности - Приложение 11 к Инструкции

Кодификатор организационно-правовых форм - Приложение 12 к Инструкции

Кодификатор министерств РФ - Приложение 13 к Инструкции

Формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень - Приложение 14 к Инструкции

Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России - Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

примечание к ст. 12.24 КоАП РФ

Российское законодательство содержит много разных формулировок транспортных происшествий на дороге. Они несколько отличны в разных указах и законах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но смысл их в целом одинаков. Как в 2019 году определяется факт ДТП? Факт любого ДТП предполагает участие в нем транспортного средства. Но это не единственное условие.

Существует ряд иных обстоятельств, наличие каковых позволяет признать ДТП. Перечень их определен законодательно. Каково в 2019 году определение ДТП?

Важные моменты

Под ДТП понимается событие, произошедшее на дороге в процессе движения транспорта при его непосредственном участии.

Причем имеет место получение повреждений транспортом, зданиями, грузами или иными материальными ценностями либо нанесение вреда здоровью или жизни людей.

Говоря о ДТП, стоит обратиться и к понятию «участников ДТП». В законе определение данного термина отсутствует, но понять его можно исходя из логического толкования.

Формулировка примерно такая:

«Участник ДТП — субъект, какой в результате своего действия/бездействия принял участие в ДТП».

То есть помимо водителей участвовать в ДТП могут пешеходы, велосипедисты, а иногда и животные. Еще можно разделить участников ДТП на «виновных» и «потерпевших», поскольку событие происходит по чьей-то вине.

И если с виновником все более-менее ясно, им становится водитель, по чьей вине произошло ДТП, то с потерпевшими несколько сложнее.

В первую очередь потерпевшей стороной признается водитель другого ТС, участвовавшего в ДТП. Но также пострадать от аварии могут пассажиры, как «виновного», так и «потерпевшего» авто или пешеходы.

Что это такое

Понятие «дорожно-транспортного происшествия» приводится в п.1.2 ПДД, ратифицированных Правительством Российской Федерации в .

Здесь оное описано как событие, свершившееся в процессе передвижения ТС по дороге и с его участием, при каком ранены или погибли люди или же нанесен ущерб материальным ценностям.

Руководствуясь приведенным понятием можно определить основные признаки ДТП:

  1. Возникает ДТП только при движении ТС по дороге.
  2. В ДТП неизменно участие транспорта.
  3. В итоге происшествия нанесен материальный урон и/или имеются пострадавшие.

Тождественное определение присутствует и в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», принятых руководителем Федеральной дорожной службы РФ 29.05.1998.

В частности, термин ДТП раскрывается в приложении №3 к данному документу. Стоит коснуться и ключевых моментов, какие позволяют определить ДТП, а именно:

Дорога По п.1.2 ПДД дорогой именуется обустроенная для движения транспорта полоса земли или поверхность специального сооружения. То есть событие, произошедшее вне дорожной территории, не может квалифицироваться как ДТП
Транспортное средство ТВ качестве оного принимается устройство, используемое для перевозки по дорогам грузов, людей и установленного оборудования. Очевидно, что понятие транспорта охватывает весьма широкий круг механизмов, как общего назначения, так и специализированного
Материальный ущерб Под таковым принимается повреждение или утрата имущества вследствие ДТП. Определение материального ущерба следует из

Значение имеет и количество участников происшествия. Если принимать во внимание дословное толкование ДТП, приведенное в различных нормативах, то в событии должно участвовать не менее двух субъектов.

Но в отдельных случаях возможно ДТП с участием только одного транспортного средства, если имел место ущерб имуществу или причинение вреда людям.

Основные причины

К основным факторам риска возникновения ДТП относятся такие обстоятельства как:

  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • превышение подобающей скорости движения;
  • игнорирование ремней безопасности;
  • эксплуатация неисправного ТС;
  • усталость водителя;
  • неблагоприятная погода;
  • плохое качество дорожного полотна;
  • отвлекающие водителя факторы (курение, разговоры по телефону, еда за рулем, разговоры с пассажирами и т.д.) и прочее.

Классификация видов

В п.3 приложения №3 к Правилам учета и анализа ДТП перечислены возможные виды происшествий.

Классификация такова:

Столкновение Предполагается, что движущиеся ТС столкнулись меж собой
Опрокидывание Эпизод, при каком движущийся транспорт повалился на сторону
Наезд на стоящее ТС Ситуация, когда движущийся транспорт наехал на стоящее ТС
Наезд на препятствие Происшествие, в каком движущееся ТС врезалось в неподвижный объект
Наезд на пешехода или велосипедиста Происшествие, при каком произошел наезд на указанных субъектов или они сами столкнулись с транспортом
Наезд на гужевой транспорт Ситуация с наездом ТС на повозки, транспортируемые животными
Падение пассажира Происшествие, при каком пассажир падает с движущегося ТС или внутри него за счет резкой смены скорости или траектории движения
Иные виды ДТП Сюда причисляют ситуации, какие не могут быть отнесены к перечисленным видам, но по своей сути являются происшествиями с участием движущихся ТС. В эту же категорию входя так называемые бесконтактные ДТП, когда по вине водителя из-за нарушения им ПДД причинен вред третьим лицам без наличия физического контакта

Действия при дорожно-транспортных происшествиях

Порядок действий участников ДТП строго регламентирован в п.2.5 ПДД. А именно действия водителя должны быть следующими:

Остановить транспортное средство, даже при незначительном столкновении Уезжать с места аварии нельзя, за исключением случаев, когда водители договорились меж собой, составили схему происшествия и отправились на пост ДПС для оформления
Включить аварийную сигнализацию
Выставить знак аварийной остановки Впереди и сзади автомобиля
Оказать первую помощь пострадавшим При этом можно вызвать скорую помощь по телефону, оказать нужную помощь самостоятельно, отправить пострадавшего в больницу на попутном ТС, доставить пострадавших самостоятельно на своем авто и вернуться на место аварии
Освободить проезжую часть Если это необходимо для обеспечения движения, но прежде зафиксировать положения всех значимых предметов и участвующих ТС
Вызвать ГИБДД И дождаться приезда сотрудников

Важно до приезда дорожного инспектора осуществить поиск и привлечение очевидцев, при наличии таковых. Если свидетели не могут ждать ДПС, то нужно записать их контактные данные.

Обязанности водителя в такой ситуации (должностных лиц)

В случае ДТП от водителей требуется строгое соблюдение утвержденного порядка действий.

После того как обеспечена сохранность положения ТС, выставлены аварийные знаки, оказана первая помощь пострадавшими, привлечены свидетели, остается только ждать.

Следует дождаться приезда сотрудников ГИБДД и совместно с ними оформить протокол.

Ни в коем случае не нужно выяснять отношения с другим водителем, выяснять степень вины и прочее. Это прерогатива уполномоченных органов.

После приезда ГИБДД следует написать письменную объяснительную, изложив ситуацию. Далее оформляют нужные документы.

Водителю желательно получить копии всех составленных документов, они могут понадобиться в будущем.

Что касается сотрудников ГИБДД, то они должны исполнить следующие действия:

Зафиксировать данные Участников ДТП, место, время, обстоятельства и вид происшествия, сведения о пострадавших, данные о причастных ТС и т.д.
Определить число пострадавших и зафиксировать данные о них Оценить степень тяжести травматизма людей и обеспечить оказание помощи
Проконтролировать установку Аварийных сигналов
Обеспечить сохранность Вещественных доказательств
Установить всех причастных к ДТП Водителей и иных лиц
Выявить свидетелей происшествия
При необходимости организовать движение транспорта В объезд или составить схему аварии и освободить проезжую часть
Выяснить приметы скрывшегося ТС Если факт сокрытия имеет место
Оформить необходимые документы

Документальное оформление

На месте ДТП сотрудниками ГИБДД составляются следующие документы:

Протокол осмотра места происшествия Вводная его часть содержит сведения о факторах аварии, месте и времени, погодных условиях, состоянии дороги, водителях, иных участниках, участвующих ТС, свидетелях. Описательная часть указывает на повреждения ТС и причиненный ущерб, состояние проезжей части, координаты аварии. Заключительная часть включает в себя информацию о квалификации действий виновных лиц
Схема ДТП Составляется с максимально точным измерением. Указывается положение автомобилей, места ударов, тормозной путь и прочие важные детали обстановки
Протокол осмотра и проверки ТС Фиксирует все видимые повреждения и неисправности
Акт медицинского освидетельствования участников ДТП Может составляться на месте или в лечебном учреждении в присутствии двух свидетелей
Объяснения От участников ДТП и свидетелей
Справка о ДТП

Виновнику аварии выдается копия протокола под расписку в получении обязательно, потерпевшей стороне копия протокола выдается по просьбе.

Все участники получают справку о ДТП, с которой можно обращаться за .

Все документы составляются в присутствии водителей и при их непосредственном участии. Водители вправе делать замечания и требовать занесения важных с их точки зрения данных.

Для того чтобы впоследствии получить страховку, водитель обязан заполнить бланк извещения о ДТП и передать его в страховую компанию в пятидневный срок после аварии.

Составление справки

Форма справки о ДТП утверждена . Оформляет ее сотрудник ГИБДД на месте происшествия и предоставляет заинтересованным лицам сразу после заполнения.

Если немедленная выдача справки невозможна, то выдается она в течение суток после заполнения в ГИБДД.

Без справки получить страховку можно лишь в случае заполнения извещения о ДТП и соблюдении определенных условий:

  • участие в происшествии двух участников с полисами ОСАГО;
  • отсутствие пострадавших;
  • отсутствие разногласий меж участниками ДТП.

Акт служебного расследования

Если ДТП произошло при участии подведомственного транспорта, то проводится служебное расследование руководителем предприятия, какому принадлежат ТС.

Целью такого расследования становится выявление нарушения учрежденных норм и правил и разработка мероприятий, препятствующих аварийности.

Сразу после получения сообщения о ДТП руководитель соответствующей организации выезжает на место аварии и проводит служебное расследование, взаимодействуя с органами следствия и дознания.

При служебном расследовании ДТП устанавливается:

  • обстоятельства происшествия;
  • последствия аварии;
  • нарушения, повлекшие происшествие;
  • виновные лица;
  • технические недостатки в работе ТС;
  • должностные лица.

При проведении служебного расследования надлежит:

  • оценить действия водителя, условия движения и дорожные условия и их влияние на возникновение происшествия;
  • характер и степень повреждений ТС и перевозимого груза;
  • получить письменные объяснения ответственных работников предприятия;
  • оказать содействие органам следствия и дознания;
  • повести совместную работу с техническими инспекторами по труду.

Результат служебного расследования оформляется актом в соответствии с порядком, утвержденным .

В документе указывается:

  • дата, время и точное место происшествия;
  • тип, марка, модель, номер ТС;
  • техническое состояние ТС до происшествия;
  • данные водителя, управлявшего транспортом;
  • состояние водителя (на основании врачебного заключения);
  • время происшествия относительно рабочего времени водителя;
  • цель поездки и вид перевозок;
  • использовано ли ТС по назначению и нет ли отклонений от маршрута;
  • вид ДТП;
  • условия видимости. Освещенность и дорожные условия;
  • характер и вид груза;
  • количество пострадавших;
  • общий материальный ущерб;
  • наличие причинной связи меж ДТП и нарушением требований к безопасности движения на предприятии.

К акту прилагается:

  • протокол осмотра места ДТП и ТС;
  • схема ДТП, объяснения должностных лиц;
  • приказы организации, касательно мероприятий по предупреждению ДТП.

Журнал учета

Все ДТП, связанные с движением транспорта конкретного предприятия должны учитываться, независимо от последствий и причин.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется инженером по безопасности движения либо работником, уполномоченным на то приказом руководителя.

Записи в журнал вносятся не позднее двух дней после происшествия. По итогам расследования дела записи могут корректироваться.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Любое юрлицо, являющееся владельцем транспорта, обязано вести .

Посредством анализа данных журнала и актов служебных расследований выявляются причины ДТП и разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение подобных происшествий на предприятии.

Какая применяется методика расследования

При расследовании ДТП все обстоятельства, подлежащие установлению, можно поделить на три группы:

Расследование заключает в себе несколько этапов:

В процессе расследования может потребоваться проведение дополнительных следственных действий – допроса очевидцев, авто-технической экспертизы, судебно-медицинской экспертизы пострадавших.

При необходимости проводятся следственные эксперименты, экспертиза дорожного покрытия, экспертиза используемых горюче-смазочных материалов.

Целью расследования становится определение не только виновной стороны, но и фактора, ставшего причиной происшествия.

Профилактика происшествий (план мероприятий по предупреждению)

Согласно ФЗ №196 от 10.12.1995 все ЮЛ и ИП обязаны обеспечивать условия безопасности дорожного движения и надлежащую квалификацию своих водителей и иных работников, обслуживающих транспорт.

Для этого разрабатывается и утверждается план, включающий в себя мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Как пример план мероприятий по ДТП на четвертый квартал 2019 года:

Требования к профессионализму водителей содержатся в .

Также 2.10.2001 Минтрансом утверждена Программа занятий с водителями транспортных организаций.

Согласно ей на предприятии ежегодно организуются занятия по определенному учебному плану. Данные занятия становятся неотъемлемой частью плана предупреждающих мероприятий.

Видео: возмещение ущерба при ДТП

Приказом руководителя утверждается план учебных занятий по двадцатичасовой программе по безопасности дорожного движения.

При этом изучаются:

  • типичные ДТП и их анализ;
  • требования к профессионализму водителя;
  • нормативное регулирование безопасного дорожного движения;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • условия перевозки пассажиров и грузов на опасных участках маршрута.

Обучение завершается проведением зачета на знание водителями правил БДД.

Весь учебный процесс фиксируется в журнале учета занятий по безопасности дорожного движения. Итоги зачета отображаются в личной карточке водителя.

При проверке предприятия такими органами как Ространснадзор или УГАДН обязательно проверяется Учебно-тематический план ежегодных занятий по БДД.

Какие причины обусловили рост

Все причины возникновения ДТП можно поделить на субъективные и объективные.

К причинам субъективного характера относятся:

  • нарушение ПДД;
  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС.

Объективные причины включают в себя:

  • недостатки планирования проезжей части;
  • плохая освещенность;
  • состояние дорожного полотна;
  • недостаточное наличие регулирующих средств и дорожных знаков;
  • технические неисправности ТС.

Чаще всего дорожно-транспортные происшествия происходят за счет несоблюдения ПДД.

Способствующими факторами становятся:

  • превышение скорости движения;
  • игнорирование безопасной дистанции меж ближайшими машинами;
  • обгон в зоне ограниченной видимости;
  • управление ТС в нетрезвом виде;
  • нарушение правил маневрирования.

Во многом рост ДТП обусловлен недостаточной осведомленностью водителей о возможных последствиях того или иного нарушения.

Также нужно отметить, что немалая часть автовладельцев весьма плохо знает правила дорожного движения.

На фоне того, что приобрести автомобиль сейчас не так уж и сложно, а для получения прав достаточно сдать основной минимум, и возникает сложная ситуация на дорогах.