» » Перспективный план работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Перспективный план организации трудовой деятельности (старшая группа) Мероприятия по трудовому воспитанию в старшей группе

Перспективный план работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Перспективный план организации трудовой деятельности (старшая группа) Мероприятия по трудовому воспитанию в старшей группе

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
  2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

Виды труда и задачи

ФГОС ДО предполагает следующие :

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

Вид труда

самообслуживание

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
  • учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

природный

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.
  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

В отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка.

Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.

Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

Формы организации трудовой деятельности

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения - самое приятное и эффективное и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно.

Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.

Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства - определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Как правильно распределять занятия?

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников, необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности.

Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.

Неверное планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС ДО и его итог

Действие

Воспитатель использует в один день все три формы трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания дошкольников реализуются в слабой мере, за счет сильной нагрузки на детей. Воспитанники считают себя не личностями, а подчиненными, от которых требуют много работы.

Воспитатель использует одну форму деятельности в неделю.

Поскольку во всех задействовать всех детей абсолютно невозможно, то трудовое воспитание в соответствии с ФГОС будет проявляться только у части воспитанников, которая была больше задействована в деятельности.

Воспитатель неправильно рассчитывает степень сложности заданий.

Для маленьких детей он дает сложные задания, а ребятам из старшей группы - простые и легкие. Такой подход вызовет у детей негативное отношение к трудовой деятельности, поскольку им будет либо очень легко, либо слишком сложно. Более того, данный метод может полностью отбить желание трудиться и уважать людской труд.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо грамотно распределять обязанности детей в процессе трудового воспитания.

Возможные варианты заданий для разных возрастов

С целью максимально точно реализовать задачи трудового воспитания дошкольников была составлена примерная таблица видов деятельности для каждой группы. Ознакомиться с ней можно ниже.

Варианты заданий

Ясельная\Младшая

Две группы объединены в один тип, так как возраст малышей и их возможности примерно одинаковы. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба), отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т.д.

Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности - дежурством. Самое первое дежурство - по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой. Возможно также поручить дежурным подать на стол фрукты или овощи, но не полностью на стол, а по 2 штуки.

В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то - за достаточным солнечным освещением. Таким образом воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.

Подготовительная

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни - школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д.

Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.

Труд и родители

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду.

Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное - ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное - если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования - лишь выдумка, то их можно не выполнять.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей. Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша - приложить все усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов.

Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.

Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

Заключение

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в таблицах, приведенных в статье, подробно раскрывает суть и проблемы формирования трудолюбия.

Самое главное - начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!

Михайлова Светлана Анатольевна
Перспективный план организации трудовой деятельности (старшая группа)

ти:

1. Поручение

1. Полить комнатные растения.

Цель: совершенствование умения самостоятельно поливать комнатные растения. Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать желание правильно ухаживать за растениями.

2. Убрать игрушки.

Цель: учить убирать игрушки после игры на место; воспитывать самостоятельность, ответственность за порученное дело.

3. Самообслуживание.

Цель: Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно, употреблять формулы вежливости.

4. Составить аккуратно книги на полке.

Цель: воспитывать аккуратность, самостоятельность,

ответственность за порученное дело.

5. Сложить аккуратно свою одежду в шкафчик.

Цель: Закреплять умение замечать непорядок, устранять его; продолжать учить использовать отделения шкафчика по назначению; воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.

6. Отобрать игрушки, подлежащие ремонту.

Цель : Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать ответственность за порученное дело.

7. Уборка кровати после сна (коллективное поручение).

Цель: обращать внимание на не расправленную простынь, сбившееся одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.

8. Протереть пыль с крупных листьев, комнатных растений.

Цель: Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

9. Помочь застегнуть пуговицы.

Цель: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, отзывчивость и желание прийти на помощь друг - другу.

Методические прие мы:

Объяснение,

Указание,

Напоминание,

Поощрение,

Художественное слово,

Формы организации трудовой деятельнос ти:

2. Дежурство

1. Дежурство по столовой.

Цель: приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду.

2. Дежурство по подготовке к занятиям.

Цель: учить раскладывать материал к занятию, после

занятия убирать его на место; воспитывать самостоятельность, ответственность за порученное дело.

3. Дежурство в уголке природы.

Цель: Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Методические приемы:

Объяснение,

Напоминание,

Поощрение,

Художественное слово.

Формы организации трудовой деятельнос ти:

4. Коллективный труд

Хозяйственно бытовой труд:

1. Уборка в группе.

Тема: Служба быта «Солнышко».

Цель: Учить детей участвовать в организационном труде коллектива сверстников, договариваться о распределении работы, осуществлять контроль и самоконтроль качества действий при выполнении общей работы. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закреплять умение правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда.

1 бригада – протирает пыль в шкафчиках и

расставляет красиво игрушки.

2 бригада – моет кукольную посуду.

3 бригада – стирает кукольное бельё.

4 бригада – моет стульчики.

2. Этап. Руководство трудом.

3. Этап. Завершение работы.

2. Уборка участка.

Цель: Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.

1. Этап. Постановка трудовой задачи.

2 ребенка - метёлкой подметут тропинку.

2 ребенка – веником подметут веранду

1 ребенка – тряпочкой протрут скамейки.

2 ребенка – из леек польют песок.

4 ребенка возьмут лопатки и сгребут его в кучу.

2 ребенка – в ведерки соберут мусор.

2. Этап. Руководство трудом.

3. Этап. Завершение работы.

Ручной труд:

Тема: Ремонт книг

Цель: Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам.

Пришивание пуговиц.

Стирка кукольного белья.

Посадка лука.

Изготовление поделок из бумаги, ткани и бросового материала.

Тема: Подарок для мамы.

Цель: Учить складывать бумагу пополам, совмещая противоположные стороны, делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам, по горизонтали, вертикали, диагонали. Использовать основные базовые формы техники «оригами». Учить складывать полоску бумаги в гармошку. С помощью этих деталей склеить сумочку.

Методические приемы

Создание игровой ситуации,

Внесение персонажа,

Художественное слово,

(загадки, пословицы и поговорки о труде,

Объяснение,

Указание,

Пояснения,

Напоминание,

Поощрение.

Напоминание.

Публикации по теме:

Конспект организации трудовой деятельности в средней группе «Стирка кукольного белья» Программные задачи. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в игровой комнате. Способствовать формированию умения планировать предстоящую.

Перспективный план игровых занятий (старшая, подготовительная группа) по формированию пространственного мышления Ноябрь Блоки Дьенеша Найди пару (ознакомление с символами свойств) Магазин, (выявлять и абстрагировать свойства). Выведи из леса. Третий.

Перспективный план по ПДД старшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 39 Перспективный план

Елена Храмлюк
Перспективный план работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь

«Порядок в шкафу»

Задачи :

Воспитывать аккуратность , формировать умение трудиться индивидуально , проявлять самостоятельность

Беседа на тему «Порядок в шкафу» ;

Игра «Путешествие в страну чистоты»

Хозяйственно-бытовой труд

«Дежурство по столовой»

Задачи :

Учить ребенка выполнять обязанности дежурного, планировать свою деятельность в паре

Игра-соревнование «Дежурный недели»

Ознакомление с трудом взрослых

«Кто трудится в детском саду »

Задачи :

Учить различать профессии взрослых по существенным признакам

Экскурсия на кухню;

Экскурсия в медицинский кабинет;

Экскурсия в прачечную;

Рассматривание иллюстраций

Труд в природе

«Дежурство в уголке природы»

Задачи :

Показ способов действия.

Выполнение процессов самообслуживания

«Да здравствует мыло душистое!»

Задачи :

Закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене и о необходимости выполнения правил личной гигиены.

Чтение произведения Чуковского «Мойдодыр» ;

Беседа «Что такое личная гигиена» ;

Обыгрывание отрывков из сказки «Мойдодыр» .

Хозяйственно-бытовой труд

«Наведем порядок в группе»

Задачи :

воспитывать трудолюбие .

Игровое занятие «Наведем порядок в группе» ;

Беседа о чистоте.

Труд в природе

«Поможем дворнику»

Задачи :

Приучать детей работать сообща , добиваться выполнения задания общими усилиями, вызывать желание трудиться .

Уборка осенних листьев вместе с воспитателем ,

Сбор листьев для гербария.

Ознакомление с трудом взрослых

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» Задачи :

Формировать представление о труде взрослых , воспитывать положительное отношение к труду парикмахера .

Рассматривание иллюстраций;

Выполнение процессов самообслуживания

Задачи :

Закреплять навыки культурного поведения за столом.

Беседа «Культура поведения во время приема пищи»

Игровое занятие «К кукле на чай»

Хозяйственно-бытовой труд

«Стирка кукольного белья» Задачи :

труду , умение работать в коллективе .

Игровое занятие «Стирка кукольного белья» ;

Заучивание поговорок о чистоте.

Труд в природе , ручной труд

«Ах, какая осень!»

Задачи :

Закреплять умение выполнять поделки из природного материала, в процессе деятельности работать аккуратно .

Сбор семян и шишек для изготовления поделок;

Изготовление поделок из природного материала;

Оформление выставки «Ах, какая осень!»

Ознакомление с трудом взрослых

Сюжетно-ролевая игра «Почта» Задачи :

Закреплять знания детей труду .

Рассматривание иллюстраций;

Прочтение произведения С. Я. Маршака «Почта»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Почта»

Выполнение процессов самообслуживания

«Самый опрятный и аккуратный»

Задачи :

Воспитывать аккуратность , закрепить привычку следить за своим внешним видом, проявлять самостоятельность

Игра-соревнование «Кто опрятней и аккуратней»

Ручной труд

«Мастерская Деда Мороза»

Задачи :

Формировать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, приобщать детей и родителей к творчеству, развивать у детей чувства радости и удовлетворения от результатов своего труда .

Изготовление новогодних украшений;

Выставка детских работ «Зимушка хрустальная»

Труд в природе , ручной труд

«Кормушки для птиц»

Задачи :

Формировать положительное отношение к труду и совместной работе ребенка со взрослым .

Рассматривание иллюстраций;

Изготовление детьми кормушек для птиц совместно с родителями.

Ознакомление с трудом взрослых

«Профессии наших мам»

Задачи :

Закреплять знания детей о различных профессиях, формировать положительное отношение к труду .

Рассматривание иллюстраций;

Прочтение произведения С. Михалков «А что у вас»

Оформление выставки «Мамина профессия»

Хозяйственно-бытовой труд

«Книжкина больница»

Задачи :

Учить бережному отношению к результатам своего труда , воспитывать трудолюбие .

Ремонт книг и дидактических пособий

Труд в природе

«Кормим зимующих птиц»

Задачи :

Формировать умение принимать и ставить трудовую задачу , представлять результат ее выполнения, самостоятельно выполнять трудовой процесс .

Чтение произведений о зимующих птицах;

Показ способов действия;

Выполнение детьми кормления птиц.

Ознакомление с трудом взрослых

Сюжетно-ролевая игра «Ресторан»

Задачи :

Закреплять знания детей о различных профессиях, формировать положительное отношение к труду .

Рассматривание иллюстраций;

Рассматривание иллюстраций;

Экскурсия на кухню;

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре

Выполнение процессов самообслуживания

«Чтоб кусался зубок»

Задачи :

Воспитывать привычку следить за чистотой своих зубов, совершенствовать навык чистки зубов без напоминания взрослых.

«Для чего нужно чистить зубы» ;

Рассматривание иллюстраций;

-«Рисуем кабинет врача-стоматолога»

Хозяйственно-бытовой труд

«Фея чистоты»

Задачи :

Формировать положительное отношение у труду , умение работать в коллективе .

Игровое занятие «Фея чистоты» ;

Ознакомление с трудом взрослых

Задачи :

Формировать у детей Воспитывать

Оформление альбома «Воинская слава»

Подготовка и проведение развлечения «Есть такая профессия Родину защищать»

Труд в природе

«Посадка лука»

Задачи :

воспитывать трудолюбие .

Показ способа посадки;

Показ способов полива.

Выполнение процессов самообслуживания

«Что такое личная гигиена» Задачи :

Закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.

Беседа с медицинской сестрой на тему «Что такое личная гигиена» ;

Театрализованная композиция по произведению К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Хозяйственно-бытовой труд

«В гостя у бабушки Федоры»

Задачи :

Совершенствовать умения самостоятельно наводить порядок в групповой комнате, воспитывать трудолюбие .

Прочтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»

Беседа о чистоте;

Игровое занятие «В гостях у бабушки Федоры» .

Ознакомление с трудом взрослых

«Умелые руки наших мам» Задачи :

Формировать у детей уважительное отношение к труду и его результатам .

Оформление мини-музея «У мамы руки золотые»

Мастер-класс «Птица из ткани»

Труд в природе

«Дежурство в уголке природы»

Задачи :

Совершенствовать умения самостоятельно поливать растения, рыхлить почву, протирать листочки.

Беседа с детьми о способах ухода за комнатными растениями;

Показ способов действия.

Выполнение процессов самообслуживания

«Чистота – залог здоровья» Задачи :

Воспитывать привычку следить за чистотой рук, самостоятельно мыть руки без напоминания взрослых.

Беседа с медицинской сестрой на тему «Чистота залог здоровья» ;

Игра-соревнование «Чистые руки» .

Хозяйственно-бытовой труд

«Дежурный по занятиям» Задачи :

Учить самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Развивать трудолюбие , желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других

Разложить на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем на занятия ;

Вымыть и разложить их на место.

Ознакомление с трудом взрослых

«Кто такие космонавты?» Задачи :

Формировать у детей интерес к различным профессиям. Воспитывать уважение к людям труда .

Сюжетно-ролевая игра «Полет на луну» ;

Подготовка и проведение развлечения «Через тернии к звездам» .

Труд в природе

«Весенняя уборка на участке детского сада» Задачи :

Учить готовить землю для посадки лука, воспитывать желание помогать взрослым, развивать трудолюбие .

Подготовка земли и ящика для посадки;

Показ способа посадки;

Показ способов полива.

Выполнение процессов самообслуживания

«Быть аккуратным, чистым и опрятным» Задачи :

Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде.

Чтение произведения

А. Барто «Чумазая девочка» ;

Игра-тренинг «Научи друга» ;

Игра соревнование «Прически для кукол»

Хозяйственно-бытовой труд

«Маленькие помощники» Задачи :

Формировать положительное отношение у труду , умение работать в коллективе .

Изучение пословиц о труде ;

Чтение сказки «Золушка»

Коллективная уборка групповой ячейки.

Ознакомление с трудом взрослых

Сюжетно-ролевая игра «Дальнее плавание» Задачи :

Формировать у детей интерес к различным военным профессиям. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Рассматривание иллюстраций;

Рисуем корабли;

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дальнее плавание» .

Труд в природе

«Посадим цветы на клумбе» Задачи :

воспитывать трудолюбие , аккуратность при выполнении работы , приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы

Подготовка земли для посадки;

Показ способа посадки;

Показ способов полива.


Приведено с некоторыми сокращениями

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает создание оптимальных условий для организации труда детей в целях их нравственного развития и трудовой подготовки.
Главная роль здесь принадлежит воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу трудового воспитания. Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач, т. е. развить у детей интерес к труду, желание трудиться для других, помогать друг другу при выполнении, общего дела, воспитать уважение к людям труда и т. д., чтобы сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда.
В понятие культуры педагогического труда входит умение без потери времени работать с детьми, организовывать их деятельность, в частности трудовую. Чтобы владеть этим умением, необходимо планировать свою работу по трудовому воспитанию.
Педагогический процесс требует напряжения сил, собранности, целеустремленности, умения не выключаться из рабочего состояния, когда, например, дети трудятся самостоятельно. Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.
При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.
Остановимся на отдельных моментах планирования подробнее.
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.
Общаясь с детьми повсеместно, давая им поручения, привлекая к самообслуживанию, воспитатель видит, кто из детей какими навыками владеет, чего им недостает. Педагог хорошо знает, какой ребенок постоянно отказывается от работы, кто нуждается в помощи или надеется на опеку, у кого обнаруживается большая активность, самостоятельность, интерес к труду. Эти и другие проявления в труде позволяют педагогу определить уровень развития трудовой деятельности каждого воспитанника и группы детей в целом.
Одновременно с выяснением данных вопросов взрослый собирает сведения о тех конкретных делах, которые дети выполняли, о качестве работы, трудностях, перспективах на будущее.
Целевое содержание труда дошкольников определяется «Программой воспитания в детском саду»: поливать в живом уголке растения, раскладывать на столы ложки, вешать чистые полотенца в умывальной комнате, раздеваться для сна, одеваться на прогулку и т. д. Следует иметь в виду, что это все - конечные цели трудового воспитания, т. е. требования к уровню умений к концу пребывания детей в той или иной возрастной группе. Поэтому к их реализации воспитатель подходит постепенно. Так, задача по обучению младших детей умыванию может быть конкретизирована следующим образом: умываться - это мыть руки, лицо, вытираться полотенцем. Из перечня этих уже более конкретных трудовых задач воспитатель берет сначала одну, например мыть руки. В плане работы он должен не просто написать: «Учить детей мыть руки», а попытаться детализировать приемы, овладение которыми позволит малышу в конечном итоге выполнить требование «мыть руки». Значит, педагогу важно предусмотреть, какие конкретные действия должен совершить ребенок в процессе мытья рук.
Планируя работу по трудовому воспитанию в любой возрастной или смешанной группе, педагог должен взять конкретный объем труда, наметить одну частную задачу (или 2-3, если речь идет о совершенствовании, закреплении действий, об упражнении в нем).
Вот как может выглядеть план работы воспитателя с младшими дошкольниками в начале года: «Учить детей во время мытья рук, делать кругообразные движения кистями рук. Добиваться того, чтобы руки были вымыты с обеих сторон». Или: «Показать Славе, Феде и Оле, как следует намыливать руки»; «Напомнить Нине, Вите, Сереже, что перед мытьем рук нужно завернуть рукава, чтобы их не намочить. Показать, как это делать». В каждом из приведенных примеров воспитатель ставит перед ребенком небольшую конкретную задачу. Она малышу понятна, близка по опыту, а потому в основном легко принимается и реализуется.
А вот как задачи трудового воспитания могут планироваться педагогом по отношению к этим же малышам спустя 2-3 месяца: «Учить детей правильно мыть руки: завертывать рукава, намыливать руки до образования пены, мыть руки с тыльной и внутренней стороны». Или: «Напомнить Вове, что нужно мыть не только ладони, но и наружную сторону кистей рук. Показать, как это делать, учить мальчика правильно мыть руки».
В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель ставит более сложные задачи: «Учить ребят умываться самостоятельно, тщательно выполняя каждое действие». Или: «Воспитывать у детей умение умываться чисто, соблюдать аккуратность при пользовании водой (не лидь на пол, не брызгать на стены)».
Старшие дошкольники уже достаточно прочно владеют навыками умывания. Учитывая это, воспитатель намечает такое содержание работы: «Закреплять умение быть самостоятельными в процессе умывания, желание Делать все быстро и хорошо», «Напомнить Жене о том, чтобы тщательно мыл пальцы рук. Воспитывать бережное отношение к труду прачки».
Сравнивая приведенные примеры планирования, легко увидеть, как постепенно изменяется трудовая задача, а вместе с нею и содержание плана воспитателя. От формулировки небольшой детализированной задачи он переходит к постановке ее в более обобщенной форме («Учить вытирать руки полотенцем» - в младшей группе и «Правильно пользоваться полотенцем» - в старшей). Если взрослому удается подобным образом намечать (планировать) трудовые задачи, он осуществляет отбор их последовательно, постепенно, в системе. Это помогает добиться от детей выполнения поставленных перед ними трудовых целей.
При планировании, помимо указания цели (трудовой задачи), педагог отмечает, на что надо обратить внимание в процессе ее реализации ребенком (или детьми), т. е. учитывает образовательные и воспитательные задачи, осуществляемые в ходе выполнения трудовой цели.
Прежде всего воспитатель планирует задачу по обучению детей трудовым навыкам: навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда, труда по уходу за животными и растениями, например: «Предложить Косте и Наде подвязать фасоль на грядке. Показать, как это делать, формировать соответствующие навыки». Или: «Привлечь Машу и Олю к заготовке бумажных салфеток. Показать, как их нарезать, как закладывать в стакан-салфетницу. Учить детей данным навыкам».
Вместе с тем воспитатель намечает задачи по формированию навыков элементарного планирования и организации трудовой деятельности (индивидуальной и коллективной). Так, в плане работы с детьми старшего дошкольного возраста он может указать: «Формировать у Валеры и Алеши умение ставить цель. Помочь им увидеть, предусмотреть, что необходимо сделать для игры «Школа», побудить к выполнению намеченных дел».
Воспитатель планирует работу по обучению детей умению представлять результат труда, отбирать наиболее эффективные способы выполнения работы, подбирать и рационально располагать материалы и инструменты и распределять обязанности между участниками труда при коллективных его формах. Воспитатель может написать: «Проследить за работой дежурных по подготовке материалов к занятию. Показать более рациональный способ переноса красок, кистей, тряпочек и пр. - на подносе. Учить детей такому способу работы»; «Поручить Васе, Оле, Сереже подклеить книги. Предложить организовать работу так, чтобы каждый выполнял определенную трудовую операцию. Воспитывать умение взаимодействовать при реализации общей задачи». Педагог должен предусматривать и задачу воспитания у детей общественных мотивов трудовой деятельности и отражать ее в дневнике.
Воспитание побуждающих мотивов трудовой деятельности - это один из главных моментов подготовки дошкольников к общественно значимому труду. Знание мотивов, под влиянием которых включаются в работу малыши или более старшие дети, а также удерживается их внимание к трудовой деятельности в течение определенного времени, необходимо для выполнения той или иной трудовой задачи, достижения результатов.
Воспитатель должен постоянно отмечать в плане, какие мотивы он будет создавать и формировать. Даже малышам постепенно доступно надо показывать, что и они сделали что-то нужное для других. Так, педагог может наметить в плане: «Привлечь к раздаче ложек Виталика. Похвалить за то, что помог няне в сервировке стола». Или: «Предложить Жене, Ване, Максиму сделать для малышей своей группы вертушки. Воспитывать желание и умение трудиться для других».
В процессе выполнения индивидуальных поручений ребенок все делает сам от начала до конца, не вступая в контакт с другими детьми. Воспитатель должен учитывать эту возможность для формирования определенных личностных качеств, для обучения приемам трудовой деятельности, навыкам ее планирования и организации. Если он намечает в плане привлечь кого-либо из детей к выполнению поручения, он должен и решать эти конкретные задачи: «Поручить Сереже (старший дошкольник) срезать к обеду зеленый лук. Показать, как это делать. Воспитывать аккуратность в работе. Вместе с Виталиком (младший дошкольник) протереть листья фикуса. Показать ему прием протирания крупного кожистого листа. Приучать к трудовому усилию».
Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительных взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т. д.
Все эти воспитательно-образовательные моменты должны стать предметом внимания воспитателя при планировании конкретных задач. Систематическая и планомерная работа по реализации этих задач способствует развитию трудовой деятельности дошкольников, что, в свою очередь, создает условия для использования ее как средства воспитания.
Большое внимание следует уделить планированию работы по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Необходимо намечать такие задачи: воспитывать интерес к труду взрослых; воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда; формировать стремление оказывать взрослому посильную помощь. Педагог может намечать реализацию этих задач при работе с детьми младшего дошкольного возраста примерно так: «Обратить внимание малышей на трудовые действия няни (что она делает), на качество выполняемых действий. Воспитывать интерес к труду няни».
По отношению к старшим дошкольникам задачи усложняются: «Предложить Антону после умывания протереть пол шваброй. Воспитывать желание помогать няне, поддерживать чистоту».
В плане учитывается воспитание таких нравственных качеств, как ответственноеть, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и пр. Педагог может написать: «Привлечь Наташу и Веру к уборке игровой площадки, подмести ее, полить из лейки. Воспитывать у девочек умение трудиться». Или: «Поручить Косте, Оксане, Сереже прополоть на клумбе ноготки. Воспитывать ответственность за порученное дело».
Следует планомерно осуществлять работу по воспитанию положительных отношений между детьми в процессе труда, умений работать дружно и согласованно, проявлять заботу о товарище, направлять усилия на общее дело, прислушиваться к советам и замечаниям сверстника. Педагог может сформулировать это так: «Принять участие в труде по уборке групповой комнаты. Показать детям, как нужно проявлять внимание к работающим рядом, в чем оно может быть выражено. Учить детей справедливо оценивать работу товарищей, стараться рассказывать о том, что им удалось, что достигнуто. Воспитывать умение радоваться успеху сверстников». Все эти разнообразные задачи трудового воспитания реализуются по отношению к детям каждой возрастной ступени, но, естественно, конкретизируются и постепенно усложняются от возраста к возрасту. Приведем пример (смешанная группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста).
Воспитатель намечает коллективную уборку групповой комнаты, уточняя содержание работы со старшими дошкольниками и цель:
«Убрать часть групповой комнаты: разобрать стеллажи с игрушками, строительным материалом и пособиями для занятий. Предложить детям разделиться в звенья по желанию, интересам (поработать вместе с товарищем, заняться любимым делом). Воспитывать деловитость, вызывать радость при достижении общей цели, оказании помощи педагогу, няне.
Показать Оле, Тане (старший возраст), как надо располагать материалы в шкафу. Воспитывать аккуратность. Поручить Косте и Наташе (младший возраст) протереть листья фикуса. Показать, как это делать.
Привлечь Веру, Сережу и Диму (младший возраст) к уборке вымытого старшими детьми строительного материала. Предложить Зое показать малышам, как надо это делать. Воспитывать желание трудиться для других».
Трудовое воспитание осуществляется в течение всего времени пребывания ребят в дошкольном учреждении. Это позволяет педагогу планировать работу по трудовому воспитанию в разное время дня: в утренние часы до завтрака, на прогулке и вечернее время (после дневного сна).
Мы не ставим задачей рекомендовать воспитателю планировать работу по трудовому воспитанию ежедневно и последовательно в полном объеме содержания и разнообразия задач обучения и воспитания. Но он должен не менее 2-3 раз в день фиксировать внимание на трудовом воспитании и соответственно планировать свою работу на неделю. Ежедневно планируется трудовая деятельность детей на прогулке в разное время года.
Малыши принимают участие в посадке лука, гороха, поливке гряд и клумб с цветами, собирают урожай на своих грядках. Осенью они собирают и сгребают опавшие листья, относят их в определенное место; собирают для игр желуди, листья; помогают воспитателю собрать песок в песочном дворике после игры, покормить кур, цыплят. В зимнее время сгребают снег лопатками на дорожке, помогают старшим подкармливать птиц.
Более разнообразным становится содержание трудовой деятельности детей пятого года жизни на участке. Воспитатель может намечать такую работу: подбирать букеты из осенних цветов и листьев, собирать семена цветов (на клумбах), готовить корм для птиц и подкармливать их; расчищать от снега кормушки или стол; собирать граблями сухую прошлогоднюю траву. Детей привлекают к посеву крупных семян цветов и овощей (огурцы, свекла, редис, ноготки), поливка на огороде лука, редиса, а также кормление кур, кроликов.
Воспитатель планирует работу и по подготовке корма животным (собрать траву, принести остатки хлеба для птиц). Дети принимают участие в сборе овощей, фруктов, пересадке с клумб астр, в сборе сухих листьев на участке. Зимой сгребают суег под деревья; расчищают от снега площадку для игр; посыпают дорожки песком; расчищают от снега ледовые дорожки. В весеннее время воспитатель не забывает запланировать работу детей на огороде и в цветнике (очистка перекопанной земли от палок, камней; разбивка гряд).
Для детей старшего дошкольного возраста воспитатель планирует более сложные виды работ, в основном в форме коллективного труда. В осеннее время дети принимают участие в сборе семян цветов, а также семян дикорастущих растений для подкормки птиц в холодное время года. Планируется работа по окапыванию деревьев и кустарников, сбору листьев для засушивания (для гербария), по подготовке огорода к следующему году (сгребание сора, листьев, ботвы, рыхление земли), заготовке земли для выращивания растений в уголке природы зимой, предусматривается развешивание кормушек для птиц, посадка деревьев и кустарников.
Весной дети раскидывают снег, чтобы быстрее растаял, прокапывают канавки для ручейков. Планируется работа по высаживанию рассады на грядки.
Летом детей можно привлечь к подвязыванию стеблей помидоров, гороха, сбору лекарственных растений, урожая фруктов и ягод в саду. Они пропалывают сорняки в цветнике и на огороде, наводят порядок в клетках с кроликами, в птичнике, на участке детского сада.
Содержание трудовой деятельности детей на участке во время прогулки обогащается за счет использования хозяйственно-бытового и ручного труда. Так, воспитатель планирует вовлечь малышей вместе со старшими детьми в работу по наведению порядка на веранде, в игровых домиках, в беседках, в песочном дворике. Дети постарше привлекаются к протиранию пыли со столов и скамеек на участке, с крупных сюжетных построек, а также к украшению своего участка.
С наступлением теплых дней ручной труд с древесиной, тканью, бумагой и картоном, с природным материалом организуется на участке. Это дает педагогу возможность планировать задачи по трудовому воспитанию более разнообразно.
Все указанные виды труда планируются во время дневной прогулки. Но иногда работа должна проводиться в вечернее время, например поливка огорода, цветника, перекапывание песка в песочном дворике и его поливка, поливка физкультурной площадки и пр., и воспитатель должен предусмотреть ее в плане (во время вечерней прогулки).
Один раз в неделю воспитатель планирует для детей 6-7 лет коллективную уборку групповой комнаты. Чтобы избежать монотонности, однообразия в проведении этого труда, можно чередовать ее с коллективной работой всех детей старшего дошкольного возраста в группе более маленьких детей, в методическом кабинете детского сада, физкультурном зале или раздевальной комнате.
Эпизодическое планирование охватывает практически все формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд. Это дает возможность решать разнообразные задачи трудового обучения и воспитания. Однако педагог должен помнить о своеобразии каждой из форм, в которых труд может быть организован, и в соответствии с этим намечать специальные задачи. Организация всех видов дежурств связывается с совершенствованием трудовой деятельности детей, развитием навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе, а также формированием общественных мотивов труда.
В связи с этим возникает возможность планировать и формировать соответствующие умения и определенные черты личности ребенка. Например, можно вписать в план: «Проследить за работой дежурных по подготовке к занятиям, оценить ее. Подчеркнуть, что дети сделали верно, вселить уверенность, вызвать стремление к самостоятельности». Или: «Привлечь внимание малышей к деятельности дежурных по столовой, показать пользу и необходимость их труда для всех. Воспитывать у малышей желание быть дежурными».
Дежурство предполагает участие нескольких детей и может строиться как труд рядом, общий и совместный труд, поэтому воспитатель учитывает возможность формирования положительных взаимоотношений между детьми, отражает это в своем плане работы.
При планировании коллективных видов труда предусматриваются задачи воспитания взаимопомощи, взаимной требовательности, взаимной ответственности, товарищеских взаимоотношений детей. У ребят воспитывается деловитость, упорство в достижении цели, трудолюбие, самостоятельность.
Ручной и хозяйственно-бытовой труд ребят старшего дошкольного возраста, труд в природе воспитатель планирует и организует по-разному, прежде всего выявляя желающих («Кто хочет помочь малышам одеться?»; «Кто хочет вместе со мной подготовить все необходимое для занятия по аппликации на завтра?»). Но чаще труд планируется с определенной целью - вовлечь некоторых детей в организованную деятельность из воспитательных соображений (в плане записываются имена детей), например: «Предложить Кате, Мише и Сереже навести порядок в сарайчике, где хранится садовое оборудование, вынести и просушить ведра, лейки, очистить от земли лопаты, весь инвентарь разложить на определенные места. Добиваться аккуратности, тщательности в работе, ответственного отношения к делу».
Каждый из названных видов труда для небольшой подгруппы ребят планируется 2-3 раза в неделю. Организуя работу нескольких детей, воспитатель чаще, чем в труде со всеми воспитанниками одновременно, вступает в контакт с ними, обучает приемам работы. И дети имеют возможность в полной мере удовлетворить свои запросы, интересы.
Как показывает практика, наибольшие трудности воспитатели испытывают при планировании ручного труда. Здесь возникает несколько вопросов: как распределять разные виды ручного труда в течение недели? Доступно ли планировать и организовывать работу детей с тем или иным материалом в точно закрепленный день недели? (Например, в понедельник работа ребят с древесиной, во вторник с природным материалом и т. д.)
Полагаем, что планирование не должно быть жестким, поскольку оно будет ограничивать возможности детей в свободное и удобное время принять участие в труде с интересующим их материалом. Так как в группе в постоянном пользовании детей находятся природный материал, нитки, ткань, бумага, обрезки древесины, клей, ножницы, надо стремиться к тому, чтобы создать им условия для работы в течение дня на протяжении всей недели.
Как следует планировать эту работу с детьми? Примерно 2-3 раза в неделю воспитатель намечает организацию коллективного труда с небольшой подгруппой детей (3-6 человек) в часы после дневного сна, когда остальные заняты самостоятельной деятельностью, игрой, например: «Привлечь детей (одного звена или сидящих за одним обеденным столом, или назвать имена выборочно) к изготовлению коробок для природного материала. Добиваться аккуратности. Воспитывать желание делать необходимые для работы вещи». Или: «Организовать работу нескольких детей (назвать имена) по изготовлению предметов для игры в «кафе»: оформить аппликацией из ткани фартуки и кокошники для «официанток». Обратить внимание на то, чтобы Наташа и Лена доводили работу до конца».
Следует иметь в виду, что эпизодичность планирования ручного труда не означает, что этот труд не будет иметь места в те дни, когда такая работа специально не намечается. Если дети включаются в ручной труд по своей инициативе, воспитатель осуществляет должное руководство этой деятельностью, хотя она и не планировалась.
Иногда воспитатели планируют трудовые занятия. На таких занятиях имеется возможность показать одновременно всем детям способ выполнения, приемы работы с новым материалом или инструментом.
На практике обычно организуется труд детей на занятиях, когда ребята черенкуют растения, заготавливают отдельные детали из древесины для будущей поделки. К сожалению, занятий по трудовому обучению нет. Воспитатели иногда для этой цели используют занятия по конструированию, аппликации или по ознакомлению с окружающим. Чтобы не допустить ущерба в реализации других программных задач, можно трудовое обучение планировать в часы, не связанные с проведением организованных занятий, например в теплое время на участке или в вечерние часы. Вместе с тем возможно планирование задач обучения детей навыкам ручного труда на занятиях по конструированию, при условии чередования в них конструктивных и трудовых задач. Разумеется также, что оно будет осуществляться в контексте реальной трудовой деятельности. Например, намечая обучить детей пришиванию пуговиц, воспитатель использует для этой цели настоящие пуговицы и учит пришивать их к настоящей одежде кукол или к наволочкам. Работа по ознакомлению с трудом взрослых планируется и реализуется воспитателем на занятиях по ознакомлению с явлениями общественной жизни или в повседневной деятельности. После наблюдения труда взрослых, экскурсий, чтения художественных произведений о труде людей можно запланировать разговор с детьми. Запись в календарном плане может выглядеть так: «После дневного сна напомнить детям о недавней экскурсии на картофельное поле. Уточнить, как дружно, слаженно работали водители картофелеуборочных комбайнов, колхозники, шоферы. Закрепить у детей чувство благодарности колхозникам-овощеводам за их труд».
Эпизодически нужно планировать беседу с детьми о том, как они сегодня (вчера) трудились (какая работа была более интересной и почему, дружно, слаженно ли работали, помогали ли, какого результата добились, какую пользу своим трудом принесли окружающим).
В плане нужно предусматривать совместную работу взрослых и детей по подготовке атрибутов для той или иной игры, по подготовке материалов для занятий, по оказанию помощи завхозу, дворнику, например: «Вечером предложить детям сделать предметы, необходимые для игры в «животноводческую ферму», показать, как делать заготовки для постройки скотного двора из бумаги, как их склеивать. Вместе с детьми наклеить на картон основные постройки. В процессе приготовления атрибутов или после рассказать, как мы в детстве играли в «доярок», «свинарок». Договориться с ребятами о хранении сделанных атрибутов».
При планировании совместной работы детей со взрослыми надо намечать конкретные формы участия воспитателя в этой деятельности (участника, советчика, помощника, организатора).
Ниже перечислим основные требования к планированию трудовой деятельности дошкольников:
1. Планированию подлежит труд, организуемый со всеми детьми (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, в саду, совместный труд взрослых и детей). Такая работа планируется и проводится один раз в неделю.
2. Планируется труд, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к занятиям, по столовой, а также ручной и самообслуживающий труд) и ежедневно (разнообразные поручения). Соответственно труд планируется либо эпизодически, либо каждый день.
3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки.
Перечисленные требования к планированию труда касаются общих вопросов его организации, главным образом того, как часто должна намечаться и реализовываться на практике трудовая деятельность детей.
Необходимо соблюдать требования и к качеству планов; чтобы календарный план стал руководством к действию, он должен быть конкретным, а не схематичным. Если, например, план организации труда детей смешанной группы (средний и старший дошкольный возраст) представить так: «Работа на огороде. Методические приемы: чтение стихотворения, беседа с детьми», то по нему невозможно успешно организовать трудовую деятельность детей. Отсутствие конкретных указаний на содержание и объем работы, форму ее организации затрудняет работу воспитателя, ему приходится продумывать все это в присутствии детей, в процессе их деятельности.
Ниже приводятся примеры рационального планирования работы по трудовому воспитанию в течение дня в группах с одновозрастным и разновозрастным составом детей.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Срок

Цель

Оборудование

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Мы пришли умыться»

Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица,

Мы пришли умыться

Беседа «Всему свое место»

Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды

Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)

Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки

Познакомить детей с тем, где должны находиться игрушки; воспитывать привычку убирать все на свои места

Знакомить детей с правилами ухода за растениями; воспитывать желание заботиться о цветах

Развивать элементарные трудовые умения и навыки; воспитывать желание помогать взрослым

Мыло

Лейки

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Упражнение «Закатаем рукава»

Руки надо чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Игра «Убери мусор в корзину»

Полив комнатных растений

Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность

Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок

Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями

Корзина для мусора

Лейки

4 неделя

Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию)

Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность

Подставки для карандашей

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Упражнение «Выверни колготки»

Упражнение «Расставим стулья»

Опрыскивание растений водой

Привлечение детей к помощи при мытье аквариума (ракушек и камушков)

Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать любовь к порядку

Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду

Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе

Учить детей правильному уходу за аквариумом; воспитывать желание помогать взрослым

Опрыскиватели

Тазики с водой

Декабрь

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

Упражнение «Застегни пуговицы»

Упражнение «Разложи карандаши»

Посадка лука

Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате

Учить детей застегивать пуговицы; воспитывать терпение, желание доводить дело до конца

Учить детей раскладывать заточенные карандаши в подставки; воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду

Учить детей расправлять полотенца, вешать его за вешалку

Подставки,карандаши

Луковицы, ящики с землей

Полотенца

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Упражнение «Все мы делаем по порядку »

Протереть от пыли полки для игрушек

Помыть листья фикуса

Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы)

Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке

Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца

Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям

Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым

Влажные тряпочки

Влажные тряпочки

Салфетницы. хлебницы

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Одежкин домик»

Протереть игрушки

Покормить рыбок

Помочь воспитателю стирать кукольное белье

Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку

Учить правильно протирать игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам

Учить детей правильно кормить рыбок; воспитывать заботливое отношение к природе

Воспитывать положительное отношение к просьбам взрослых

Влажные тряпочки

Корм для рыбок

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Упражнение «Намылим руки»

Кирпичик розовый,душистый

Потрешь его и сразу чистый

Раскладывание книг в книжном уголке

Посадка крупных семян овощей

Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов

Учить правильно намыливать руки; воспитывать любовь к чистоте

Продолжать учить раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку

Учить детей правильно помещать зерна в землю; воспитывать интерес к труду

Учить детей прижимать склеенные детали; воспитывать ответственное отношение к порученному делу

Мыло

Семена, ящики с землей

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Убрать строительный материал после игры

Полив комнатных растений

Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию

Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам

Учить компактно складывать строительный материал; воспитывать привычку убирать за собой игрушки

Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям

Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей

Строительный материал

Лейки

Подставки для карандаше

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Мы заправим наши майки»

Переодеть кукол в кукольном уголке

Помыть листья растений

Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках

Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом

Учить одевать одежду на кукол; воспитывать терпение и ответственность

Продолжать учить мыть листья растений; воспитывать бережное отношение к растениям

Закреплять умение убирать игрушки только на свои места; воспитывать любовь к порядку

Кукольная одежда

Влажные тряпочки

Предварительный просмотр:

Перспективный план по трудовому воспитанию детей средней группы

Сентябрь

1.Беседа «Всему свое место»

цель: учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним.

2.Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений

цель: закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого отношения к ним.

3.Привлекать детей к помощи няне (убирать посуду со столов)

цель: учить работать вместе со взрослыми; воспитывать умение получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка.

4.Наблюдение за трудом няни

цель: довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду няни, желание ей помогать.

Октябрь

1.Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы)

Цель:закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

2.Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора

цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Протирание пыли с подоконников цель: поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.

4.Наблюдение за трудом повара цель: дать детям конкретные представления о труде повара; воспитывать уважение к результатам труда взрослых.

Ноябрь

1.Стирка кукольного белья

цель: учить сортировать белье по цвету (светлое, темное), объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать. отжимать, развешивать.

2.Рыхление земли в комнатных растениях

цель: довести ло сознания детей необходимость этой процедуры; развивать трудовые умения и навыки.

3.Мытье игрушек

цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление принимать участие в труде со взрослыми.

4.Наблюдение за работой медсестры

цель: дать детям конкретные представления о профессии медсестры; воспитывать интерес к жизни и деятельности окружающих людей.

Декабрь

1.Наведение порядка в группе

цель: развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях.

2.Кормление аквариумных рыбок

цель: закреплять представление детей об уходе за рыбками; воспитывать любовь к живому.

3.Ремонт книг

цель: привлекать детей к ремонту книг; развивать умение быстро и четко действовать в соответствии с указанием взрослых.

4.Наблюдение за трудом прачки

цель: закреплять имеющиеся представления о труде взрослых, о трудовых действиях, совершаемых ими.

Январь

1.Смена грязных полотенец

цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение

2.Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени

цель: формировать трудовые навыки, воспитывать желание помогать взрослым

3.Мытье комнатных растений

цель: привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

4.Наблюдение за работой дворника

цель: закрепить имеющиеся представления о труде взрослых; о трудовых действиях.

Февраль

1.Обратить внимание детей на то, как стоят стульчики

цель: закреплять умение правильно переносить стулья (держать правой рукой за спинку, левой за сиденье)

2.Протирание пыли с листьев комнатных растений

цель: продолжать учить детей протирать пыль влажной тряпочкой

3.Мытье стульчиков

цель: упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление принимать активное участие в труде со взрослыми.

4.Наблюдение за эпизодическим трудом взрослых в детском саду

цель: дать представление о работе электрика, о трудовых действиях им совершаемых.

Март

1.Мытье расчесок

цель: учить следить за своими вещами, воспитывать желание содержать их в чистоте.

2.Полив комнатных растений

цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями.

3.Мытье шкафчиков для одежды

цель: продолжать учить детей работать вместе со взрослыми, контактировать сними, закреплять трудовые умения.

4.Д/и «Кому что нужно для работы»

цель: закрепить знания детей о профессиях, о названиях инструментов, необходимых для работы.

Апрель

1.Беседа об обязанностях дежурных

цель: конкретизировать знания детей об обязанностях дежурных по различным видам деятельности; воспитывать положительное отношение к дежурству

2.Посев семян ноготков

цель: учить детей сажать семена в землю; развивать трудовые навыки; воспитывать познавательный интерес.

3.Совместный труд с няней по уборке группы

цель: учить получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка; воспитывать положительное отношение к труду

4.Беседа «Кто работает в детском саду»

цель: Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.

Май

цель: довести до сознания детей. как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность

2.Пересадка комнатных растений

цель: объяснить детям необходимость данной процедуры; формировать умение доводить начатое дело до конца.

3.Мытье уличных игрушек

цель: воспитывать устойчивое желание содержать игрушки в чистоте; закреплять трудовые умения и навыки.

4.Беседа «Кем работают твои родители»

цель: расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Перспективный план

по трудовому воспитанию детей

средней группы

Предварительный просмотр:

Перспективный план по трудовому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

1 неделя – хозяйственно-бытовой труд

2 неделя – труд в природе

3 неделя – коллективный труд

4 неделя – ознакомление с трудом взрослых

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Складывание кроватных покрывал

Полив комнатных растений

Мытье строительного материала

Наблюдение за работой завхоза, показ хранения продуктов

Закреплять умение правильно

складывать покрывало; воспитывать аккуратность.

Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать

желание правильно ухаживать за

растениями.

Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.

Формировать обобщенные

представления о труде взрослых; воспитывать уважение к труду

взрослых.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Уборка кровати

Мытье комнатных

растений

Мытье стульчиков

Наблюдение за работой медсестры

Обращать внимание на нерасплавленную простынь, сбившееся

одеяло в пододеяльнике; учить

поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку

к порядку, аккуратность.

Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе.

Учить соотносить свою деятельность с трудом других; совершенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственное отношение к труду.

Уточнить имеющиеся знания о

данной профессии; воспитывать

положительное отношение к ней

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Застелание кровати

покрывалом

Замена воды в

аквариуме

Мытье игрушек

Знакомство с профес

сией «хлебороб»

Учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на красивый вид такой кровати; воспитывать нетерпимое отношение к небрежности.

Закрепить знания об условиях,

необходимых для жизни рыбок;

воспитывать любовь к природе,

желание заботиться о ней.

Формировать культуру труда;

учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность.

Повышать уровень знаний о труде людей, живущих в сельской

местности; воспитывать уважение к труженникам села за их

благородный труд.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

Привести в порядок

кукол

Посадка лука в ящик

Изготовление украшений к празднику

Знакомство с профессией «животновод»

Закреплять навыки ухода за игрушками; воспитывать бережное отношение к ним.

Учить подготавливать ящики для посадки; развивать любознательность; воспитывать стремление трудиться самостоятельно.

Совершенствовать навыки ручного труда в работе с бумагой;

воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

Формировать обобщенные представления о социальной значимости труда людей; расширять

знания о труде людей в сельской

местности; воспитывать уважение к труду взрослых.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Привести в порядок

кукольную одежду

Навести порядок в

шкафу с инвентарем

по уходу за уголком

природы

Разобрать новогодние украшения в

группе

Знакомство с профессией «садовод», «овощевод»

Закреплять умения стирать(сортировать белье на светлое и темное, замачивать и т.д.); знать правила стирки; учить пришивать пуговицы; воспитывать привычку к чистоте, аккуратность.

Формировать умение трудиться

индивидуально, проявляя самостоятельность, планировать работу; воспитывать аккуратность.

Продолжать учить действовать

в организованном труде большого количества сверстников;

уметь соотносить свою деятельность с трудом других; воспитывать ответственное отношение к

труду.

Показать путь попадания фруктов и овощей на прилавки магазинов; воспитывать уважение к результатам деятельности людей.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Складывание одежды

в шкафу

Посев семян укропа и

петрушки

Мытье игрушек

Беседа о том, кем работают родители

Закреплять умение замечать непорядок, устранять его; продолжать учить использовать отделения шкафчика по назначению;

воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.

Учить подготавливать бороздки

для посева семян; воспитывать

желание помогать взрослым, развивать трудолюбие.

Продолжать учить соотносить

свою деятельность с трудом других; формировать культуру

труда; прививать любовь к труду

Расширять кругозор; воспитывать уважение к различным профессиям, гордость за родителей.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Отбор игрушек, подлежащих ремонту

Пересадка комнатных растений

Мытье шкафчиков в

раздевальной комнате

Дидактическая игра

«Кому что нужно для

работы»

Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное

отношение к игрушкам.

Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; формировать умение работать аккуратно, старательно.

Совершенствовать трудовые навыки; закреплять умение правильно пользоваться оборудованием, инвентарем; воспитывать ответственное отношение к труду.

Уточнить знания о различных

профессиях; расширять кругозор; воспитывать интерес к труду.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Помощь малышам в

одевании после сна

Посадка фасоли в

ящики

Генеральная уборка

игровых уголков

Подбор иллюстраций

о труде взрослых

Учить общаться с маленькими

детьми; прививать любовь к малышам, желание их опекать.

Продолжать учить подготавливать бороздки для посадки; упражнять в умении сажать самостоятельно; воспитывать любознательность.

Учить работать рационально, результативно, в общем темпе;

формировать умение давать

оценку труда своей бригады и

коллектива в целом.

Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять

кругозор; воспитывать положительное отношение к труду.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ремонт книг

Генеральная уборка

в уголке природы

Уборка в умывальной комнате

Оформление альбома

«Кем быть»

Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам.

Совершенствовать навыки ухода за обитателями природного

уголка; воспитывать любовь и

бережное отношение к природе

Продолжать формировать культуру труда; воспитывать аккуратность.

Обобщить знания о различных

специальностях; поддерживать

стремление подражать взрослым

в процессе игровой деятельности.