» » Рекомендации по развитию экстремального спорта. Интересное про экстремальные виды спорта

Рекомендации по развитию экстремального спорта. Интересное про экстремальные виды спорта

Паршакова В. М. Развитие экстремальных видов спорта / В. М. Паршакова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 58-60.

РАЗВИТИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

В. М. Паршакова , старший преподаватель

Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова

(Россия, г . Пермь)

Аннотация . В статье представлены виды экстремальных видов спорта. Исторические аспекты введения экстремальных видов спорта в программу Олимпийских игр. Анализ вли я ния экстремального спорта на жизнь человека. Прогноз на дальнейшее развитие экстр е мальных видов спорта.

Ключевые слова . с порт, развитие спорта, Олимпийские игры, экстремальный спорт, экстрим, адреналин.

Физическая культура – неотъемлемый элемент жизни современного человека. Учёные выяснили, что с помощью занятий спортом человеку легче справляться со стрессом. Широкое распространение по всему миру получили экстремальные виды спорта.

Причины занятия экстремальным спо р том различны. Для некоторых причина з а нятия экстримом заключается в получении предельно острых ощущений, балансиров а нии на грани жизни и смерти; для других - это возможность постоянно поддерживать в себе обострённое чувство жизни. В ряде случаев занятие экстримом является проя в лением аутоагрессии (активность, нацеле н ная на причинение себе вреда в физической и психической сферах).

Причина, по которой люди занимаются экстримом — выброс гормона адреналина в кровь, что приводит к чувству эйфории. Существует такое понятие, как «адренал и новая зависимость». Человек, однажды и с пытавший сильные эмоции при занятиях экстримом, скорей всего продолжит эти з а нятия.

Если Вы решили заняться одним из таких видов спорта, Вам необходимо изучить всю необходимую информацию, если нужно, то пройти обучение у инструктора и пройти медицинское обследование, так как данное направление подходит далеко не всем.

Выделяют: автоспорт, аквабайк альп и низм, Бизон-Трек-Шоу, бейсджампинг, б о кинг, вейкбординг, вингсьютинг, виндсе р финг, Bicycle Moto Cross (BMX), горн о лыжный спорт, граффити-бо мбинг, дайвинг, дельтапланеризм , зорбинг, кайтсёрфинг, каньонинг, каякинг, лонгбординг, маунти н бординг, маунтинбайк, парапланеризм , парашютизм, погинг, рафтинг, роуп-джампинг, руфинг, сёрфинг, силовой эк с трим, скалолазание, скейтбординг, сноубо р динг, сноукайтинг, сэндбординг, спелеол о гия, стантрайдинг, триал, трибординг, ро л лерблейдинг, фрирайд, паркур, фриран.

Некоторые экстремальные виды спорта берут свое начало с 1950-х годов, к таким относятся BMX, триал, скейтбординг, сн о убординг, парашютизм, скалолазание, сп е леология, роуп-джампинг.

Экстремальные виды спорта требуют в ы сокого уровня физической подготовки. Не грамотно расценивая свои возможности, к сожалению , люди травмируются: чаще вс е го это подростки, не соблюдающие технику безопасности. К занятиям экстремальными видами спорта привлекают и маленьких д е тей, у которых отсутствует чувство страха. Дети беспрепятственно идут на новые зан я тия, даже и опасные для жизни.

Родители должны адекватно оценивать силы ребенка и его моральное состояние. Экстремальные виды спорта - это не тол ь ко хобби, но цель жизни. Стоит отметить, что экстремальные виды спорта включены в программу Олимпийских игр и со временем это направление только набирает обороты.

История этих видов спорта в Олимпи й ской программе берет начало с II Олимпи а ды в Париже в 1900 г., тогда спортсмены соревновались в плавании под водой на дистанцию 60 Международный Олимпи й ский Комитет утвердил перечень дисциплин экстремальных видов: авиационные виды спорта, скалолазание, роликовый спорт, серфинг, мотоспорт, водные лыжи, дайвинг.

В связи с узкой локальностью некоторых видов, было предложено введение лишь тех направлений, которые распространены на 5 континентах в 75 странах (мужские виды) или на 3 континентах в 45 странах (женские виды)- для летних Олимпийских Игр; и на 3 континентах в 25 странах (мужские и же н ские виды )- для зимних. На зимних Оли м пийских играх в 1936 году в Га р миш ‑ Партенкирхене, был представлен т а кой вид экстремального спорта, как горн о лыжная комбинация. Вскоре данный вид был исключен из Олимпийской программы по соображениям безопасности.

В 1952 году на Олимпийских играх спортсмены соревновались в слаломе, кот о рый и в настоящее время пользуется бол ь шой популярностью. Именно в XXI веке экстремальные виды спорта стали наиболее популярны как в Олимпийской программе, так и в любительском спорте. Огромной п о пулярностью в наше время пользуются сн о убординг в зимнее, и скейтбординг в летнее время года.

В современном мире направления эк с трима порождает развитие субкультур. Н а пример, сноубордисты становятся отдел ь ной группировкой, где есть свои устои и правила. Это еще одна положительная черта экстрима, потому что связывает людей ф и зическое воспитание. Со стороны Мин и стерства спорта Российской Федерации п о ступает поддержка экстремальных видов спорта, так как молодежь интенсивно в о влекается в эти направления. Есть вероя т ность, что на летних олимпийских играх 2020 года в Токио список спортивных ди с циплин пополнят еще пять видов спорта, среди которых серфинг, скейтбординг и скалолазание. В конце сентября стало и з вестно, что оргкомитет летних Олимпи й ских игр 2020 года в Токио предложил М е ждународному олимпийскому комитету включить в программу игр пять новых в и дов спорта: серфинг, скалолазание, скей т бординг, карате и бейсбол, в которых будет разыграно 18 комплектов медалей.

Таким образом, необходимо понимать, что все новые направления в спорте треб у ют повышенного внимания и контроля. С о блюдение правил безопасности при занят и ях экстримом — первостепенно. Экстрим развивается параллельно с научными н о винками: новые приспособления, экипиро в ка и инвентарь позволяют расширять спо р тивные границы.

У экстрима есть все предпосылки к дал ь нейшему развитию, так как заинтересова н ность молодого поколения в этом направл е нии не угасает.

Библиографический список

1 . Волович В.Г. «Олимпийский резерв». — М.: «Мысль», — 2014. – 196 с .

2. Галкин В.В. «Глаза страха ». — М.: Наука, — 2010. – 236 с

3 . Шон Коллери . «Бросая вызов притяжению. Экстремальные виды спорта», 2012. – 20 с .

4 . Нечаева А.Б. «Время и спорт». – М.: Наука, 2008. – 376 с .

DEVELOPMENT OF EXTREME SPORTS

V.M. Parshakova , senior lecturer

Perm state agro-technological university named after academician D.N. Pryanishnikov

(Russia, Perm)

Abstract . The article presents the types of extreme sports. Historical aspects of the introduction of extreme sports in the program of the Olympic Games. Analysis of the impact of extreme sports on human life. Forecast for the further development of extreme sports.

Keywords . S port, development of sport, Olympic games , extreme sports, extreme, adrenaline .

Глава 1. Теоретический анализ экстремального спорта как вида деятельности.

1.1. Виды экстремального спорта, их классификация и анализ мотивов выбора.

1.2. Обзор научных психологических мотивационных теорий

1.2.1. Основные определения понятий «мотив» и «мотивация».

1.2.2. Исследование функции и характеристики мотива.

1.2.3. Зарубежные психологические мотивационные теории.

1.2.4. Исследование понятия потребности и ее классификация.

1.2.5. Современные психологические теории исследования потребности.

1.3. Исследование мотивационной сферы спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности.

1.3.1. Мотивы выбора вида спорта и занятий им на разных этапах спортивной карьеры.

1.3.2. Индивидуальные особенности спортивных мотивов.

1.3.3. Управление мотивацией спортсменов.

1.3.4. Исследование волевой сферы спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности.

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация экспериментального исследования мотивационных особенностей людей в экстремальных видах спорта.

2.1. Цели, задачи и методы исследования.

2.2. Организация и проведение исследования по выявлению мотивационных особенностей у занимающихся экстремальными видами спорта.

2.3. Этапы исследования.

Глава 3. Обработка результатов исследования мотиваций выбора экстремальных видов спорта.

3.1. Сравнительный анализ выборок контрольной группы и атлетов, избравших экстремальные виды спорта.

3.1.1. Данные сравнительного анализа результатов тестирования респондентов по многофакторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла.

3.1.2. Данные дискриминантного анализа результатов тестирования респондентов по многофакторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла.

3.1.3. Данные сравнительного анализа результатов тестирования респондентов по опроснику К. Леонгарда -Н. Шмишека: изучение типов и степени выраженности акцентуаций человека.

3.1.4. Данные дискриминантного анализа результатов тестирования респондентов по опроснику К. Леонгарда - Н. Шмишека: изучение типов и степени выраженности акцентуаций человека.

3.1.5. Данные сравнительного анализа результатов тестирования респондентов по исследование мотиваций выбора профессии, функций волевых процессов и 74 агрессивности.

3.2. Тендерные межгрупповые различия.

3.2.1. Женщины.

3.2.2. Мужчины.

3.3. Сравнительный тендерный анализ данных атлетов, избравших экстремальные виды спорта.

3.3.1. Внутригрупповые различия между мужчинами и 89 женщинами.

3.3.2. Корреляционный анализ групп мужчин и женщин, 98 избравших экстремальные виды спорта.

3.3.3. Многомерный регрессионный анализ данных 102 атлетов, избравших экстремальные виды спорта.

3.3.4. Многомерный регрессионный анализ мотив выбора 103 экстремальных видов спорта у женщин.

3.3.5. Многомерный регрессионный анализ мотив выбора 105 экстремальных видов спорта у мужчин.

4.1. Выявление количества ошибок у начинающих туристов.

4.2. Выявление количества ошибок у водителей транспортного средства А (мотоцикл).

4.3. Применение регрессионных моделей мотивов выбора экстремальных видов спорта при подготовке водителей гоночных автомобилей к соревнованиям.

Рекомендованный список диссертаций

  • Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов 2006 год, кандидат психологических наук Бондаренко, Наталья Анатольевна

  • Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта 2003 год, кандидат психологических наук Цикунова, Наталья Сергеевна

  • Роль акцентуаций характера личности в спортивной деятельности 2009 год, кандидат психологических наук Романова, Ольга Валентиновна

  • Формирование мотивов спортивной деятельности у занимающихся бодибилдингом 2006 год, кандидат психологических наук Семичева, Ирина Николаевна

  • Психологический анализ проявления субъектно-личностных свойств спортсменов как показателя успешности их деятельности: На примере атлетических видов спорта и боевых единоборств 2004 год, кандидат психологических наук Кузнецов, Валентин Владимирович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта»

Актуальность. В наше время популярность приобретают так называемые экстремальные виды спорта. Сейчас их насчитывается около 3-х десятков видов: аквабайк (гонки на гидроциклах), бейсджам-пинг (прыжки с парашютом с фиксированых объектов), Bicycle Moto eXtreme -ВМХ (трюки или кросс на велосипедах); горнолыжный спорт (спуск с гор на специальных лыжах), дельтапланеризм (полеты на дельтаплане), паркур и фриран (преодоление препятствий различного характера без использования дополнительных средств), сноубординг (спуск с заснеженных склонов и гор на сноуборде); триал (преодоление препятствий на велосипеде, мотоцикле или автомобиле) и мн. др. Им присущи оригинальная спортивная амуниция и форма, акробатизм, острота ощущений на грани травмы или смертельной опасности и, в связи с этим, некий ореол героизма и даже некоторой таинственности.

В начале апреля 2011 года Международный олимпийский комитет (МОК) в программу Игр в Сочи в 2014 году официально включил несколько новых видов спорта, среди которых есть и экстремальные - лыжный хафпайп у мужчин и женщин. Возможно, будут введены и еще несколько других экстремальных видов спорта.

По данным одного из научных сайтов США (http://www.scienceline.org/) на конец 2010 года число людей, всерьез увлеченных экстремальными видами спорта, растет в мире очень быстрыми темпами: по статистике количество экстремалов за последние 30 лет в США, некоторых европейских странах, Австралии утроилось, а в России (за последние 20 лет) выросло почти в 1,5 раза. Растет и количество самих экстремальных видов спорта.

Иногда разница между «простыми людьми» и экстремалями доходит до того, что многие оказываются просто не в состоянии понять экстремалов, и им кажется их поведение просто абсурдным, если не сумасшедшим - мотивы увлечения экстремальными видами спорта остаются до настоящего времени слабоизученными. При этом психологи давно пытаются понять тягу любителей экстремальных видов спорта к постоянному получению все новых и новых острых ощущений, зачастую связанных с прямым риском для жизни. В научной литературе существует широкий спектр объяснения причин такого поведения: от врожденных патологий характера до неправильных генов или тендерных проблем. Согласно международным данным, популярность экстремальных видов спорта быстрее всего растет в подростковой среде, но на сегодняшний момент большинство спортсменов-экстремалов составляют люди зрелого возраста, которые, в общем, не склонны к необдуманным и импульсивным поступкам.

Изучение мотивационной сферы спортсменов-экстремалов необходимо, во-первых, в связи с вопросами безопасности -непосредственное общение с природной средой или техническими средствами, являющееся обязательным условием занятий экстремальными видами спорта, зачастую приводит к травмам, а иногда и смерти. Во-вторых, в связи с коммерционализацией и модой на эти виды спорта, ведь это - отрасль экономики с достаточно большим финансовым оборотом. В-третьих, в связи с перспективным проникновением экстремальных видов спорта в систему высшего образования. Ну и наконец, раскрытие этого феномена позволит решить ряд социальных задач, связанных с адаптацией личности в социуме.

Диссертация выполнена на кафедре психологии НГУ им. П.Ф. Лес-гафта в соответствии со сводным планом НИОКР Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ на 2011-2014 гг., тема 01.02.03

Анализ и оценка мотиваций к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни у различных групп населения РФ».

В этой связи, объектом исследования выбраны - мужчины и женщины в возрасте от 14 до 65 лет занимающиеся (экспериментальная группа) и не занимающиеся (контрольная группа) экстремальными видами спорта.

Предмет исследования: Мотивационные особенности занимающихся экстремальными видами спорта мужчин и женщин.

Гипотезы исследования:

1) Предполагается, что с помощью сравнительного анализа выявятся различия между занимающимися и не занимающимися экстремальными видами спорта.

2) Предполагается, что у мужчин и женщин, занимающихся экстремальными видами спорта, будет выявлена структура мотивов, побуждающих выбирать этот вид деятельности.

3) Предполагается, что выявленные регрессионные модели мотивов выбора экстремальных видов спорта можно будет практически использовать на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

Цель: Определить виды мотивации, влияющие на выбор экстремальных видов спорта у мужчин и женщин.

1. Провести сравнительный тендерный анализ между группами занимающихся и не занимающихся спортом.

2. Выявить структуру мотивов выбора экстремальных видов спорта у мужчин и женщин.

3. Экспериментально выявить возможности применения регрессионных моделей мотивов выбора экстремальных видов спорта на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

Методологическую основу исследования составили: во-первых, научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении (Д. Бергер, JI. Бергер, Л.И. Божович, С.С. Богданович, P.P. Бибрих, И.А. Васильев, Магомед-Эмиров М.Ш., A.A. Вербицкий, В.К. Вилюнас, И.О. Гилева, Е.П. Ильин, С.Б. Каверин, Е. А. Калинин, Ю.Я. Кирюшин, В.И. Ковалев, Т.В. Корнилова, А.Н. Леонтьев, Й. Лингарт, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, B.C. Мерлин, В.Н. Мя-сищев, А.Б. Орлов, A.B. Петровский, В.М. Ривин, И.В. Ривина, X. Хекхаузен, Р. Эммонс, П.М. Якобсон и др.), которые разработаны в русле личностнодеятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов); о мотивации достижения успехов и мотиве избегания неудач (А.К. Маркова, Г.В. Литвинова); во-вторых, представления о тендерных различиях (Т.В. Бендас, Ш. Берн, Е. Варданян, И.В. Василенко, О. Вейнингер, И.С. Клёцина, О.И. Мотков, Н.К. Радина, М.В. Шахтарина и др.); в-третьих, работы спортивных психологов, затронувших тему экстремальности (В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, Ю.М. Блудов, И.П. Волков, И.А. Воронов, Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, E.H. Гогунов, Б.И. Мартьянов, Г.Д. Горбунов, Е.П. Ильин, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Б.Дж. Кретти, В.И. Лебедев, А.И. Мартынов, P.A. Пилоян, Л.К. Серова, Н.Б. Тумар, Ю.Л. Ханин и мн. др.). Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников

2. Психологическое тестирование

3. Математико-статистический анализ количественных данных (Microsoft Excel, SPSS 15.0 for Windows).

Методики исследования:

Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (Форма С);

Опросник на волевые усилия Ю. Куля; опросник К Леонгарда - Н.Шмишека;

Диагностика нервно-психической устойчивости (НПУ) методика «Прогноз»;

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

Методика «Мотив выбора профессии»; шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов);

Тест-опросник для измерения мотивации аффилиации А. Меграбяна;

Тест-опросник для измерения мотивации достижения А. Меграбяна;

Методика «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова;

Методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтаса;

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э.Шейна.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка создать математическую модель структуры мотивации лиц (учитывая тендерный аспект), избравших экстремальные виды спорта и применить эту модель для прогнозирования успешности в избранной деятельности.

Организация исследования: Исследование проводилось с 2008 года в городах Москва и Санкт-Петербург. В нем приняло участие 93 человека разного пола и возраста на этапе создания регрессионных моделей и 124 человека на этапе апробации методики - всего 217 человек.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа информационных источников широкого спектра выявлено, что психологическая (в отличие от генетической) мотивационная компонента, при выборе деятельности занимает до 80 -

90%. Определенная в исследовании структура мотивов выбора экстремальных видов спорта позволяет лучше выявить ценностные ориентации современной молодежи. Позволяет повышать качество психологического профессионального отбора и психологической подготовки на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

Практическая значимость заключается в том, что на основе полученных результатов можно будет снизить степень травматизма у спортсменов, путем привлечения специалистов в области профессионального спортивно-методического обеспечения экстремальных видов спорта мероприятий.

Выявлены тендерные предпочтения, которые позволяют управлять процессом становления новых видов спорта - экстремальных - в Российской Федерации.

Определены количественные характеристики потребностей в занятиях экстремальными видами спорта, что позволяет проводить эконометрические исследования в этой новой отрасли физической культуры.

Методика исследования мотивации и ее структуры у спортсменов «экстремалов» может быть использована для решения сходных задач и в иных видах спорта.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Мотивационные особенности занимающихся экстремальными видами спорта объясняют психологическую привлекательность этих видов спорта;

2. Структура мотивации мужчин и женщин, избравших экстремальные виды спорта имеет существенные отличия по многим параметрам.

3. Регрессионные модели выбора экстремальных видов спорта можно использовать в подготовке спортсменов на этапе начального отбора и на предсоревновательном этапе в системе психологической подготовки к соревнованиям.

Личный вклад соискателя. Исследование представляет собой результат трехлетней работы (2008 - 2011 гг.) по изучению тендерных особенностей и структуры мотивации выбора экстремальных видов спорта, в ходе которой была проанализирована соответствующая психологическая литература, разработана программа исследования мотивации выбора экстремальных видов спорта, проведена экспериментальная работа, обработка данных экспериментальных исследований, интерпретация результатов.

Апробация результатов диссертации. Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсуждались:

На научно-практических конференциях: на итоговой научно-практической конференциии профессорско-преподавательского^ состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (2009 г.);

На заседании кафедры психологии 26.10.2010 г., НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, ул. Декабристов д.35.

В ООО «Наука. Спорт Здоровье» изучались: уровень снижения травматизма, количество ошибок и уровень НПУ у начинающих туристов на сборах (получен акт внедрения результатов научных разработок в практику);

В ООО «Автостоп» изучалось количество ошибок при вождении мотоцикла (получен акт внедрения результатов научных разработок в практику).

На факультете автосервиса AHO ВПО «Смольный институт Российской академии образования» оценивались количество ошибок при вождении автомобиля и время прохождения дистанции на соревнованиях у сборной факультета по автомобильным гонкам (получен акт внедрения результатов научных разработок в практику).

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается достаточной выборкой испытуемых, методами исследования, адекватными поставленным цели и задачам работы, точностью использования статистических методов анализа данных экспериментального исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованных источников и пяти приложений. Объем диссертации составляет 126 страниц. Работа содержит 3 рисунка, 30 таблиц. Список использованных источников включает 148 наименований на русском (131) и английском (17) языках, в том числе, 7 публикаций автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

  • Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма 2012 год, доктор педагогических наук Грец, Ирина Антоновна

  • Особенности системы кровообращения, морфологического и психофизиологического статуса женщин, занимающихся силовыми видами спорта 2011 год, кандидат биологических наук Замчий, Татьяна Петровна

  • Самооценка и тренерская оценка способностей успешных и неуспешных спортсменов 2009 год, кандидат психологических наук Волков, Денис Николаевич

  • Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебно-тренировочных групп 2002 год, кандидат педагогических наук Шлейникова, Галина Владимировна

  • Педагогические условия формирования уровня притязаний субъектов физкультурно-спортивной деятельности 2006 год, кандидат педагогических наук Жемчуг, Юрий Станиславович

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Ганоль, Андрей Сергеевич

1. В результате проведенного сравнительного анализ между группами занимающихся и не занимающихся экстремальными видами спорта было выявлено, что спортсмены экстремалы имеют оригинальную психограмму, статистически достоверно отличаясь от «неспортсменов» рядом личностных качеств: уверенностью в себе, доминантностью, смелостью, склонностью к риску, богатством эмоциональных реакций, умением ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе, радикализмом, иногда несоблюдением правил, подчинением своим страстям; по типу акцентуаций атлетам более присущ «экзальтированный тип» с проявлениями признаков «дистимичного», «демонстративного» и немного (наличие признаков по данному типу акцентуации) «гипертимного типа».

2. Тендерные различия между атлетами и не спортсменами у мужчин и женщин имеют ряд схожих параметров, но имеются и отличия.

Женщинам - «экстремалкам» более свойственны относительно молодой возраст (в диапазоне от 14 до 42 лет, со средним значением около 21 года), уверенность в себе, умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе; иногда проявляю богатое воображение, но некоторую беспомощность в практических делах; имеют некоторую склонность к экспериментированию, сомнению в существующих принципах, радикализму, подчинению своим страстям; зачастую проявляют взволнованность, раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящих разрядки, возбужденность;

Мужчины - «экстремалы» на фоне более низких значений, чем мужчины контрольной группы, «интеллекта В» имеют относительно высокие показатели по эмоциональной устойчивости, демонстрируют стабильность поведении в сложных ситуациях, уверенность в себе, доминантность, смелость, склонность к риску, повышенную готовность иметь дело в незнакомыми вещами, тягу к экспериментированию, сомнение в существующих принципах, радикализм, независимость во взглядах, самостоятельные решения, действия; нередко за спортсменами водится несоблюдение общепринятых правил, подчинение своим страстям.

По сравнению с женщинами-спортсменками мужчины более спокойны, уверенны в себе. По типам акцентуаций, спортсмены -«экстремалы», в сравнении с «не спортсменами», практически не отличаются от женщин - им также преимущественно присущ в большей степени «экзальтированный тип» с добавлением «дистимичного типа». Но спортсменки ярче проявили себя по шкале «педантичный тип», что свидетельствует о наличии у них признаков (ниже среднего) относительно повышенной ригидности психических процессов, большей склонности к аккуратности и педантичности.

Сочетание высоких показателей нервно-психической устойчивости у спортсменов-экстремалов со склонностью спортсменок-экстремалок к аккуратности и педантичности вполне вероятно создает состояние «взаимного притяжения» и влияет на специфическую атмосферу экстремальных видов спорта.

3. Сравнительный тендерный анализ данных атлетов, избравших экстремальные виды спорта, показал, что статистически достоверные различия между мужчинами и женщинами наблюдаются по возрасту -женщины, занимающиеся экстремальными видами спорта моложе своих коллег мужчин, а стаж занятий спортом у женщин - полтора года в среднем, а мужчин 4,38 года. Это, видимо, объясняет тот факт, что «уровень спортивного мастерства» у мужчин в среднем по группе выше чем у женщин.

У мужчин сильнее стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Что касается ценностных ориентации: в карьере, то на фоне более высоких показателей у мужчин по шкале предпринимательство, женщины больше тяготеют к какой-либо стабильности. При этом для женщин превалирующим мотивом является стабильность места жительства.

4. Корреляционный анализ данных групп женщин (Р) и мужчин (М) выявил в каждой группе многочисленные статистически достоверные связи. Причем анализ связей с переменной «уровень спортивного мастерства» (УСМ) показал, что у женщин более сложная личностно-мотивационная картина, чем у мужчин. Видимо это, в какой-то степени, объясняет более успешную спортивную карьеру у мужчин - женщинам же требуется удовлетворять намного большему количеству условий, для того чтобы стать успешной в экстремальных видах спорта.

Для женской карьеры требуется высокая степень независимости, «педантичность», мотивы психического и физического совершенства, внутренне социально значимый мотив, мотив социального самоутверждения, мотив достижения успеха в спорте. Факторы, мешающие достижению успеха в спорте для женщин: Р - «озабоченность - беспечность»; М - «непрактичность - практичность»; кдР - контроль за действием при реализации; Возбудимый тип, мотив эмоционального удовольствия, социально-моральный мотив.

У мужчин успешность спортивной карьеры связана со следующими параметрами: Возраст, Стаж, Е - «независимость - подчиненность»; С)3 - «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»; Аф+ - потребность аффилиации «стремление к принятию». Мешают карьере - И -«озабоченность - беспечность»; «Застревающий тип»; интеграция стилей жизни; предпринимательство; Стабильность работы.

5. Многомерный регрессионный анализ данных атлетов, избравших экстремальные виды спорта, проведенный по всей выборке измеряемых параметров, выявил следующие уравнения линейной регрессии:

УСМж = -9,17+ 1,73 Т психич + 0,26 ЛШ7 П + 0,16 Ми - 0,09 ЛШ6 3 - 0,47 КДР;

УСМм = -3,36 +0,48Янзавис +0,34Р -Ю.ШШб +0,15шРВ +0,11Стаж -0,03Аф+ -0,41Тславы; из которых следует, что женщины, при выборе экстремальных видов спорта, более руководствуются личностными внутренними мотивами с ориентировкой на внутренние состояния, в отличие от мужчин, которые тяготеют к решению социально значимых задач - реализация себя в социуме, независимость, борьба, при этом не обязательно ради стяжания славы.

6. Исследования структуры и силы мотивов выбора экстремальных видов спорта у мужчин и женщин проведенные с помощью многомерного регрессионного анализа позволило выявить, что на зависимую переменную УСМж оказывает воздействие 17 переменных. Наибольшее сильное положительное влияние из них имеют следующие мотивы (в порядке убывания): вызов обществу (1,22), физическое совершенство (1,05), эстетического удовольствия и острых ощущений (0,98), стабильность работы (0,87), предпринимательство (0,60), гражданско-патриотический мотив (0,45), улучшения самочувствия и здоровья (0,41), мотивацию к успеху (0,11).

Отрицательное влияние (в порядке убывания) - следующие мотивы: рационально-волевой (рекреационный) мотив (-0,20), мотив достижения успеха в спорте (-0,09), мотив эмоционального удовольствия (-0,09), мотив подготовки к профессиональной деятельности (-0,09)

На зависимую переменную УСМм оказывает воздействие 42 переменных. Положительное влияние из них имеют следующие мотивы в порядке убывания): улучшения самочувствия и, здоровья (3,54), эстетического удовольствия и острых ощущений (3,35), контроль за действием при неудаче (2,34), общения (1,97), познания (1,86), материальных благ (1,28), развития характера и психических качеств (1,24), свобода и независимость (1,14), внутренне социально значимые мотивы (1,11), коллективистская направленность (1,11), стабильность работы (0,67), вызов обществу (0,56), предпринимательство (0,46), мотив социального самоутверждения (0,42), интеграция стилей жизни (0,41), подготовки к профессиональной деятельности (0,40), мотивация к избеганию неудач (0,40), менеджмент (0,36), мотив достижения успеха в спорте (0,36), физическое совершенство (0,35) и пр. Наибольшее отрицательное влияние (в порядке убывания) - следующие мотивы: приобретения полезных для жизни умений и знаний (-2,04), гражданско-патриотический мотив (0,95), одобрения (-0,74), внутренне индивидуально значимые мотивы (0,46) и др.

Мотивы женщин имеют более внутреннюю, личностную окраску, чем у мужчин, где больше превалируют внешние социальные мотивы.

7. Экспериментальная апробация регрессионных моделей мотивов выбора экстремальных видов спорта и технологии психологической подготовки, созданной на их основе, показала положительный эффект, в различных экстремальных видах спорта, что подтверждает нашу гипотезу о применении регрессионных моделей как на этапе первичного отбора, так и на предсоревновательном этапе.

8. Таким образом, в исследовании было выявлено, что развитие в современном мире экстремальных видов спорта направлено на удовлетворение достаточно большого спектра потребностей человека: люди разного пола, возраста, интересов могут найти, и находят, здесь свою «экологическую нишу» для максимального полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии - и базовых, и высших.

Все это говорит о высокой социальной значимости экстремальных видов спорта, перспективности их развития в человеческом социуме.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Для внедрения результатов исследования в систему психологического отбора, мониторинга и контроля готовности к деятельности в экстремальных видах спорта необходимо:

1. Рекомендовать тренерам по экстремальным видам спорта на начальном отборочном и на предсоревновательном этапах проводить комплексное психологическое тестирование претендентов с целью выявления потенциальной готовности к данному виду деятельности.

2. Рекомендовать спортивны организациям экстремальных видов спорта подготовить методические пособия по проведению психологического тестирования и анализу его результатов средствами регрессионных моделей, разработанными в диссертации.

3. Обратиться к руководству федераций экстремальных видов спорта и соответствующие отделы спортивных комитетов городов Российской Федерации с предложением о проведении семинарских занятий и сборов для психологов и тренеров команд по экстремальным видам спорта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Ганоль, Андрей Сергеевич, 2011 год

1. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Ап-чел, В.Н. Цыган. СПб.: BMA, 1999. - 86 с.

2. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И.П. Волков. СПб.: Питер 2002. - 384 с.

3. Воронов, И.А. Психотехника восточных единоборств. Восточно-Азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев / И.А. Воронов. -Мн.: Харвест, 2005. -432с.

4. Воронов, И.А. Моделирование и определение экстремальных ситуаций с позиции системного подхода / И.А. Воронов // Труды кафедры биомеханики: Междисциплинарный сборник статей. Вып. 3. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009.

5. Вяткин, Б.А.Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 140 с.

6. Генов, Ф. Проблема мобилизационной готовности: автореф. дис. .докт. психол.наук / Ф. Генов; ГЦОЛИФК. -М.: 1969. -51с.

7. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. -М.: Физкультура и спорт, 1990. 192 с.

8. Гогунов, E.H. Психология физического воспитания: учебн. пособие для вузов. / E.H. Гогунов, Б.И. Мартьянов.-М.: Академия, 2002, -288с. -ISBN 5-7695-0500-1.

9. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: автореф. дис. .докт. психол. наук / Г.Д. Горбунов; СПб ГАФК им. П.ф.Лесгафта. СПб., 1994. -58с.

10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.

11. Демин, В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности, автореф.дисс. .канд. пед. наук / В.А. Демин; РГАФК. М., 1974. - 26с.

12. Евстафьев, Б.В. О некоторых методологических подходах к определению основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям. / Б.В. Евстафьев. -JL: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1990. -36с.

13. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. СПб. Питер, 2009.-352 с.

14. Келишев, И. Г. Спортивная направленность личности / И. Г. Келишев: Личность и спорт. М.: Просвещение, 1975. - 111с.

15. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. -М.: Наука, 1983.-368 с.

16. Китаева, М.В. Психология победы в спорте / М.В. Китаева. -Ростов н\Д.: Феникс, 2006. 199 с.

17. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс, Под ред. Г.И. Косицкого, М.: Медицина, 1981.-280 с.

18. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Крет-ти. -М.: Физкультура и спорт, 1978. -224с. ил.

19. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

20. Лебедев, В.И. Экстремальная психология / В.И. Лебедев. М.: Юнити, 2001.-431 с.

21. Марищук, В.Л. К вопросу об экстремальных факторах и стрессе / В.Л. Марищук. // Материалы науч.конф. -Л.: 1968. с.29-31.

22. Мартынов, А.И. Психология альпинизма / А.И. Мартынов. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 260 с.

23. Месснер, М. Маскулинность и профессиональный спорт / М. Месснер // Антология тендерной теории. Минск: Пропилен, 2000. - 430 с.

24. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, H.A. Худадов, Л. Пиккенхайнен, П. Фрестер. -М.: Физкультура и спорт, 1985. -176с.

25. Пилоян, P.A. Мотивация спортивной деятельности / P.A. Пило-ян. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 198 с.

26. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. Словарь-справочник / сост. E.H. Сурков; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -М.: Физкультура, образование и наука. 1996. -451с. -ISBN 589022-029-2.

27. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: 2000. - 480 с.

28. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

29. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорт / А.Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1959. - 212 с.

30. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1969. - 348 с.

31. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни. -Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1977. 423с.

32. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 320 с

33. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.

34. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1982. - 124 с.

35. Серова, Л.К. Психология личности спортсмена / Л.К. Серова. -М.: Советский спорт, 2007. 116 с.

36. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р.Н. Сингер. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 152 с.

37. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. Харьков, Гуманитарный центр, 2007. - 276 с.

38. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ханин Ю.Л. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 180 с.

39. Тумар, Н.Б. Психотехника стрессоустойчивости в рукопашной схватке / Н.Б. Тумар // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты: сб.ст. АН СССР, Философское отделение,-М.: б.и. 1989. -С.128-131.

40. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.

41. Шлахтер, В.В. Человек-оружие / В.В. Шлахтер. СПб.: Терция, 1998.- 160 с.

42. Шустов, Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия / Д.И. Шустов // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №1.1. Психология мотиваций

43. Бергер, Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда / Д. Бергер, Л. Бергер. М.: Альпипа Бизнес Букс, 2008. - 761 с.

44. Богданович, С.С. Мотивация на этапе формирования образа деятельности / С.С. Богданович. Автореф. .канд. психол. наук. Мн.: Нац. ин-т образования, 1999. - 24 с

45. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович, под. ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. 352 с.

46. Бибрих, Р. Р. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом / P.P. Бибрих, А.Б. Орлов // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 84-92.

47. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, Магомед-Эмиров М.Ш. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

48. Вербицкий, A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / A.A. Вербицкий, Т.А. Платонова. М.: Академия, 1986.-240 с.

49. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации / В.К. Вилюнас // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1983. - с. 42 - 51.

50. Вилюнас, В.К. Психология потребностей: шаги к реальности / В.К. Вилюнас // Вопросы психологии. 1985. № 2.

51. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

52. Вилюнас, В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации/ В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1997. -№ 1. с. 3 - 14.

53. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации/ В.К. Вилюнас. -СПб.: Речь, 2006.-458 с.

54. Ганоль, A.C. Тендерные особенности структуры мотивации выбора экстремальных видов спорта / A.C. Ганоль // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2011. №2 (69).

55. Гилёва, И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: дисс. канд. психол. наук / И.О. Гилева. Барнаул, РГБ, - 2002., - 161 стр.

56. Гущина, И.Б. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И.Б. Гущина // Человек и труд. 2000. № 1. с. 169174.

57. Грищенко, Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дисс. . канд. психол. наук / Д.Ю. Грищенко: Краснодар, КГУ, 2003. -217 с.

58. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. № 4.

59. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / В.П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.- 512 с.

60. Каверин, С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин. М.: ИП РАН, 1998.-214 с.

61. Калинин, Е. А. Исследование особенностей мотивации достижения у высококвалифицированных спортсменов / Е. А. Калинин, Ю.Я. Кирюшин // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1975. Вып. 3

62. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. М.: Прогресс, 1988. - 192 с.

63. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску / Т.В. Корнилова. М.: Наука, 1997. - 208 с.

64. Кумбс, Ф. Мотиватор / Ф. Кумбс. Перевод с англ. М.: ГИП-ПО, 2006.-306 с.

65. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1971.-422 с.

66. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. докт. психол наук. / М.Ш. Магомед-Эминов: М., МГУ, 1987.-44 с.

67. Магомед-Эминов, M.LLI. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. М.: Наука, 1998. -496с.

68. Макдауголл, У. Мотивация и деятельность / У. Макдауголл, X. Хекхаузен. СПб.: Питер, 2003. - 260 с.

69. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.

70. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

71. Нюттен, Ж. Мотивация / Ж. Нюттен // Экспериментальная психология. T. V. М.: Прогресс, 1975. - с 15 - 110.

72. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж.Нюттен. М.: Смысл, 2004. - 607 с.

73. Орлов, А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов. // Вопросы психологии. 1989. № 5.

74. Орлов, C.B. Человек и его потребности / C.B. Орлов, H.A. Дмитриев. СПб.: Питер. 2007. - 160 с.

75. Потребности и мотивы деятельности // Психология / Под ред. A.A. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1956. - 365 с

76. Пьерон А. Потребности / А.Пьерон // Экспериментальная психология. Т. Iii. - М.: Проресс, 1970. - 147 с.

77. Ривин, В.М. Об эндокринном механизме осознаваемых и неосознаваемых стадий развития мотивации / В.М. Ривин, И.В. Ривина // Бессознательное, т. I. Тбилиси. 1978. 422 с.

78. Самоукина, Н.В. Мотивация персонала как проблема / Н.В. Самоукина // Управление персоналом. 2004. №7. с.62-66.

79. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы психологии / П.В. Симонов. -М.: Наука, 1987.-320 с.

80. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В.И. Степанский // Вопросы психологии. 1981. № 6. с.34-37.

81. Судаков, К. В. Биологические мотивации / К.В. Судаков. М.: Медицина, 1971. - 304 с.

82. Файвишевский, В.А. О существовании неосознаваемых негативных мотиваций и их проявлений в поведении человека / В.А. Файвишевский // Бессознательное: природа, функции, методика исследования. -Тбилиси: Мецниерба, 1978. с 231 - 242.

83. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. Биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003. - 651 с.

84. Хекхаузен, X. Мотив аффилиации // Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен: В 2 т. / Под ред. Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986.-408 с.

85. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

86. Шапкин, С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С.А. Шапкин. ИП РАН. -М.: Смысл, 1997. -140с.

87. Эммонс, Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. М.: Смысл, 2004. - 416 с.

88. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Наука, 1969. - 317 с

89. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон: Избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1998. - 304 с.1. Тендерная психология

90. Бендас, Т.В. Тендерная психология / Т.В. Бендас. СПб: Питер, 2005.-431 с.

91. Берн, Ш. Тендерная психология / III. Берн. М.: Олма-Пресс, 2001.- 238 с.

92. Боаделла, Д. Половой контакт и сексуальные комплексы / Д. Боаделла. Пер. с нем. И.Воробьевой. -М.:Энергия и характер. -1999. -244с.

93. Варданян, Е. Введение в тендерные исследования / Е. Варданян. Ереван: АСОГИК, 2002. - 1 52 с.

94. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-606 с.

95. Клёцина, И.С. Психология тендерных отношений: теория и практика / И.С. Клёцина. СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.

96. Мотков, О.И. Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике / О.И. Мотков // Мат-лы межд. конф. "Мужское" в традиционном и соврем, обществе". М.: Ин-т этнографии и антропологии РАН, 2003. - с. 213 - 220.

97. Основы тендерных исследований: Хрестоматия. / Отв. ред. O.A. Воронина. М.: МЦГИ, 2001. - 368 с.

98. Радина, Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях / Н.К. Радина // Вопросы психологии. 1999. №2. -с. 22-27.

99. Словарь тендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. М: Информация-ХХ 1 век, 2002. - 255 с.

100. Шахтарина, М.В. Тендерные особенности социальных установок современной российской молодежи / М.В. Шахтарина. Автореферат дис. . к.с.н. М., 2001. - 20 с.1. Общая психология

101. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. 272с.

102. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. -М.: Наука, 1980. -144с.

103. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. / Ж. Год-фруа. М.: Мир, 1992. - Т. 1. - 496 е.; Т. 2. - 376 с.

104. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла / А.Н. Капустина. Институт психотерапии и клинической психологии. -СПб.:. 2001.-112с. -ISBN 5-9268-0068-4. -ISBN 5-89939-053-0.

105. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий,. М.: Просвещение, 1980. - 368 с.

106. Мельников, В.M. Введение в экспериментальную психологию личности: учебн.пособие. / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. -М.: Просвещение, 1985. -3 19с.

107. Петровский, A.B. Общая психология / A.B. Петровский. М.: Академия, 1986. - 201 с.

108. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. М.: Мысль, 1972.-216 с.1 19. Познание и общение / под ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляева. -М.: Наука, 1988.-246с.

109. Попов, C.B. Психологический отбор телохранителей / C.B. Попов. -СПб.: Скифия, 2000.-348с. ил.

110. Реан, A.A. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / A.A. Реан. СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

111. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн, -М.: Наука, 1957. -438с.

112. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. - 720 с

113. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. -864с. (Психологическая энциклопедия) -ISBN 5-93878-015-2; -ISBN 0-321-01192-9 (англ.).

114. Солодков, A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб; -М.: Олимпия PRESS, 2001. -520с., ил.-ISBN 5-93127-113-9.

115. Литература на иностранных языках

116. Alschuler, A.S. Teaching achievement motivation A.S. Alschuler, D.M. Tabar, I.I. Intire. Middle town. Conn., 1970. 76 p.

117. Apter, M.J. The Experience of Motivation. The Theory of Psychological Reversals M.J. Apter. N.Y., 1982. 294 p.

118. Arkes, H.P. Psychological theories of motivation. Monterey H.P. Arkes, LP. Carske. Califonia, 1982. 450 p.

119. Barbuto, W.S. Motivation sources inventory: Development and Validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports W.S. Barbuto, R.W. Scholl. 1998, 82 p.

120. Butt, D.S. Psychology of Sport. The behavior, motivation, personality and performance of athletes D.S. Butt. -N.Y., 1987. P. 56-65.

121. Csikszentmihalyi, M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents M. Csikszentmihalyi Research on motivation in education. V.3. N.Y., 1989.-P. 45-71.

122. De Charms, R. Motivation enhancement in education settings R, De Charms Research on motivation in education. V. 1. N.Y., 1984. P. 275-310.

123. Granman, C.F. Einfyhrund in dit Psychologe. Pond: Motivation C.F. Granman. Frankfurt M., 1960. 78 p.134. tCunat, P. Changes in performance motivations relateg to social conditions." Intern I. Of sport Psychology" P. Kunat. Rome, 1974. K.l. P. 2734.

124. Madsen, K.B. Modem Theories of Motivation K.B. Madsen. Copenhagen, 1959.-121 p.

125. Maslow, A.H. Motivation and Personality A.H. Maslow. N.Y., 1954. P. 35-46.

126. Mc Clelland, D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools? D. C Mc Clelland Teachers College Record. 1972. V. 74/2/. P. 129-145.

127. McDougall, W. Outline of Psychology N. Y, 1923

128. Murray, H. A. Variables of personality, 1938

129. Nuttin, I. Motivation, planning and action. A relational theory of behavior dynamcs 1 Nuttin. New Jersey, 1984. 251 p.

130. Ogilwie, В. The Motivational Iventory. In Sholastic Coach B. Ogilwie, T. Tutke,-L. Lyon. San Lose, 1976. 172 p.

131. Ryan, R.M. A motivational analyses of self-determination and sel-fregulation in education R.M. Ryan, I.P. Connell, E.L. Dici Ames R. /Eds./ Research on motivation in education, N.Y., 1985. V.2. P. 13-49.

132. Vroom, V.H. Work and motivation V.H. Vroom. N.Y., 1964. 132 p. .1. Электронные ресурсы:

133. Карпова, О. П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса / О.П. Карпова // http: // www.psychiatry.ua/ articles/ paper033.htm

134. Молодчий, P.A. Причины, по которым люди занимаются экстремальными видами спорта / P.A. Молодчий //http://psykrug.narod.ru/ sbornik/ simple29.html

135. Молодежный экстрим пугает психологов // Правда. 14.09.2006 // http: // www.pravda.ru/ society/ how/ relax/ 197084-0/

136. Мюррей, Г.А. Классификация мотивов на основе отношений личности и окружения / Г.А. Мюррей // Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб, 2003. С. 126-130 // www.psychology-online.net

137. Психология экстрима // Журнал «На грани» // http: // www.exparty.ru/ articles.html?id= 144иложения

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


В современной жизни слишком часто встречается агрессия.
Гиподинамия, накопление негатива начинают разъедать человека изнутри. Часто это заканчивается сердечными заболеваниями, нервными срывами, недовольством собой, окружающими людьми и жизнью.
Чтобы избавиться от такого состояния, найти новые эмоции многие начинают искать занятия, связанные с риском, экстримом, с вливанием адреналина и выплеском эмоций.
Сегодня существует множество возможностей разумно рисковать, познавать себя, открывать таившиеся глубоко в человеке таланты. Как раз спорт, связанный с риском, дает возможность человеку разрядить накопленную отрицательную энергию, сбросить агрессию.
Экстремальный спорт напрямую связан с риском. Это повышенный травматизм, даже угроза жизни, это добровольное согласие подвергнуться смертельной опасности. Участники этих видов осознанно совершают те действия, которые другие полностью отвергают.

Но экстремальный спорт имеет много положительных сторон:
- человек, занимаясь экстримом, приобретает веру в себя, что оказывает положительный эффект на разные сферы деятельности, на рабочие и семейные отношения;
- повышается самооценка, увеличивается возможность самореализации, преодолеваются комплексы и страхи, что дает ощущение свободы и уверенности;
- этот спорт помогает человеку преодолеть негативные эмоции, учит концентрироваться в разных жизненных ситуациях, собранности;
- дает возможность переосмыслить ценности, преодолеть стереотипы, изменить мнение об окружающих, пробуждает интерес к жизни.
Для экстремального спорта присущи высокие скорости, глубины, высоты. Чтобы спортсмен не получил увечий, нужна серьезная физическая и психологическая готовность.


Есть отрицательная сторона в занятиях экстримом:
- зависимость от экстрима сродни с наркотической, то есть появляется необходимость повышать дозы адреналина;
- занимаясь экстремальным спортом, человек по-другому уже не умеет получить удовольствие;
- погружаясь в экстремальные ощущения, человек может уйти от реальности, отдав предпочтение только спорту;
- эти виды спорта связаны с нервным истощением из-за постоянного адреналина;
- нагрузки на сердечно-сосудистую систему нарушают со временем вестибулярный аппарат.


Наиболее популярные виды экстримального спорта.
1)Дайвинг - популярнейший вид спорта. Совмещая в себе занятие спортом и увлечение, он привлекает людей различных интересов и разного уровня физической подготовки. Это погружение в водный мир со специальным оборудованием, аквалангом, с целью изучения подводного мира.
2)Серфинг – балансирование на специальной доске по большой волне. Достаточно древний вид спорта.
3)Паркур – искусство передвигаться с преодолением сложных препятствий.
4)Сноубординг – один из популярнейших зрелищных экстримальных видов, связанный со спуском по снежным склонам горы на доске, используя акробатические трюки.
5)Скалолазание – лазание по скалам или скалодрому без страховки.
6)Каякинг – сплав по сложным, пороги, сложные течения, участкам реки на длинных узких лодках.
Среди видов экстремального спорта можно назвать еще парашютный спорт, альпинизм, зимнее плавание и другие. Занятие экстремальными видами спорта – это призвание, это характер, это воля и умение разумно рисковать, получая сильные эмоции и необычную разрядку.

Экстрим - это особое побуждение души и тела выбрасывать как можно больше адреналина и эмоций. Экстрим - состояние «на грани», это одновременный выплеск позитивных и негативных эмоций, осознание собственного величия и бессилия.
Экстремалы - люди, готовые дни напролет рисковать собственной (и не только собственной) жизнью. Это те, кто отчетливо понимают, чем рискуют, но, тем не менее, постоянно находятся на грани, наполняя свою жизнь свежими яркими красками.

Философия экстрима
Философия экстрима неоднозначна. Для многих она заключается в получении предельно острых ощущений, балансировании на грани жизни и смерти. Есть так же люди, для которых экстрим - это возможность постоянно поддерживать в себе обострённое чувство жизни. Спортсмены-экстремалы обычно отличаются такими характеристиками, как храбрость, сильные волевые качества, прекрасная физическая форма (несмотря на обилие полученных травм).

Экстрим и спорт
Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х годов XX века, постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся: BMX, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.

Экстремальные виды спорта
Аквабайк - гонки на гидроциклах.
Бейсджампинг - прыжки с парашютом с фиксированых объектов.
Вейкбординг - катание на водных лыжах с выполнением трюков.
Bicycle Moto eXtreme (BMX) - выполнение трюков или кросса на специальных велосипедах.
Горнолыжный спорт - спуск с гор на специальных лыжах.
Кайтсёрфинг - движение по поверхности воды под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем.
Каньонинг - преодоление речных каньонов без помощи плавающих средств.
Каякинг.
Маунтинбординг.
Маунтинбайк - спуск с горы на специальном велосипеде.
Парапланеризм - полёты на параплане с использованием энергии восходящих потоков воздуха.
Паркур - преодоление препятствий различного характера без использования дополнительных средств.
Рафтинг - сплав на особой разновидности надувной лодки.
Сёрфинг - катание на волне с применением досок для сёрфинга, либо коротких ласт и специальных перчаток.
Силовой экстрим.
Скалолазание - лазание по естественному или искусственному рельефу.
Скейтбординг - выполнение трюков на скейтборде.
Сноубординг - спуск с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде сноуборде.
Триал - виды спорта, связанные с преодолением препятствий на велосипеде, мотоцикле или грузовике.
Фрибординг - спуск с заасфальтированных склонов на специальном снаряде фриборде.
Экстремальное катание на роликах (Agressive inline skating)

Известно, что у людей при занятий экстремальными видами спорта выделяется большое количество адреналина.
Адреналин (эпинефрин) (L-1(3,4-Диоксифенил)-2-метиламиноэтанол) - основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор. По химическому строению является катехоламином. Адреналин содержится в разных органах и тканях, в значительных количествах образуется в хромаффинной ткани, особенно в мозговом веществе надпочечников.

Цирульникова Елена Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Пушкина Полина Сергеевна,студентка 3 курса факультета социального управления направление подготовки: организация работы с молодежью, Ярославский государственный педагогический университетим. К.Д. Ушинского

Субкультура экстремалов в жизни современного общества: социальнопсихологический анализ феномена

Аннотация:в статье определяется актуальность изучения субкультуры экстремаловкак социальнопсихологического феномена, рассматриваются основные виды современных экстремальных увлечений молодых людей и подростков, формулируются социальнопсихологические причины увлечения экстримом, формулируется идея о необходимости вычленения позитивных моментов экстремальных увлечений, создание специальных условий для максимально безопасного их осуществления. В заключении формулируются практические предложения для разработки молодежных социальных проектов.Ключевые слова:субкультура экстремалов, экстремальные увлечения, социальнопсихологические причины увлечения экстримом.

Субкультура как социальное явление сопровождает жизнь любого общества, изменяется эволюционирует вместе с ним:в зависимости от содержания и форм социальнополитического и экономического устройства государства одни субкультурные направления могут терять свою актуальность и востребованность, другие наоборот, становятся очень популярными и активно развиваются, зачастую превращаясь в модные массовые течения. В нашей работе мы хотели бы начать исследованиеинтересного и неоднозначного современного явления –экстремальные увлечения молодых людей и подростков. Впоследнее время очень быстрыми темпами растет число людей,увлеченных экстримом по всему миру, так в США и Австралии количество экстремалов за последние 30 лет увеличилось в 2,5 раза, в странах Европы, особенно в Англии и Германии,в 3 раза, а в России за последние 20 лет в 1,5 раза. Сфера современных экстремальных увлечений охватывает широкий возрастной диапазон примерно от 14 лет до 3540 лет.Экстрим представлен в различных формах и видах: от профессиональных занятий экстремальными видами спорта, до шокирующих общество,подростковых «игр на выживание», когда неподкрепленные надлежащей физической подготовкой действия подростка приводят к трагедии, разворачивающейся на глазах окружающих людей. Итак, обратимся к общим характеристикам экстрима и его основных видов.

(англ.extreme-противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный)-выдающиеся, экстраординарные действия, связанные с опасностью для жизни.Трейнсерфинг (зацепинг). Суть трейнсерфинга заключается в том, что экстремалыцепляются за движущиеся поезда, причем стараются разместиться в максимально опасном для жизни месте (на крыше вагонов, фасаде электропоезда и т.д.).Очень много видео с такими кадрами было снято по всему миру, в том числе и в России. В большинстве случаев, по данным различных источников в 7080 %, это увлечение заканчивается летальным исходом или нанесением серьезного вреда здоровью, инвалидностью молодых людей и подростков. Однако наблюдается такая особенность, даже увиденная подростком трагичная ситуацияне всегда останавливает его стремление продолжить свое увлечение трейсерфингом, а попытки пресечения правоохранительными органами такого поведения, чаще всего только стимулируют экстремалов быть более изобретательными.Слэклайн или стропохождение–это вид экстрима, суть которого заключается в перемещении по натянутому канату.Наиболее острой разновидностью этого направления является хайлайн когда стропа натянута высоко над землей или водой. Данное направление ориентированонаколичественные достижения, здесь существует неформальный рейтинг рекордов.Скалолазание относится к экстремальным видам спорта, суть которого заключается в лазании по естественному рельефу (по скалам) и по искусственному рельефу (скалодром). Сначала скалолазание считалось разновидностью альпинизма, сейчас воспринимаетсякак самостоятельное направление. Для остроты ощущений любители скалолазанияспециально увеличивают расстояние между крючками (до 8 метров) или поднимаются вообще без страховки, уверенные в своих силах.Следует отметить, что наряду с другими видами, этот вид экстрима является наиболее «окультуренным, прирученным» увлечением. Практически в каждом городе существуют скалодромы, которые объединяют неформальные сообщества скалолазов.Аквабайк –это гонки на гидроциклах. Этот вид экстрима выбирают любители скорости и всевозможных трюков т.к. аквабайкспособен достигатьна открытом пространстве скорость выше 120 км/ч.

BMX (быстрая езда на велосипедах)–заезды с совмещением разнообразных трюков при помощи велосипеда. Grafitty(бомбинг)–суть данного вида увлечениясостоит в быстром нанесении рисунка баллончиком краски, в труднодоступных или опасных местах. Roup Jamping прыжок с высоко расположенного объекта при помощи специальной веревки для подстраховки.

Руфинг –быстрыйподъем на крыши и высоты высоких зданий, где на пути к цели стоят труднодоступные проходы. При этом нельзя использоватьстраховочные приспособления. Скейтбординг –выполнение разнообразных трюков при помощи доски скейтборда.Рarkour быстрое преодолениеи прохождение препятствий: заборы, лестницы, поручни, крыши домов в городской местности.

Следует сказать, что разновидностей экстремальных увлечений намного больше того, что мы перечислили, и, самое главное, число их постоянно растет, привлекая все большее количество молодых людей и подростков, образуя новые неформальные группы. Попытка «выключить», убрать из социальной действительности данное явление вряд ли будет успешной. На наш взгляд, более продуктивной является идея о необходимости вычленения позитивных моментов экстремальных увлечений, создание специальных условий для максимально безопасного их осуществления. Работу в данном направлении, по нашему мнению, нужно начать с социальнопсихологического анализа причин увлеченности молодых людей экстримом.Материалом для анализа на данном этапе выступили диалоги форумов в различных интернетсообществах экстремалов:«hayextreme Экстремальные клубы»; «Risk–наше время время экстремалов»; «Экстремалы Мир экстрима»и другие. В обобщенном виде можно выделить несколькопричин увлеченностью экстримом.1. Потребность в выбросе адреналина. Во многих диалогах прослеживалась мысль о том, что психоэмоциональное возбуждение, наступающее у экстремалов в момент встречи с опасностью не сравнимо ни с чем по своей силе и остроте«…ты открыт на милость опасности и должен сохранить самообладание, чтобы она не поборола тебя».2. Расширение личностных границ и пространства.Для многих экстремалових увлечение это возможность оказаться «над ситуацией», возвыситься над собой и другими, почувствовать, что «…от твоей воли, сил организма зависит нечто действительно существенное и важное», «…реакция, нервы и умение овладеть положением в неконтролируемой ситуации, вот то, что заставляет наслаждаться экстримом».3. Противопоставление себя физическим законам природы.Занятия экстримомпроисходят вприродной среде сиспользованием природных элементов: воздуха, воды иземли. Природные элементы оказываютвлияние науровень экстремальных ощущенийи человеческие инстинкты. Страсть человека кпреодолению естественных препятствий является привлекающим фактором для экстремаловизрителей. Наряду с этим, у многих экстремалов доминирует потребность «быть уникальнымисключением из правил» и превозмочь законы физики.Психологическими основаниями для занятий экстремальными увлечениями чаще всего выступают три доминирующие потребности: 1. Потребность преодоления страха и личностных ограничений «стереотипов поведения», которые в определенный момент были навязаны человекуи по какойто причине устойчиво закрепились в его повседневной жизнедеятельности. Например, молодой человек будучи робким и осторожным вобычнойжизнив определенный момент (подростковый, юношеский возраст) понимает, что это далеко не самые привлекательные личностные качества мужчины: для успеха в жизни нужно обладать или хотя бы демонстрировать противоположные качества, такие как смелость умение идти на риск и т.д. В этом случае,экстремальное увлечение позволяет достичь быстрого внешнего эффекта –«совершить поступок», а внутренний страх изжить «постоянными его повторениями». Снижение порога тревожащих ощущений, «претупление»чувства страха и опасностидействительно со временем происходит, т.к. включается адаптивный механизм психики, действующий как на уровне отдельных анализаторов и ощущений, так и на уровне восприятия ситуации в целом.

2. Потребность в самоутверждении.По внешним проявлениям это, каки в предыдущем случае, «желание совершить поступок», только основанием является не изживание физиологических страхов, а стремление почувствовать свою значимость среди других, завоевать авторитет и признание референтных людей. Особую актуальность реализация этой потребности приобретает в подростковом возрасте, где очень сильна тяга к присоединению вгруппе сверстников. В этом случае экстрим может приобретать самые опасные пугающие формы, например, выражаться в действии «на слабо», когда группа неожиданно для подростка требует от него выполнения опасного для жизни и здоровья действия, в знак доказательства его соответствия. Сюда же можно отнести варианты «демонстративного экстрима», экстрима «за компанию».3. Потребность в сублимации сильных негативных переживаний.Очень часто увлечению экстримом предшествует сложная жизненная ситуация, сопряженная с сильными эмоциональными переживаниями подростка или молодого человека, например, разрыв с близким человеком, безответная любовь, проблемы с родителями, одиночество.В этом случае экстремальное увлечение позволяет перенести центр психоэмоционального напряжения с предмета фрустрации на процесс и результат преодоления препятствия.В контексте рассмотрения основных социальнопсихологических характеристик экстремалов интересны результаты диссертационного исследования Г.В. Апиняна, в котором он рассматривает поведение экстремалов как разновидность девиации и дает их описательный социальнопсихологический портрет.Исследователь отмечает, что люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, не склонны к депрессии, а личности депрессивного склада весьма успешно ее преодолевают. Экстремалам чужды такие состояния как: отсутствие интереса к жизни, недостаток мотивации и потеря жизненной энергии, чувство безнадежности, мысли о суициде и другие когнитивные и соматические корреляты депрессии. Человек, занимающийся экстремальными видами спорта, практически, не склонен к паранойяльности: враждебности, подозрительности, напыщенности, к страху потерять независимость и т.д. Несмотря на то, что экстремалы являются группой, избравшей образ жизни повышенного риска, «они не склонны к рассуждению о смерти, к экзистенциалистскиокрашенным переживаниям».Люди, занимающиеся экстремальнымивидами спорта, отличаются от людей, не занимающиеся экстримом, более выраженной агрессией, сублимирующейся в избранные виды деятельности. «Тем самым, выплескивая негативную энергию в экстремальный спорт, субъект изолирует себя от излишних нервных переживаний и депрессий, которыми чреватая его повседневная жизнь. Рискуя получить травмы, занимаясь экстремальным спортом, молодой человек получает необходимый для него острые ощущения и одновременно хорошую физическую подготовку».В завершении общего описания,важно представить точку зрения психофизиологов и медицины на проблему занятий экстримом. Их позициязаключается в острой критике искептическом отношении к этому явлению,по принципу:«вреда больше чем пользы». Основные аргументы связаны с появлением у экстремалов психофизиологической зависимости, которая сходна с наркотической и вызвана огромными выбросами адреналина, ничем не заменимыми в обычной жизни; большой перегрузкой сердечнососудистой системы; высокой травмоопасностью и риском для жизни, а также патологическим «уходом от реальности».Таким образом, экстрим представляется как очень неоднозначное,противоречивое,интенсивно растущее социальное явление. Безусловно, существует потребность в создании и оборудовании специальныхусловий, мест для занятий экстремалов. Мы попытались сформулировать несколько идей, каждая из которых могла бы стать основой социального молодежного проекта и быть реализована.Вопервых, существует острая необходимость создания крытых спортивных площадок для экстремальных видов спорта с возможностью посещать их в любое время года. На площадке предполагается установка спортивного оборудования для занятия паркуром, скалолазанием, скейтбордингом, стропохождением. Спортивное оборудование представляет собой безопасные сооружения с минимальным риском получения травм. Вовторых, необходима система бесплатных мастерклассов по социально допустимым видам экстремальных увлечений, дополнительные тренировки с профессионалами, видеосопровождение (обучение трюкам и т.д.). Втретьих, необходимо сотрудничество со школами: там, где есть такая возможность, частичная замена обычных уроков физкультуры тренировками по интересующим подростков экстремальным видам спорта. Вчетвертых, проведение ежегодного турнира по экстремальным видамспорта, где спортсмены могли бы продемонстрировать свои достижения.Впятых, оснащение дворовых площадок турниками и прочими спортивными сооружениями, которые необходимы для первоначальной подготовки спортсменовэкстремалов.Вшестых, необходимо создание единой организации экстремальных видов спорта, в которой наиболее активные представители спортивных направлений имели бы возможность развивать свои направления, содействовать в решении проблем, связанных с экстремальными видами спорта.И наконец, мы считаем, что хорошей действенной возможностью «окультурить» экстремалов, отвлечь их от занятий асоциальными видами экстрима,такими как «зацепинг» и др.,могли бы стать летние лагеря «Экстремалов».

2.Экстремалы –Мир экстрима. [электронный ресурс] http://extremlife.ru/fotogalerey/ekstremalyi3.Hayextreme

Экстремальные клубы. [электронный ресурс] http://hayextreme.do.am/index/ehkstremalnye_kluby/077

4.Risk–Наше время –время экстремалов. [электронный ресурс] http://www.risk.ru/blog/376