» » Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы "недетская война". Сценарий литературно - музыкальной композиции ко дню победы для школьников Литературно музыкальная гостиная ко дню победы

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы "недетская война". Сценарий литературно - музыкальной композиции ко дню победы для школьников Литературно музыкальная гостиная ко дню победы

Литературно-музыкальная композиции «Наш самый главный праздник – День Победы». Сценарий Начальная школа

Сибилева Ольга Николаевна, учитель начальных классов Чуево-Подгорнского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области
Описание: мероприятие посвящено Дню Победы в Великой Отечественной войне и предназначено для детей 7 – 10 лет. Данной разработкой могут воспользоваться учителя начальных классов, вожатые и организаторы внеклассных мероприятий. Такой сценарий требует предварительной подготовки, так как младшие школьники ещё имеют слабое представление о ВОВ. Кроме того, можно и нужно использовать презентацию и проектор: они помогут ярко и доходчиво иллюстрировать страницы истории нашей страны.
Цель: формирование патриотических чувств через историческое и
героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны

Задачи:
расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне;
воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.
Оформление: зал украшен цветами, разноцветными шарами, рисунками ко Дню Победы, стенгазетами с рассказами о земляках и родственниках, воевавших в годы ВОВ; в центре – георгиевская ленточка с надписью «9 Мая – День Победы»
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, презентация по теме мероприятия, записи песен «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (муз. Давида Тухманова, сл. Вл. Харитонова), минусы к песням «Синенький скромный платочек» (муз. Г.Петербургского, сл. Я.Галицкого), «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «Журавли» (муз. Яна Френкеля, сл.Р. Гамзатова), «Бессмертный полк» (автор - Вл.Слепак).
Предварительная подготовка:
1. Провести цикл классных часов, знакомящих младших школьников с историей нашей страны в годы ВОВ.
1. По возможности побывать на экскурсиях в местных музеях.
2. Оформить стенгазеты, в которых поместить рассказы о ветеранах.
3. Написать сочинения «Война в истории моей семьи»
4. Провести конкурс рисунков к 9 Мая.
5. Разучить песни, стихотворения.
6. Оформить зал, украсив его плакатами, цветами.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Сегодня у нас необычный день – мы стоим на пороге самого великого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 73 года наша страна не видела ужасов войны. 73 года наша страна не вздрагивала от взрывов снарядов, но и в этой светлой полосе мирной жизни были и есть чёрные годы войны в Афганистане, Чечне, Сирии, где гибли и гибнут наши ребята.

(слайд «Наш самый главный праздник – День Победы»)

Ведущий 2. Мы родились в мирное время, поэтому никогда не слышали воя сирен, возвещавших о тревоге, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое пайка ленинградского хлеба. Нам трудно понять, что можно просто так расстрелять или сжечь разом десятки, а то и сотни человек разом. Обо всём этом нам рассказывают кинофильмы и художественные произведения. Для нас война – это уже история.

Ведущий 1. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утром немецкие войска перешли границу Советского Союза.
Так началась Великая Отечественная война.


Звучит песня В. Лебедева -Кумача «Священная война» (1 куплет)

(слайд «Родина-мать зовёт»)


Ведущий 2. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

Ведущий 2. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

(слайд «Кадры времён войны»)



Ведущий 1. Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.
На фронт уходили и старые, и молодые.
Из нашего села ушли на фронт 568 человек, не вернулись с войны 316.

Танец под мелодию «Синенький скромный платочек»

Выходят 4 учеников.

Чтец 1
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Чтец 2
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.

Чтец 3
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
С.В. Михалков. Нет сказали мы фашистам (быль для детей)

Чтец 4
Шли на врага танкисты –
За Родину!
Уходили в бой корабли –
За Родину!
Взмывали в небо самолёты –
За Родину!
С.Баруздин. Шёл по улице солдат

Ведущий 2. Трудным и долгим был путь к Победе. Под Москвой и Ленинградом, под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Курском, Одессой, Севастополем и Киевом шли ожесточенные бои.
На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить... Они вспоминали дом, мать, писали письма...

(слайд «В минуты передышки»)



Сценка «Землянка»

Чтец 5
Здравствуй, мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть...домашних щей,
погонять по крышам голубей!
...как там, в госпитале папа?
Завтра я в разведку,
в тыл врага.
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза...
Мама!
Помнишь тёплый
свитер...голубой?
Ты его, пожалуйста,
заштопай...
Мама! Я вернусь,
и мы с тобой
вновь пойдём гулять по Ленинграду.
Мама...

Все по машинам! К бою!
Натали Талисман. Полевая почта, Май 1944г... отрывок из письма моего дяди.

Ведущий 1. Через месяц этого бойца убили на фронте в одном из боев. А было ему всего 19 лет. Письмо это было передано его родным друзьями-однополчанами.

Ведущий 2. Люди погибали, но верили в Победу и приближали её, осваивая новые для себя военные профессии. Ракетчики, связисты, авиаторы, танкисты - всех не перечислить.

(слайд «Фотографии солдат»)


Чтец 6

Солнце блещет, волны плещут,
Засветились маяки,
День и ночь стоят на страже
Черноморцы моряки.

Исполняется танец «Яблочко» (музыка Р. Глиэра).

Чтец 7
А солдатом чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым.

Стихотворение «Спор» инсценируется в костюмах.

Однажды (в энской части было это)
На полигоне встретились
Ракета,
Тяжёлый танк
И боевой их брат –
Солдатский автомат.
Сошлись и спор затеяли они:
На фронте кто важнее в эти дни?
Ракета скромно заявила: « Друзья!
Себя хвалить не собираюсь я,
Однако про меня толкует свет:
«Оружия сильней ракеты нет!»
- Да, это так, -
Заметил басом Танк, -
Но обо мне
И о моей броне
Не зря слагали песни на войне.
Я и сейчас, скажу вам без прикрас,
На фронте был бы поважнее вас.
- Сильны вы, братцы, этому я рад, -
Сказал с улыбкой Автомат, -
Но вдруг, представьте, грянет ближний бой
Меня бы оценил тогда любой!
Пожалуй, продолжался б этот спор
И до сих пор,
Когда б не подошёл к героям нашим
Солдат-отличник - Михаил Черкашин.
Прислушался он к жаркой перепалке
И головою покачал: «Мне жалко, что зачастую
Понять не можете вы истину простую.
Здесь говорили о своей вы силе,
А то забыли,
Что все вы – это твердо помнить надо -
Бессильны без умелого солдата».

Ведущий 1. Вместе с солдатами по дороге войны шла песня. Песня провожала военные эшелоны, навещала раненых в госпиталях, была с бойцами на передовой, в тяжелые дни атак и отступлений, грела душу в редкие минуты затишья. Песня поддерживала дух бойца, его огромную веру в победу.

Чтец 8
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой лёгкой драгоценной ношей…
В час затишья сядешь, запоёшь,
И подтянут весело солдаты.

Исполняется песня «Три танкиста» мальчиками (переделанная для детей

Ведущий 2 . В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».
А этому бессонному фронту много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна. На авиационных, танковых и прочих оборонных заводах работали, конечно, и мужчины, специалисты, которым была дана броня. Но большинство мужчин города, а особенно деревни, заменили их жены, сестры, дочери.

(слайд «Женщины в годы ВОВ в тылу»)


И ещё хочется отметить – их участь была ещё страшней: они ждали... Ждали своих родных и близких сердцу людей. Целых 4 года они провели в тревоге... Следующее стихотворение посвящается им – сильным и мужественным.

Чтец 9
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
“Жду!”
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Н. Старшинова "Солдатская Мать".

Ведущий 1. Женщины участвовали и в сражениях. Храбро бросались они под пули во время бомбёжек и обстрелов. Сёстры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь земли.

(слайд «Женщины в годы ВОВ на фронте»)




Чтец 10 (девочка в косынке с красным трестом, с сумкой)
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

Исполняется песня «Хотят ли русские войны» (поют девочки)

Ведущий 2. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Многие из них имели знаки воинской доблести, ордена и медали. 20 тысяч получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 – «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.

(слайд «Дети в годы ВОВ»)


Ведущий 1. В годы войны дети участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Некоторым из них, наравне со взрослыми, присуждено звание – Герой Советского Союза. О них мы говорили подробно на наших классных часах.

(слайд «Пионеры-герои»)


Ведущий 2. Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями, а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза!
Два героя советского Союза – Болдырев А.И. и Бухнин Ф.П. родились на нашей малой Родине. Они вернулись живыми с полей сражений и продолжали трудиться на благо Отечества. Благодаря А.И. Болдыреву в городе Уварово сейчас находится военный мемориал, который так любят жители Уварова и Уваровского района.

(слайд «Герои-земляки»)


Болдырев А.И.


Открытие мемориального комплекса в г. Уварово, 1980 г. Право зажечь Вечный огонь было дано Болдыреву А.И.


Бухнин Ф.П. с супругой

Ведущий 1. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают и тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Дети выходят по одному и кратко рассказывают о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ.

Ведущий 2. 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
Вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 51 год!
У многих из воинов нет даже могил, а если и есть, то братские.

(слайд «Надпись на Могиле Неизвестного Солдата»)


Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с Великой Отечественной.

Исполняется песня «Журавли»

Ведущий 1. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы.

(слайд «Салют»)

Сценарий литературной гостиной, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

«ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»

На сцену выходят шестеро ведущих – ребят, готовящихся провести экскурсию в школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. У каждого в руках по несколько треугольников – писем времён ВО войны.

1 ведущий Ребята, сегодня мы проводим экскурсию в нашем школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2ведущий И познакомим всех с новой экспозицией писем «Весточки с фронта и на фронт», которые собирали долго и трепетно.

Видеоролик «70-летию Победы посвящается» (без звука)

1 ведущий Великая Отечественная война.

2ведущий – Тысяча четыреста восемнадцать дней!

3ведущий Тридцать четыре тысячи часов

4ведущий И двадцать семь миллионов погибших советских людей.

5ведущий От Москвы до Берлина 2600 километров

6ведущий 27 миллионов погибших на 2600 километров

1ведущий Это значит, 10 тысяч четыреста убитых на один километр

2ведущий 10 человек на каждый метр земли

3ведущий 19 тысяч убитых ежедневно

4ведущий 800 человек в час

5ведущий 13 человек каждую минуту

2ведущий Вдумайтесь в эти цифры!

6ведущий Мы помним и чтим память тех, кто шёл в бой за Родину!

1ведущий Тех, кто согревал дыханием стужу блокадных ночей.

2ведущий Тех, кто улетел вместе с дымом из бухенвальдских печей.

3ведущий Тех, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну.

4ведущий Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

5ведущий Тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов.

6ведущий - Этот список бесконечен, а жизнь так коротка...

4ведущий - Нельзя упрятать прошлое в чулан, историю страны нельзя забыть -

Год сорок первый – скрипка и орган, печаль и боль,… оборванная нить…

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «О героях былых времён». В руках у всех фотографии погибших героев ВО войны.

Выходят 2 девушки: в чёрном и белом.

Девушка в белом - Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты…черные эсэсовские мундиры…

Девушка в черном - Без прошлого не бывает будущего.

Б - Значит ты мое прошлое? Значит это все, было со мной?

Ч - Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты. Но только их детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!

Б - Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…

Ч - Но война не знает жалости - она живет по своим законам. Что сделали эти ребята?

Б Они не считали себя героями, просто они жили, жили так, как подсказывало им сердце.

Инсценировка «Солдат и Пастушок»

Ведущий 3 раскрывает треугольник и читает:

«Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который гонят к спокойным пастбищам на восток, у перекрёстка в селе останавливается машина. Выходит Солдат».

Выходит солдат – водитель, протирает тряпкой руки. К нему подходит Пастушок.

Пастушок

Дяденька, дайте два патрона.

Водитель

На что тебе патроны?

Пастушок

А так… На память

Водитель

На память патронов не дают. Но я тебе могу дать оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

Пастушок

Ну вот! Что с них толку?

Водитель

Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толк? Может тебе дать зелёную бутылку с зажигательной смесью? Или гранату? Может тебе отцепить от тягача противотанковую пушку? Не ври и говори всё прямо!

Пастушок

Отец, дядя, старшие братья ушли в партизаны, а меня не взяли. (Хлестнул кнутом по траве). Говорят, маленький, а как скотину пасти, то большой, а я все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Я ловок и смел и могу защищать свою Родину!

Водитель

Это – обойма от моей винтовки. Она записана на меня. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в цель, куда надо. Как тебя зовут?

Пастушок

Яшкой меня кличут.

Водитель

Послушай, Яша. Ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой кринки стрелять будешь? (Отдаёт патроны)

Пастушок (подпрыгивает от радости и весело, загадочно кричит):

Главное – патроны, а уж стрелять-то из чего найдём.

Водитель

Ой, нет! Этот паренёк заложит обойму не в пустую кринку.

1ведущий

Письма с фронта. Весточки из родного дома, В них – вся правда о войне, о чувствах людей, которые 4 года находились между жизнью и смертью.

2ведущий

Каждое письмо для родных было радостью, а ответное вдохновляло бойцов на новые подвиги

3ведущий

Посмотрите, какие они интересные, без конвертов, свёрнутые треугольником.

4 ведущий

Листочки истончились, пожелтели от времени. Письма были тонкой ниточкой, связывающей близких и любимых людей друг с другом.

5 ведущий

Строки военных писем несут на себе живое дыхание страшного времени, о многом рассказывают и многому учат.

6 ведущий

Учат тому, как беречь свою Родину, своё доброе имя.

1 ведущий

Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма служат каждому из нас напоминанием о том ужасном испытании для человеческих судеб, что зовётся войной.

2 ведущий

Треугольники-птицы-

Оригами войны,

Горьких судеб страницы

И страшны, и нежны.

Далеки расстоянья

От фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний

Через магию слов

Ведущий 4 разворачивает письмо.

Выходят на сцену 3 детей

1 Из счастливого детства я шагнула в смерть. А от мамы у меня осталась одна пуговица от её кофты. А в печи две булки тёплого хлеба.

2 Отца разорвали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел!»

3 Мама не сразу умерла. Долго лежала на траве. А я твердила: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы вместе домой пойдём!»

5 ведущий - Память… Из неё никогда не сотрётся то, что принёс с собой безжалостный фашизм. Никогда. Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов и их приемников. Миллионы беззащитных людей задушены в газовых камерах фашистских концлагерей, расстреляны и замучены, затравлены собаками.

Стихотворение В. Калинченко «Я вспоминаю как человека»

Я эту собаку запомнил, как человека…

Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.

Игрался спектакль «Охота XX века»

перед шеренгой, застывшей от страха,

немой.

У коменданта была привязанность к догам.

И был экземпляр - казался слоном.

среди всех.

Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.

И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву…

Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать? Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу,

и тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно.

рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу!

Вернулся дог к коменданту.

и честным собачьим взглядом.

сказал человеку пес:

«Ребенок ведь - не могу…»

Лагфюрер пожал плечами:

ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью.

«С нами бог».

Но, едва сверкнула вороненая сталь.

пистолета,

в эсэсовское горло впился красавец дог!

… Дога четвертовали,

пустив под лопасти шнека…

Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене.

свой барак…

Но эту собаку.

я вспоминаю, как человека,

единственного человека.

среди фашистских собак.

Ведущий 6

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущий 1

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

А вот письмо из блокадного Ленинграда.

Презентация «Блокада Ленинграда».

Ведущий разворачивает письмо.

Инсценировка по рассказу С. Алексеева «Буханка хлеба»

Здравствуй, сынок! Здравствуй, Алёшенька! Держись, милый. Держись, как мы держимся. Из последних сил. Возмездие настигнет врага! Галя и Дуся передают тебе привет. А вот для Тани и Лидочки уже никогда и ничего не будет. Как страшно. Никогда и ничего. Они умерли от голода.

Лёшенька, помнишь двух подружек Надю Реброву и Надю Хохлову, что живут с нами по соседству, на Лиговке. Они такие умницы, трудятся на заводе, что выпускает снаряды для фронта. Две нормы вырабатывают.

Выходят 2 девушки. Медленно идут по сцене.

1 Утром проснусь. Так кушать хочется. Бегу на работу. Так кушать хочется.

2 А я стою у станка и мечтаю о малюсеньком кусочке хлеба. От голода даже голова кружится.

1 Вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих.

1 Вот бы упала буханка хлеба с неба.

2 Какая страшная и долгая зима. Сугробы снега с человеческий рост. Скрип – скрип.

1 Ой, смотри: машина нас обогнала.

2 А какой запах, или мне кажется?

1 Знакомый, щемящий, кричащий запах.

2 Так это же хлеб. Видишь – машина к булочной едет.

1 вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих. Да?

Звук бомбёжки. Девушки закрывают глаза и уши руками. Когда открывают глаза, то…

1 Боже мой! Посмотри, Надюша.

2 Снаряд разорвался рядом с мотором. Разнесло кабину. Шофёра убило. Сорвало борт машины.

1 Буханки хлеба. Прямо у ног.

Девушки переглядываются. Стоят молча. Выходят 2 девушки в белом и чёрном.

Ч хватай, бери, не повторится такое чудо.

Б Не трогай. Не смей. В каждой буханке чужая доля

Ч смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.

Б Не смей на чужой беде строить свою удачу.

Нагнулись подружки. Подняли по буханке. Посмотрели друг на друга. И пошли к машине, положили буханки в машину, вскоре появились другие прохожие. И все вместе стали грузить буханки в машину.

До крика, до слёз, до боли хочется людям есть.

1 и 2 Вот бы – буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих. На пятерых, на семерых. Хоть бы – кусочек хлеба.

ведущий 3 - В тишине коридоров музея на меня улыбаясь, глядят

Лица тех, кто себя не жалея из детей превратились в солдат.

ведущий 4 - Я смотрю пожелтевшие снимки той давно отшумевшей войны

И рассвет в серо - розовой дымке веет холодом чёрной зимы.

Ведущий разворачивает ещё одно письмо.

А это письмо с фронта.

Мамочка, родная моя, здравствуй. У меня всё хорошо. Наш авиационный полк перебазировался, то наступаем, то отступаем. На постой я с девчонками Аней, Соней и Наташей устроилась в доме председателя. Здесь так тепло, домашняя еда, можно помыться и выспаться. Молодость берёт своё. И среди окружающего ужаса, крови, смерти находим мы время для любви и мечты.

Выходят 4 девочки: Аня, Наташа, Соня.

Звучит песня «Письмо на фронт» Л. Тимофеевой.

Катя

Вот окончится война, будет яркий солнечный день… Парк отдыха, играет духовой оркестр. А я в белом платье, таком воздушном. Подходит ко мне майор, на меньшее я не согласна. С золотыми погонами, в орденах, приглашает меня на вальс, и мы танцуем, танцуем.

Танцует. К ней присоединяются девочки в гимнастёрках.

Катя продолжает . А потом я выучусь и буду выступать в Большом Театре. Только бы войны больше не было никогда.

Аня

А я после войны вернусь в свою деревню. У нас там так хорошо, красиво! Выйду в поле, а оно всё в цветах: васильки, ромашки. Встану посреди поля, распахну руки, подниму лицо к солнцу…

Соня

Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны пойду учиться на режиссёра, и кино сниму о войне, чтобы помнили все.

Наташа

Молодец, Соня! У тебя всё получится!

Катя (в сторону)

А ещё девчонки мне устроили настоящий День рождения!

Наташа

Кать, а ведь у тебя сегодня День рождения!

Все девчонки : Катюша! Поздравляем!

Наташа

Я хочу сделать тебе подарок, чтобы ты помнила этот день долго – долго, может даже, всегда! Всё. Что у меня есть дорогого,- эта кукла. Дарить ведь надо то, что самому нравится!(Дарит куклу).

Катя

Ой, Натка, ты что? Нет, не возьму ни за что! Я знаю, тебе её дарил наш командир Ефимыч. Ты сама говорила, что это твой талисман.

Наташа

Да не верю я ни в какие талисманы! Ты моя подруга, и я хочу, чтобы у тебя был самый настоящий день рождения, а какой день рождения без подарка! Возьми, Катюша, пожалуйста!

Аня

А ещё тебе в подарок песня!

Музыкальная гостиная для детей и родителей «Нас песня к Победе вела»

Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ-детский сада №106, г. Екатеринбург

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям), представляет собой сценарий (конспект) для проведения музыкального досуга в детском саду с участием всех субъектов образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, социальных партнеров. Прилагается фильм-отчет с фрагментами проведенного мероприятия.

Цель: воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины, гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:
- формировать, сохранять и возрождать духовно-нравственные ценности;
- воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к родной земле, уважения к памяти ее защитников, преклонения перед подвигом своего народа в Великой Отечественной войне, глубокого уважения к ветеранам, гордости за свою Родину;
- обогащать музыкальные впечатления детей через знакомство с песнями ВОВ, обогащать опыт восприятия музыкальных произведений;
- вовлекать родителей и социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ.

Предварительная работа:
- разучивание песен военных лет с сотрудниками ДОУ, родителями воспитанников;
- подготовка музыкальных номеров на материале песен ВОВ совместно с педагогами и учащимися ДМШ №3 г.Екатеринбурга;
- оформление афиши и приглашение родителей и воспитанников ДОУ для участия в музыкальной гостиной;
- подготовка презентации, видеоряда, тематического оформления музыкального зала для проведения мероприятия;
- разработка сценария проведения гостиной.

Оборудование, материалы: экран, проектор, сборники с текстами песен, фортепиано, музыкальный центр.

Ход мероприятия

Звучат аудиозаписи музыкальных произведений (CD-диск «Марш Победы. Марши и вальсы в исполнении духовых оркестров»). Участники гостиной занимают места в музыкальном зале. На экран проецируется слайд с афишей: «Музыкальная гостиная «Нас песня к Победе вела».

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые дети и взрослые! Мы рады приветствовать всех вас в нашей музыкальной гостиной.
На экран проецируется слайд с эпиграфом: «Если мы войну забудем...»


Ведущая: Течет река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.
Много воды с тех пор унесла река. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросло несколько поколений, которые не знали войны.
В памяти многих людей 22 июня 1941 года осталось как начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Каждую весну мы живем в преддверии праздника Великой Победы. В этом году наша страна особо отмечает ее 70-летие.
Тяжело, очень тяжело далась Победа нашим людям. Не было ни одной семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы стихов, песен.
Стихи и песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых! Есть в них все: горечь отступления и радость наступления, мечты о мире и доме, о близких людях, любование красотой родной природы, картины солдатской жизни, рассказы о боевых подвигах.
Нашу гостиную открывает «Военная фантазия» в исполнении учащихся детской музыкальной школы №3.

Звучит «Военная фантазия» (инструментальная композиция). Во время исполнения на экран проецируются документальные кадры с военной видеохроникой.

Ведущая: События войн остаются в памяти поколений через песни. Они заставляли ненавидеть врага и звали в бой, в них люди черпали душевные силы и обретали поддержку.
«Вечер на рейде» была одной из любимых лирических песен, причем не только у моряков, про которых в ней поется. Ее пели все.
Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом.
На экран проецируются слайды с репродукциями картин художников: «Военный Ленинград»



На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Все население принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами бревен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб.
На экран проецируются слайды с портретами:


Однажды летним августовским вечером после трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.
«Ничто не напоминало о войне,- вспоминал впоследствии Александр Дмитриевич (Чуркин). - Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка - там кто-то играл на баяне… Василий Павлович (Соловьев-Седой) сидел молчаливый и задумчивый.
Когда мы отправлялись домой, он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни…Содержание нужно такое: моряки покидают любимый город, прощаются…»
«Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, - рассказывал
В. П. Соловьев-Седой, - и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства.
Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: «Прощай, любимый город…» Получилась мелодия припева, а слов для припева не было».
Композитор позвонил А. Д. Чуркину и попросил его приехать.
«Приехал в знакомую опустевшую квартиру, - продолжал свои воспоминания поэт. - Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия…
Начать надо так: Прощай, любимый город…, сказал Соловьев-Седой. Я «подкинул» вторую строку: уходим в море скоро. Композитор зачеркнул: «Нет, уходим завтра в море…»
Вместе мы сочинили и продолжение «и ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой…»

Звучит песня «Вечер на рейде» (исполняют сотрудники детского сада). Во время исполнения на экран проецируются документальные кадры с тематическими документальными кадрами.




Ведущая: Песни – как люди, у каждой своя биография, своя судьба. Тем и дороги они нам: разные и похожие, близкие и далекие. Авторы многих прекрасных душевных мелодий так и остались неизвестны.
Перед экраном ставится фонарь с горящей свечой. Свет в зале выключается. Звучит песня «Огонек» (исполняют сотрудники детского сада). Во время исполнения на экран проецируются слайд:

Ведущая: Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В конце осени 1941 года он приехал в штаб стрелковой дивизии, оборонявшей Истру, после чего отправился на командный пункт стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино. По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Немцы заняли соседние дома. Тогда начальник штаба полка капитан И. К. Величкин пополз к зданиям, закидывая противника гранатами. Это вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, все отошли к речке и под возобновившимся миномётным обстрел переправились через неё по ещё тонкому льду к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон.
Когда Сурков добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти - четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…»
После прихода в деревню штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими - настолько, что, по воспоминаниям Суркова, начальник штаба Величкин, сев есть суп, после второй ложки заснул, так как не спал четыре дня. Остальные устроились около печки, кто-то начал играть на гармони, чтобы снять напряжение. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи. Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке», вскоре ставшее песней. Музыку к этим стихам написал композитор Константин Листов.

На экран проецируется слайд с портретами:

На фоне следующего слайда звучит песня «В землянке» (исполняют сотрудники детского сада).


Ведущая: Текст своего стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!». На следующий день письмо в солдатском треугольнике было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации.
В нашей гостиной звучит песня, посвященная «военным треугольникам».

На фоне слайда с фотографиями военных писем звучит песня «Фронтовые письма» (исполняет выпускница детского сада)




Ведущая: Для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней. У войны страшное лицо, но, однако, в те далекие годы наши ветераны были молоды, полны сил и задора. И в короткие часы затишья мечтали о мире и о счастье.

На фоне следующего слайда звучит песня «Давно мы дома не были» (исполняют сотрудники детского сада и родители).


Ведущая:
Нежный рот и упрямые брови –
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал…
Посылал командир на задание –
Оказалось, в бессмертье послал…

Звучит песня «Смуглянка» (исполняют родители).


Ведущая: Удивительная судьба песни «Синий платочек». История ее началась еще до войны, осенью 1939г. в Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез для столичного слушателя много песен и среди них «Синий платочек». Москва буквально заболела этой песней, которая очень долгое время оставалась популярной.
Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».
Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка», но и самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. Начало им было положено, пожалуй, вариантом безымянного автора. Буквально в первые дни вражеского нашествия и на мелодию «синего платочка» зазвучали слова:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Дрогнут колеса вагона,
Поезд умчится стрелой.
Ты мне с перрона,
Я - с эшелона
Грустно помашем рукой..
Ночной порой
Мы распрощались с тобой.
Пиш,мой дружочек,
Хоть несколько строчек,
Милый, хороший, родной…

На экран проецируется слайд:

Ведущая: Время написания стихов фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. После одного из концертов он подошел к певице К. Шульженко и предложил ей свои стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились, и песня обрела как бы второе рождение и вторую жизнь, стала одной из самых знаменитых песен военных лет.

На экран проецируется слайд:

На фоне слайдов с рисунками звучит песня «Синий платочек» (исполняют родители).



Ведущая:
Этот танец посвящаем
Нашим прадедам и дедам
Нашей Родине любимой
Честь и слава в День Победы!

На экран проецируется слайд с надписью «Я помню, я горжусь!». Ансамбль детей подготовительной группы исполняет танец «Вальс».





Ведущая: Песни военных лет были очень разные. Лирические песни несли радость солдатам в минуты отдыха, а для поднятия настроения народ сочинял частушки. Шуточные куплеты тоже помогали воевать с врагами:
Эх, частушка ты, частушка,
Слово каждое – снаряд,
Бьёт фашистов по макушке
Помогает воевать!
Не к лицу бойцу кручина
Места горю не давай!
Если даже есть причина,
Никогда не унывай! ….
Эту песню очень любили в Армии: в шутливой форме она выразила близкие всем бойцам мысли и чувства.

Просмотр видеофрагмента «Вася-Василек» из киносборника "Концерт-фронту" (Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской армии п/у А.В.Александрова, 1942г. Солисты Георгий Бабаев и Василий Панков)

Ведущая: Давайте и мы с вами попробуем исполнить некоторые военные частушки – например, такие, какие пели в перерывах между боями девушки-воины.

На фоне слайда звучат «Военные частушки» в исполнении сотрудников детского сада.


Ведущая: Откуда, песня, ты берешь начало?
Ты в сердце у народа родилась….
В военных грозах ты звучала,
Ты с нами на трибуны поднялась.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1945 года, для театрализованной программы «Весна победная» Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина была написана песня «Дороги».

На экран проецируется видеоряд с фотографиями военных дорог. Звучит песня «Дороги» в исполнении ансамбля родителей




Ведущая: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас, взрослых, и для вас, дети, это – история нашей страны.
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито,
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт и навеки ничто не забыто.
Наша жизнь,
Наша светлая радость в жестоких боях.
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят.
Нет, никто не забыт, навеки ничто не забыто!

На экран проецируется видеоряд с памятниками.
На фоне видеоклипа сотрудники исполняют песни «Журавли».




Вступительное слово учителя. Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной на тему: «Только доблесть бессмертно живет», посвященной Победе в Великой Отечественной войне.

Сценка: стол, накрытый скатертью; у стола девушка пишет письмо. Мелодия песни «Синенький, скромный платочек». 1 куплет.

Ведущий 1: Русские солдаты.... А сколько их было совсем юных, они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в победном 45-ом.

Ведущий 2: Сцена прощания юноши и девушки(выходят девочка и мальчик)

Юноша

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет, У всех - один покрой.

У всех товарищей-солдат

И в роте, и в полку-

Противогаз да автомат,

Да фляга на боку..

К.Н.Старшинов

Девушка

Я буду ждать.

Так ждать, чтоб память даже вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Закрыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

И.Эренбург.

Юноша

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.(К.Симонов.)

Ведущий 1: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. И возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Ведущий 2 Самым известным стихотворением Симонова из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали.

Ведущий 1 : Цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Некоторые подробности их взаимоотношений в стихах.

«Далекому другу»(выступает ученик)

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре – неясным трепетом огня,

В метели – снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу – я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

Ведущий 1 : Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Ведущий 2 Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 1: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

Василий Иванович, газете нужны стихи.

Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

Ведущий 2: На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Ведущий 1: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Ведущий 1: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла. Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Ведущий 2 Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

Ведущий 1: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Ведущий 2: Третий ведущий: Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

Ведущий 1: О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые»(выступает ученик).

Ведущий 2 Солдаты. Они прошли войну в солдатских шинелях. Служили в пехоте, артиллерии, авиации, разведке... У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Одни воевали под Москвой, другие - под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие - до Праги, третьи - до Порт-Артура... Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали, потому что писали письма домой.

Ведущий 1: Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…(выступает ученик)

. Милая Тонечка!

Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...

Ведущий 2 Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

стихотворение И. Уткина «На улице полночь…»(выступает ученик)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

Ведущий 1: До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. На фронтах погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20.

Ведущий 2: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей…

Звучит песня .

Ведущий 1: : Ничего может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

«Зинка»(выступают 3 ученицы)

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Ведущий 1: Сиротство и вдовство – это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»: (рассказывает ученица)

Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

"Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

Ведущий 2. Искусство и война, любовь и смерть... Какие несовместимые понятия! Но бы­ло именно так... А ещё стихи и песни, музыка и живопись. Художники тоже были на переднем крае. По плакатам можно было проследить историю всей войны.

Рассказ о плакате «Дойдем до Берлина» (рассказывает ученик, показывая на карте)

Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.

Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.

Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

Ведущий 1: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Ведущий 2 Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны – выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».

(Выступает ученица)

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Ведущий 1: Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.

Ведущий 2: Великая Отечественная… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.

Учитель. Наш разговор об искусстве военных лет подошел к концу. Спасибо за внимание. До скорых встреч.

Цель: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования.

Задачи:

Углублять знания учащихся по истории и литературе периода Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне; воспитывать мужество, патриотические чувства

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Строки, опалённые войной….»; книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»

Ход мероприятия
Звучит песня «В лесу прифронтовом» в исполнении Натальи Подольской.

1-й ведущий
С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

2-й ведущий

Наш долг — хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветную любовь к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

1-й ведущий

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

2-й ведущий

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — всё это, живые,
Нам — отрада одна,
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать,
Пусть не слышен наш голос —
Вы должны его знать.

Звучит песня «Журавли» (стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, композитор Ян Френкель в исполнении учащегося лицея)

Минута молчания.

1-й ведущий

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит песня «От героев былых времен» (из к/ф «Офицеры») в исполнении Василия Ланового.

2-й ведущий

Война — это 1000км от Бреста до Москвы, 1600 км от Москвы до Берлина. Поездом — меньше двух суток, а наши солдаты, где по-пластунски, где ползком…— за четыре года. Война — 27 миллионов человек. 19 тысяч человек в день, 793 человека — в час, 13 человек — в минуту.

1-й ведущий

Четыре года — 1418 дней и ночей, 34032 часа! Об этом надо знать и помнить. И если сейчас объявить по каждому минуту молчания, страна молчала бы 32 года.

Альшевская А. В. с выступлением о писателях-фронтовиках (презентация). Звучит мелодия песни «Эх, дороги».

Чтец

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер!
Получив задание, он стал звонить поэтам. Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
- Будут…

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня «Священная война» (под песню демонстрируется видеофильм о войне).

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Чтение стихотворений
С. Воронин «Мама»

(учащиеся читают по строкам)

Здравствуй, мама!

Я скучаю по тебе.
Хочется к тебе родной прижаться…
Хочется поесть домашних щей
И в своей кровати отоспаться.
Хочется увидеть всех друзей,
И соседей, и девчонок тоже,
Погонять по крышам голубей,
Вновь вы с папой были бы моложе.

…завтра я в разведку в тыл врага.
Ты не бойся — мне совсем не страшно…
Ты меня дождись, родная…
Я твой сын. И скучаю по тебе ужасно.
Мама, помнишь свитер, синий свитер мой…
Ты его, пожалуйста, заштопай…
Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём
по улицам широким…
Мама!!!

Чтец

Самым известным стихотворением, пожалуй, является «Жди меня» К. Симонова. Я думала над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я поняла, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Михеенко Т. Л. читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Во время следующих рассказов идёт презентация «Колокола Хатыни»

1-й ведущий

В газете «Советская Белоруссия» было сообщение об одном из палачей Хатыни Григории Васюре. За усердие убийца белорусских детей Васюра был награждён медалью. Лишь совсем недавно (около 20 лет назад) его «заслуги» удалось раскрыть, хотя после войны его су¬дили за сотрудничество с немцами и приго¬ворили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Но освободили по амнистии.

2-й ведущий

В 1986 году в Минске трибу¬нал Белорусского военного округа вынес ему приговор об исключительной мере наказа¬ния. После вынесения приговора Васюра об¬ращался с прошением о помиловании: «Про¬шу дать возможность мне, больному старику, дожить свою уже короткую жизнь со своей семьёй на свободе».

1-й ведущий

А думал ли он о тех, кто тоже хотел жить со своими семьями, но сгорел в огне?! О тех, по ком днём и ночью звонят ко¬локола Хатыни... Кто оставил нам, живым, слова на чёрном мраморе: «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтоб ни¬где и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

2-й ведущий

186 белорусских деревень, со¬жжённых вместе с жителями, оставили нам фашисты. Их называют «сёстрами Хатыни».
Память народная… бережно хранит она имена и дела тех, кто отстаивал свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. В их честь на территории Беларуси установлены тысячи памятников, открыты музеи, их именами названы улицы.

2-й ведущий

Невозможно забыть великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Чтец

Иосиф Уткин (погиб в 1944). «Из письма»

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
… Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще…письмом убьют!

Чтение стихотворений

И. Уткин. «Если я не вернусь, дорогая…»

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит... сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

Ю. Друнина. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ф. Липатов. «Не оседала пыль…»

Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжелой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она - святая дата,
Наполненная счастьем до краев.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боев.
Еще потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное -
ПОБЕДА!

2-й ведущий

70 лет прошло со дня освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — это целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое.

1-й ведущий

Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

2-й ведущий

Победа досталась нам дорогой ценой. Тысячи солдат остались лежать в белорусской земле. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Мы склоняем головы перед их светлой памятью.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы в исполнении Нины Ургант.

1-й ведущий

Мы — дети мирных дней, мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас. И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Рефлексия «Письмо солдату»

Звучат песни военных лет.

Альшевская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Михеенко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГУО «Лицей г. Новополоцка»

Чтобы скачать материал или !