» » Персонифицированная система квалификации возможности и результаты - документ. Современные проблемы науки и образования Что такое курсы персонифицированной модели

Персонифицированная система квалификации возможности и результаты - документ. Современные проблемы науки и образования Что такое курсы персонифицированной модели

Персонифицированная модель повышения квалификации

В МКОУ Казинская СОШ

Черепкова И.В.

«Школу можно совершенствовать,

только совершенствуя квалификацию

учителя»

Я.А. Коменский

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в новой школе. Главная задача новой школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования придают новый импульс в системе профессиональной переподготовки. Она должна стать гибкой, открытой, способной к саморазвитию, отвечать потребностям современности.

Повышение квалификации- это механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

Существующая до этого система повышения квалификации учителя слабо ориентирована на конкретные интересы и потребности педагогов, имеют узкую направленность и результативность. Эта система не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить конкурентноспособность школы и реализацию задач, сформированныхв Национальной образовательной инициативе «Новая школа»

В результате происходящих изменений появилась необходимость в анализе педагогической деятельности школьного коллектива был проведен мониторинг:

    Учебного здания

    Современные педагогические технологии

    Средства обучения в межкурсовой период

Исходя из этого, была поставлена задача:

Обеспечить переход от периодического повышения квалификации педагогических кадров к их непрерывному образованию, через создание модели системы повышения квалификации.

На территории нашей области в настоящее время функционируют две модели организации

И финансирования повышения квалификации педработников

    Государственное задание

    Конкурсная основа

Т.е. происходит децентрализация системы повышения квалификации, что дает возможность учителям выбрать место повышения квалификации, что дает возможность учителям выбрать место повышения квалификации. И было принято решение разработать и апробировать персонифицированную модель повышения квалификации педагогов.

В основе персонифицированной модели лежит социальный заказ. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это стратегия государства.

ППК состоит из двух составляющих:

    Общепедагогическая составляющая

Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного учителя, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.

    Финансово – экономическая.

Персонификация денег происходит на основе графика повышения квалификации и годового плана по реализации комплексной программы идет интеграция:

    Права учителя на ПК 1 раз в 5 лет

    Обязанность руководителя обеспечить готовность всех педагогов (к решению государственной задачи – переход на стандарты)

    Мы в этом убедились, когда переход на стандарты требовал внеочередного, массового ПК учителей начальных классов. А сейчас ставится задача ПК учителей основной школы, учителей –предметников.

Главная цель нашей модели:

Формировать субъективную позицию педагогов в построении собственной образоательной траектории.

Задача:

    Сделать повышение квалификации доступным (педагоги имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в удобное для них время и место) и качественным (качественная образовательная услуга, на наш взгляд, это услуга, прежде всего, своевременная и адресная)

    Создать условия непрерывного повышения квалификации

Персонифицированная модель повышения квалификации.

Профессиональная деятельность учителя

ведение

Осуществляя постепенное восхождение специалиста к вершинам педагогического мастерства.

В данной модели прослеживается отход от традиционного обучения, линейности, единообразия и авторитарности к блочно-модульному, концентрическому, проблемно-целевому образованию на комплексных программ и проектов.

Непрерывный процесс совершенствования профессиональной компетентности учителя нашей школы включает в себя несколько последовательно взаимосвязанных модулей.

    Модуль – направлен на освоение программ базового уровня (для конкретного педагога)

    Модуль – малые формы повышения квалификации проблемного или целевого характера

    Модуль – представлен самообразовательной деятельностью учителя

    Научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Промежуточные формы повышения квалификации проводятся:

    Внутришкольное взаимодействие

    Сетевое взаимодействие

    Участие в педагогических конкурсах.

Реализация модели ПК на принципах:

    Зона ближайшего профессионального развития

    Стимулирование творческого роста педагога

    Непрерывности и преемственности

При этом за учителем всегда сохраняется право добровольного самостоятельного выбора межкурсовых мероприятий.

Каждый учитель проходит определенные этапы профессионального роста. Это зафиксировано в условных статусах:

    Учитель «стажер»- «понимаю и хочу»

    Учитель «практик» - «знаю и могу»

    Учитель «технолог» - «знаю, хочу и могу»

    Учитель «мастер» - «знаю, хочу и умею»

Этапы деятельности модели

1 этап- изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ(ответственный администратор)

2 этап- построения возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя (администратор + педагог)

3 этап- выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК (администратор)

4 этап – заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

5 этап – организация образовательного процесса для педагогов.

Персонифицированная модель повышения квалификации имеет большое значение повлияло на внутреннюю среду ОУ.

    Главное в работе школы становится не успешное функционирование, а динамичное развитие в соответствии с поставленными целями, т.е. современный директор должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования, ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.

    Введена единая система диагностики, контроля и анализа состояния образования.

    Обеспечивает целостность, непрерывность методической работы в школе.

    Согласованность деятельности всех субъектов, участвующих в повышении квалификации.

    Создана модель современного учителя.

Дает преимущества нам, педагогам

    Экономические (резко уменьшаются временные и финансовые затраты на ПК)

    Педагогические (обучение становится более мотивированным, индивидуализированным, технологичным)

    Эргономические (гибкий график занятий позволяет педагогу и руководителю без отрыва от основной деятельности повышать квалификацию)

    Информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий поскольку сетевая организация формирует образовательное пространство открытого типа).

    Коммуникационные (каждый педагог может включаться в сетевые взаимодействия, привносить в процесс свой опыт, идеи)

    Созданы условия для организации повышения квалификации на сонове сетевого взаимодействия.

    Школа является Базовой:

Проводятся окружные методические объединения 3 раза в год

Организованы временные исследовательские коллективы учителей БСОШ и школ-спутников

Организованы места для накопления достижений в портфолио.

Конкурс «Учитель года», конференции, различные конкурсы.

Изучается и распространяется опыт учителей.

В 1 полугодии Зубкова Л.А, Черепкова И.В.. «Системно-деятельностный подход в обучении» «Проблемно-диалогическая технология» Дедиченко Ю.Ю. мастер-класс

Совещание администрации школы, учителей начальных классов и руководителей ДОУ «Преемственность ДОУ и начальной школы» Анализ содержания программ с точки зрения преемственности.

    Школа участвует в реализации муниципального проекта «Ресурсы развития современного учебного занятия». Создана районная проблемная группа по теме «Проблемно-диалогические технологии»

В нее входят 23 педагога района.

    9 учителей школы входят в сетевые педагогические сообщества, что составляет

    2 учителя повышают квалификацию по программе «Школа молодолго педагога» Растет мотивация педагогов к повышению профессионального мастерства.

    Прошли курсовую переподготовку по персонифицированной модели за 1 полугодие 2012-2013 учебного года:

4 педагогов

2 директор, зам. директора по УВР -35%

    ИКТ -100% владеют все учащиеся

    Растет заинтересованность педагогов в создании и реализации образовательного продукта:

Реализуют программы

Повышение квалификации через реализацию программы:

Здоровья

Одаренные дети

Счастливая семья – залог успеха

8. успеваемость -100%

Качество знаний –

Результаты ЕГЭ, ГИА

    Сохранились традиции ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства педагогов, а также новые внедрения, системно-деятельностные, активные формы методической работы:

    Использование интерактивного метода обучения

    Моделирование траектории развития педагога

    Проблемные консультации

    Организационно-деятельностные, ролевые игры

    Анализ конкретных педагогических ситуаций

    Творческие лаборатории учителя

    Созданы условия для рациональной организации труда в системе ПК

    Успех ученика- успех учителя (привести статистику)

Коллектив школы активно участвует в мероприятиях организованными районными структурами и департаментом образования:

    Результаты, поученные в ходе реализации данной модели могут быть успешно использованы:

    При аттестации педагога

    При выдвижении педагога на премии и другие виды поощрения

    При организации индивидуального методического сопровождения педагога

Самое главное – являться импульсом для движения педагога, для его постоянного методического развития и самосовершенствования. Таким образом, разработанная персонифицированная модель ПК соответствует динамическим изменениям, происходящим в обществе и в системе образования в целом, и ориентирована на социальные преобразования, достижения нового качества образования для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации Российского образования до 2020 года.

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить поученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

«Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя» Я.А. Коменский

«Персонифицированная модель повышения квалификации и индивидуальный план профессионального развития учителя »

Москва 2013


АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

  • Повышение квалификации-

это механизм развития профессиональной

деятельности педагога, его педагогических компетентностей.



Но самое главное – данная модель является импульсом для движения педагога, для его постоянного методического развития и самосовершенствования.

Персонифицированная модель ПК соответствует динамическим изменениям, происходящим в обществе и в системе образования в целом, и ориентирована на социальные преобразования, достижения нового качества образования для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации Российского образования до 2020 года.

  • «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

В.В.Путин


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Главная цель :

Формировать субъективную позицию педагогов в построении собственной образовательной траектории.

Задачи :

  • Сделать повышение квалификации доступным и качественным;
  • Создать условия непрерывного повышения квалификации.

ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА Персонифицированная модель повышения квалификации.

Профессиональная деятельность учителя

Диагностика профессиональной деятельности

Этап самообразования

Курсы повышения квалификации

(базовый уровень)

Курсы повышения квалификации

(проблемные и целевые)

Промежуточные формы повышения квалификации

Внутришкольное ПК

Участие в пед. конкурсах

Сетевое взаимодействие

Выполнение индивидуальных творческих заданий

РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА :

Этапы реализации проекта

Пакеты работ

Реализация (запуск, апробация,

Отдельные работы (задачи)

введение)

1Модуль – направлен на освоение программ базового уровня (для конкретного педагога)

Требования к выполнению работ (результаты)

1 этап- изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ(ответственный администратор)

Введена единая система диагностики, контроля и анализа состояния образования.

Сроки выполнения

2Модуль – малые формы повышения квалификации проблемного или целевого характера

2 этап- построения возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя (администратор + педагог)

Созданы условия для организации повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия.

3 этап- выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК (администратор)

На время действия стандарта

3Модуль – представлен самообразовательной деятельностью учителя

4 этап – заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

Проводятся окружные методические объединения 3 раза в год.

5 этап – организация образовательного процесса для педагогов.

Организованы временные исследовательские коллективы учителей БСОШ и школ-спутников.

4Модуль-Научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Организованы места для накопления достижений в портфолио.

Конкурс «Учитель года»,2 конференции, различные конкурсы.

Изучается и транслируется опыт учителей.


План-график реализации комплексного проекта

Единичные проекты

Сроки

Изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ.

Начало

Построение

возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя.

Руководители проектов

Выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК.

Окончание

Экспертная группа

Ожидаемые

Заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

Перечень требований и положений к содержанию и уровню развития профессиональной компетентности.

результаты

Экспертная группа

Организация образовательного процесса для педагогов

Методический совет

«Комплексная диагностическая методика «Профессиональные потребности и затруднения».

Методический совет

Договор с поставщиком

Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма.

Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации

Реализация накопительной системы повышения квалификации

Необходимость разработки и реализации персонифицированных программ повышения квалификации работников образования продиктована новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного развития экономики и социальной сферы России, внедрения ФГОС на всех уровнях образования, профессиональных стандартов.

Переход на персонифицированную систему повышения квалификации - это общая стратегия государственной политики в этом направлении, которая отчетливо сформулирована в статье 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной... с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование» . В Государственной программе «Развитие образования» одним из важных показателей установлена «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей» .

Кроме большого количества нормативных документов, методических рекомендаций, ориентированных на персонифицированное повышение квалификации, в сфере дополнительного профессионального образования проводятся исследования по вопросам проектирования персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.

Анализ вышеназванных нормативных документов, теоретических исследований и практики работы отдельных регионов позволяют формулировать достаточно функциональное определение такого понятия, как «модель персонифицированного повышения квалификации».

В нашем понимании модель персонифицированного повышения квалификации призвана обеспечить условия для реализации педагогом и руководителем системы образования возможностей адресного и непрерывного профессионального образования. Она позволяет самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом профессиональных потребностей педагога, выявленных дефицитов профессиональной компетентности, согласованных с потребностями образовательного учреждения, в котором он работает, и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки, формы и темпы ее освоения.

Факультет дополнительного образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» проводит целенаправленную работу по проектированию модели персонифицированного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций региона.

На сегодняшний день эта модель может быть представлена в виде пяти этапов.

Первый этап персонификации начинается с разработки программ повышения квалификации. Разработка персонифицированных программ предваряется изучением спроса, потребностей и дефицитов профессиональных компетенций педагогов, руководителей образовательных организаций, нормативных требований к их профессиональной деятельности. На этом основании в университете формируется план-проспект курсовых мероприятий, перечень программ повышения квалификации с краткой аннотацией, с указанием объема программы и направляется потребителям для изучения и выбора.

Второй этап заключается в работе с потребителями образовательных услуг. В течение определенного времени осуществляется сбор заявок на повышение квалификации от муниципальных образований, образовательных организаций, педагогических работников. На основании заявок, исходя из выбранных программ, осуществляется формирование групп слушателей.

На третьем этапе кафедры факультета дополнительного образования организуют обсуждение, презентацию и защиту программ повышения квалификации с участием потребителей, заказчиков. Традиционно на защите программ присутствуют представители различных категорий слушателей: руководители образовательных организаций и рядовые педагогические работники, а также руководители подразделений факультета, органов управления образованием.

На четвертом этапе на основании высказанных предложений осуществляется работа по корректировке программ, формируется содержание курсов по выбору.

Кроме предложений факультета дополнительного образования, педагогические работники, образовательные организации имеют возможность заявить проблемы, вопросы, по которым им необходимо повышение квалификации. На основании их заявок формируются корпоративные и индивидуальные учебные планы, программы.

Складывающийся на факультете дополнительного образования подход к разработке программ повышения квалификации с уверенностью можно назвать персонифицированным. Так, например, на 2016 г. педагогическим работникам образовательных организаций региона было предложено 157 программ повышения квалификации объемом 108 часов, из них выбраны 82 программы, на которые заявились 4502 человека; 113 программ объемом 72 часа, выбраны 22 программы - 544 человека. В университете создается достаточно избыточная образовательная среда для формирования слушателями своих индивидуальных образовательных маршрутов.

Пятый этап - это этап реализации программ с точки зрения их направленности на запросы потребителей. Кафедры факультета дополнительного образования осуществляют тьюторское сопровождение слушателей, решают проблемы, возникающие в ходе освоения программ: направление материалов по электронным адресам, организация контрольных процедур с использованием дистанционных образовательных технологий, сопровождение повышения квалификации тех слушателей, которые работают по индивидуальным графикам.

Реализация программ повышения квалификации слушателей осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет им в удобном для себя режиме осваивать часть программы.

Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей слушателям предлагаются курсы по выбору по интересующим их темам, выездные практические занятия в образовательные организации с целью ознакомиться с инновационным опытом коллег, стажировки, участие в обсуждении проблем, предоставляется возможность демонстрировать свой опыт.

Описанная модель повышения квалификации позволяет говорить о том, что в Ульяновском государственном педагогическом университете происходит постепенная трансформация традиционного подхода к повышению квалификации в персонифицированный подход, который обретает свои контуры и перспективы развития.

Вместе с тем для полноценной реализации модели персонифицированного повышения квалификации факультет дополнительного образования сегодня продолжает решать актуальные и перспективные задачи, такие как:

  • разработка диагностического инструментария для изучения, выявления индивидуальных профессиональных затруднений слушателей (входная диагностика);
  • формирование системы индивидуальных учебно-профессиональных задач в рамках курсов повышения квалификации на основе технических заданий от ОО или выявленных дефицитов профессиональной компетентности слушателя, его собственных запросов;
  • выстраивание индивидуального образовательного маршрута слушателя в части определения, выбора содержательных модулей;
  • насыщение образовательной среды актуальными модульными программами (объем - кратный шести);
  • развитие зачетно-накопительной системы повышения квалификации;
  • поиск механизмов сопровождения слушателя по индивидуальной образовательной траектории, разработка маршрутных карт;
  • поиск механизмов финансирования персонифицированного повышения квалификации;
  • дифференциация содержания программ в зависимости от уровня подготовленности слушателей, в том числе внутри группы;
  • совершенствование системы оценки результатов, в том числе разработка системы мониторинга отсроченных результатов повышения квалификации;
  • оперативное организационное и техническое сопровождение программ повышения квалификации с учетом потребностей педагогов;
  • развитие профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава факультета дополнительного образования в использовании дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при реализации программ повышения квалификации.

Проблем - больших и малых - в проектировании и реализации модели персонифицированного повышения квалификации вполне достаточно. Но не вызывает сомнения то, что для формирования нового типа педагогических работников, готовых к работе в изменяющихся условиях, способных удерживать методологическую рамку Федеральных государственных образовательных стандартов и проектировать новые образовательные практики, необходимы новые технологии их профессионального развития в системе повышения квалификации. Значительный потенциал в решении этой задачи несут в себе модели персонифицированного повышения квалификации, проектируемые с учетом направленности на потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей конкретного педагога и учитывающие особенности тех проектов, в которые включен педагог как участник определенного педагогического коллектива, осуществляющего инновационную деятельность .

Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга
В 2018году
в Санкт-Петербурге продолжается реализация персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Направления повышения квалификации:
Содержание образования в предметных областях:
Русский язык и литература
История и обществознание
Астрономия
Начальные классы
Педагогика дополнительного образования Психологическое сопровождение детей и подростков. Здоровьесберегающие технологии и Физическая культура Теория и методика дошкольного образования Содержание образования в области профессионального образования Современный образовательный менеджмент Информационные технологии для преподавателей-предметников, педагогов дошкольных образовательных учреждений, в том числе в дистанционном режиме.

Приём заявок от образовательных организаций на реализацию образовательных программ повышения квалификации и слушателей на обучение по программам повышения квалификации осуществляет Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий" (Вознесенский, д. 34 А).

Сроки основных этапов организации обучения педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга по персонифицированной модели повышения квалификации в 2018 году:
25 сентября 2017 года по 13 октября 2017 года приём заявок от образовательных организаций на проведение экспертизы образовательных программ повышения квалификации для включения в реестр заказа Комитета по образованию (далее - реестр заказа);
30 октября 2017 года по 17 ноября 2017 года - работа Экспертной комиссии по допуску программ повышения квалификации, представленных образовательными организациями, к включению в реестр заказа;
11 декабря 2017 года по 30 декабря 2017 года - электронная регистрация слушателей на обучение по образовательным программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа;
до 05 февраля 2018 года - формирование групп обучающихся;
1 марта 2018 года - 15 декабря 2018 года- реализация образовательных программ повышения квалификации обучающими организациями.

Уважаемые педагоги! Если Вы планируете пройти курсы повышения квалификации по персонифицированной модели повышения квалификации, то Вам необходимо:
1. Заполнить форму заявления.
2. Согласовать заявление с руководителем Вашего образовательного учреждения.
3. Направить заверенное заявление в Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий" (пр. Вознесенский, д. 34 А).
4. Пройти процедуру on-line регистрации на сайте http://ppk.rcokoit.ru/, выбрав направление и программу повышения квалификации.
По итогам комплектования групп на программы повышения квалификации Вам сообщат время и место проведения обучения.
Телефон для справок:
576-18-72, главный специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Киреева Ольга Владимировна.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

2018 год

Письмо Комитета по образованию от 14.09.2017 N 03-28-4910/17-0-0 (551.772Kb)
Образовательным организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам

Распоряжение Комитета по образованию N 2748-р от 05.09.2017 (1274.7Kb)
О реализации распоряжения Комитета по образованию от 29.01.2014 N 189-р в 2018 году