» » Разработка урока конференции по географии. Открытый урок-конференция по географии "глобальные проблемы человечества"

Разработка урока конференции по географии. Открытый урок-конференция по географии "глобальные проблемы человечества"

Организация: ГБОУ Школа № 1692

Населенный пункт: Московская область, г. Зеленоград

Цель: закрепление ранее изученного материала.

Вид урока: обобщение.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная доска, презентация.

Ход занятия.

I Орг. момент:

Группа делится на малые группы (4 человека).

Выбирается жюри (1-2 человека). Расценивание правильного ответа по 5 баллов.

В каждой рабочей группе выбирается капитан. Раздаются инструктивные карточки с заданиями, объясняется работа.

II Работа по теме:

Задание № 1. по предложенному описанию необходимо узнать экономический регион. Дополнить имеющуюся информацию.

Задание № 2. приглашается по одному участнику каждой команды к столу, где вытягивают слово, которое необходимо объяснить для общей аудитории, чем быстрее будет отгадано слово, тем больше баллов.

Конкурс капитанов. Выбираются из предложенных картинок на мультимедийной доске по определенному заданию иллюстрации.

В это время по одному из участников подходят к жюри для работы на контурной карте, задание выдаются для каждого участника.

Остальные члены группы работают с заданием № 3.

Задание № 3. установить соответствие. Правильные ответы предоставить жюри. Оценивается быстрота и правильность выполненного задания.

Заслушиваются результаты работы капитана команды. Оценивается работа на контурной карте.

По одному человеку приглашаются к мультимедийной доске «Расшифровать тему». Выберите понятия, характерные для темы, которую участник вытянет.

Задание № 4. остальные продолжают работать по маршрутному листу. Работая с атласом, дают ответ на предложенное задание.

Заслушиваются результаты работы учеников, работавших индивидуально.

Задание № 5. выполняет вся группа, полученные результаты оглашаются, оцениваются жюри.

Задание № 6. по розданному материалу группа готовит ответ на поставленный вопрос.

III Подведение итогов урока:

Подводятся итоги работы каждой рабочей группы, делаются выводы, отмечаются наиболее активные ученики, выставляются оценки.

IV Домашнее задание:

Подготовить проект по теме «Глобальные проблемы человечества».

КОМАНДА № 1

Экономические регионы мира.

Данный экономический регион состоит из 2-х стран. Государства выходят к двум побережьям океанов. Территория одной из стран формировалась в 3-и этапа. Размещение населения определяется, прежде всего, географией городов, общее число которых достигает внушительной цифры – почти 9тыс., тип города данной страны отличается специфическими чертами, большинство которых объясняется относительной молодостью городов. Промышленность страны отличается высоким уровнем производственной и территориальной концентрации, она ориентирована на выпуск как массовой, серийной, так и особо сложной, уникальной продукции. Страна данного региона первой перешла к агробизнесу. Каркас транспортной сети образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений.

2. Пойми меня.

2. Нью-Дели

2.Западная Европа

3. Франция

3. Северная Африка

4. Зарубежная Азия

5. Мексика

5. Северная Америка

4. Опишите особенности промышленности Южной Европы.

Регион-специализация-страна:

Южная Европа-_____________- _________;

Латинская Америка- бананы- ___________;

6. Экологические проблемы Зарубежной Азии.

КОМАНДА № 2

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

На территории экономического региона находятся две страны-гиганта, большинство остальных – к довольно крупным странам, при этом есть и микро-государства. ЭГП отличается противоречивостью: приморское и глубинное положение стран. Главное богатство региона, во многом определяющее его роль в международном географическом разделении труда – это нефть. Размещение населения в регионе отличается большой неравномерностью. Более 90% населения страны проживает на 1/3 территории. Для большинства стран характерна горнодобывающая и обрабатывающая промышленности, текстильная промышленность; в единственной развитой стране преобладают отрасли «авангардной тройки». В сельском хозяйстве региона выделяется несколько районов – рисосеяния, субтропического земледелия, пастбищного животноводства.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Америки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Западная Европа-_____________- Великобритания;

Тропическая Африка-________ - _________________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Латинской Америки.

КОМАНДА № 3

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

Население экономического субрегиона в подавляющей своей части относится к экваториальной расе. Самая отсталая часть всего развивающегося мира, в его пределах 29 наименее развитых стран. Около половины сельских жителей ведут натуральное сельское хозяйство, остальные – малотоварное. Преобладает мотыжная обработка почвы при почти полном отсутствии плуга. В экваториальных лесах есть племена и даже народности, до сих под живущие охотой, рыболовством и собирательством. Данный субрегион – наименее индустриализированный и урбанизированный в мире. Здесь сложился только один довольно крупный район горно-добывающей промышленности – Медный пояс. Субрегион отстает в развитие транспортной сети – ее рисунок представлен изолированными друг от друга линиями, ведущими от портов в глубинные районы. Во многих странах отсутствуют железные дороги. Небольшие грузы принято переносить на головах.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Европы.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Молочное животноводство- Дания;

Рисосеяние- _____________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Северной Америки.

КОМАНДА № 4

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

Положение субрегиона определяется, прежде всего, его средиземноморским «фасадом», благодаря которому субрегион фактически соседствует с Южной Европой и Юго-западной Азией, «тыл» – образуют малообжитые пространства крупной пустыни, граничащие с самой отсталой частью всего развивающегося мира. Хозяйственная жизнь сосредоточена в приморской полосе, здесь находятся главные центры обрабатывающей промышленности, главнее районы субтропического земледелия. В этом поясе концентрируется почти все население субрегиона. Южная часть субрегиона заселена очень редко. Земледельческое население сосредоточено в оазисах. В некоторых частых пустыни находятся нефтяные и газовые промыслы.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

1. Хельсинки

1. Южная Африка

2.Буэнос-Айрес

2.Болгария

2. Зарубежная Азия

3. Претория

3. Аргентина

4. Северная Европа

5. Финляндия

5. Восточная Европа

4. Опишите особенности промышленности Зарубежной Азии.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион -специализация - страна:

Монокультуры- ____________;

Латинская Америка - _________- Аргентина;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Зарубежной Европы.

КОМАНДА № 5

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

ЭГП стран региона определяется двумя чертами: во-первых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи самых оживленных морских путей; во-вторых, соседским положением стран по отношению друг к другу. Представлены все отрасли промышленности, характерные для развитых стран, особенно преобладают отрасли «авангардной тройки». Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства. Во второй половине 90-х годов начала формироваться единая транспортная сеть региона, которая сложилась в девять транспортных коридоров, объединяющие автострады, железные дороги, внутренние водные пути, морские порты, воздушные сообщения.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

1.Копенгаген

2.Найроби

2.Севепная Европа

3. Уругвай

3. Тропическая Африка

4. Зарубежная Азия

5. Монтевидео

5. Северная Америка

4. Опишите особенности промышленности Латинской Америки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Северная Африка- _________- ____________;

Овцеводство- ____________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Тропической Африки.

КОМАНДА № 6

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

ЭГП региона определяется тем, что он находится в сравнительной близости от США, но на большом удалении от других крупных регионов. Большинство стран имеют либо широкий выход к морю, либо являются островными. По обеспеченности водными ресурсами регион занимает первое место. Огромное богатство – леса, не случайно за данным регионом закрепилось обширное название «зеленый континент». Происходит активный процесс формирования городских агломераций, причем урбанизация носит ложный характер. Длительное время промышленность характеризовалась горно-добывающей отраслью, в последнее время, ведущая роль в промышленности перешла к обрабатывающей отрасли. Сельское хозяйство представлено двумя секторами, при этом наблюдается его отсталость, которая выражена в сохранении старых форм землевладения и землепользования. Во многих странах региона осуществляется региональная политика, направленная на сглаживание диспропорций между экономической столицей и территорией государства.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Африки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Мясное животноводство - Дания;

Индия;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Восточной Европы.

Задание: Охарактеризуйте тему по выбору

Политическая карта мира

Форма правления, форма устройства, монархия, суверенитет,

«Большая 7», президентская республика, внеевропейские страны, развивающиеся страны, переходная экономика, унитарная.

2. Численность населения.

Воспроизводство, смертность, рождаемость, демографический кризис, население, «демографический взрыв», стареющая нация, демографическая политика, «Нас двое – нам двоих», «Одна семья – один ребенок».

3. Перемещение населения.

Миграция, «утечка умов», международная, внутренняя, политическая, трудовая, потоки беженцев, иммигранты, военные конфликты, эмигранты.

4. Расселение.

Урбанизация, ложная урбанизация, мегалополис, сельское население

городское население, агломерация, североамериканский тип, кочевая

форма расселения, смешанный тип.

5.Мировое хозяйство

Экономическая география, транспорт, машинная индустрия,

разделение труда, отрасль специализации, МГРТ, глобальная ТНК,

экономические отношения, мировой рынок, транснациональная корпорация.

6. Мировые природные ресурсы

Ресурсообеспеченность, природные ресурсы, мировой земельный фонд, минеральные ресурсы, опустынивание, пресная вода, зоны рекреации, северный лесной пояс, ресурсы животного мира, альтернативная энергетика.

Задание: Пойми меня:

ЕС, Тропическая Африка, «экономические коридоры», «тыльная часть», ложная урбанизация, мегалополис.

Задание: Работа с контурной картой по командам

Нанести на контурную карту:

А) страны – гиганты (3 страны);

Б) отметить «экономические коридоры Индии».

2. Нанести на контурную карту:

А) внутриконтинентальные страны (3 страны);

Б) отметить особенности экономического развития Японии («тыльная» и «лицевая» сторона), нанести главные центры промышленности.

3. Нанести на контурную карту:

А) страны-архипелаги (3 страны);

Б) отметить особенности экономического развития Китая (экономические зоны), нанести главные центры промышленности.

4. Нанести на контурную карту:

А) полуостровные (3 страны);

Б) отметить особенности экономических субрегионов Зарубежной Европы, нанести главные центры промышленности.

5. Нанести на контурную карту:

А) островные (3 страны);

Б) Нанести на контурную карту страны, экспортирующие и импортирующие уголь.

6.Нанести на контурную карту:

А) страны с наибольшим количеством населения (3 страны);

Б) Нанести на контурную карту страны, экспортирующие и импортирующие нефть.

Ключ ответов для жюри

Команда № 1.

Северная Америка

3. 1-3-2; 2-1-4; 3-5-1; 4-2-5; 5-4-3.

Команда № 2

Зарубежная Азия.

3. 1-5-2; 2-4-3; 3-2-4; 4-1-5; 5-3-1.

Команда № 3

Тропическая Африка.

3. 1-2-5; 2-1-4; 3-5-1; 4-4-2; 5-2-3.

Команда № 4.

Северная Африка.

3. 1-5-4; 2-3-3; 3-4-1; 4-2-5; 5-1-2.

Команда № 5

Зарубежная Европа.

3. 1-5-2; 2-1-3; 3-4-5; 4-2-4; 5-3-1.

Команда № 6

Латинская Америка.

3. 1-3-4; 2-5-3; 3-1-5; 4-2-1; 5-4-2.

Литература

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2012. – 406 с.

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс, –М.: ВАКО, 2010. – 320с. – (В помощь школьному учителю).

Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира» 10 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 288с.

География: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013. – 656с.


8 класс
Тема: Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
Цель: сформировать представления об особенностях геологического строения территории России.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения земной коры, с геохронологической шкалой;
Формировать умения работать с картами (тектонической, геологической) и делать выводы, выявлять закономерности;
Развивать познавательный интерес к России через изучаемый материал.
Оборудование: физическая, тектоническая, геологическая карты, геохронологическая таблица, атласы
Организационный момент
Ход урока
Новый материл.
Великолепная наука - геология -
О бурном прошлом нашей матушки-Земли.
О геологии мечтали в жизни многие,
Но посвятить ей жизнь немногие смогли.
(Валерий Сергеев)
Геология – наука изучающая строение и историю развития Земли
Геотектоника учение о строении земной коры и ее движениях.
Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород.
Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли
Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).
Таблица читается снизу вверх.
В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.
Вопрос:
На сколько временных этапов (эр) делится геологическая история земной коры?
Назовите эры, продолжительность эр?
Какие события происходили в протерозойскую эру?
Какая эра была самой продолжительной?
На какие периоды делятся эры?
Назовите периоды палеозойской эры, мезозойской эры, кайнозойской эры?
Какой период самый короткий?
В какой период мы живем?
Работа с учебником. Прочитайте и скажите, как определяется возраст и время образования горных пород?
Как определяется абсолютный возраст горных пород?
Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов. Поэтому ее части различаются:
а) по строению, составу и залеганию горных пород,
б) по возрасту и истории развития.
а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры.
Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская. Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.
(Запись в тетрадь)
Платформа– это устойчивый участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.
Щиты– выход фундамента платформы на поверхность.
Работа по карте.
- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская)
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах
- Какой из этого следует вывод?
Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.
В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита)
- Плита – это молодая платформа.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
Самые древние участки земной коры на территории России - Восточно-Европейская и Сибирская платформы,. Их фундамент образовался в докембрии более 1,5 млрд лет назад.
В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько:
Байкальская складчатость
Каледонская складчатость
Герцинская складчатость
Мезозойская складчатость
Кайнозойская складчатость
По картам атласа вы теперь можете узнать время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России.
Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?
Каледонская складчатость (Саяны).
Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).
Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).
Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).
В конце протерозоя - начале палеозоя (1000-550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две - каледонская (550-400 млн лет назад) и герцинская (400-210 млн лет назад). В мезозое - мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.
Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру. (Запись в тетрадь определения)
Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.
Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.
Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых - Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.
Закрепление:
Подпишите понятия
Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность - ______________
Учение о строении земной коры - __________________________________________
Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур - ____________________________________________________________________
Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру -___________________________________________
Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-________________________
Домашнее задание: п.11 Ответить на вопросы в конце параграфа.


Приложенные файлы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация

«Владивостокский морской Колледж»

Методическая разработка

«Урок пресс-конференция по географии»

Разработчик: Н.Е. Кезина, преподаватель географии

ПОАНО «Владивостокский морской колледж»

Владивосток 2018

Содержание.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Цели и этапы проведения урока пресс-конференции. . . . . . . . . . . . . .

2. Учебно-воспитательные цели урока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Основные этапы подготовки и проведения урока. . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение.

Уроки в форме пресс-конференции очень важны, так как они повышают интерес к изучению учебного предмета, позволяют удовлетворить их потребность в деловом общении, повышении самооценке и т.п.

Важно и содержание пресс-конференции, которое должно отвечать следующим требованиям:

    актуальности тематики и её реальной значимости для учащихся,

    охвату основного содержания предмета,

    междисциплинарному, интегративному характеру изучаемой проблемы,

    актуальностью темы для учащихся.

Урок пресс-конференцию учебной дисциплины «География» можно проводить как ролевую игру. Такая ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых они могут оказаться, в частности, во время прохождения своей плавательной практики.

Кроме того, она может быть направлена на решение различных дидактических задач: для мотивации учебной деятельности изучения для изучения нового материала, для тренировки учащихся в умении говорить в любой ситуации на заданную тему, проверки знаний и умений, их обобщения

Для учащихся будет очень полезен тот практический материал, который им понадобится во время работы

    конференции .

1 .

Воспитательные цели:

4 этапа:

Определение цели,

Обсуждение сюжета;

Распределение «ролей»;

представитель Приморрыбвода,

окружающей среды,

;

- телевизор с DVD -проигрывателем;

Политическая карта мира;

Карта Приморского края;

На

Комментирует ответы;

(демонстрация слайдов ) и экологические катастрофы (демонстрация слайдов ) демонстрация слайдов

нефть ,

Приморского края:

В 3 4

Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря. Атлантического океана и их берега.

Преимущество использования ролевой игры, как и других нетрадиционных форм обучения, состоит в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.

Если преподаватель планирует провести такой урок с помощью специально отобранной группы, то ей дается задание заранее ознакомиться с разными источниками, отобрать наиболее важные экологические данные, подготовить документацию, составить ряд вопросов, подобрать иллюстрации и т.п. Затем преподаватель проводит предварительный отбор наиболее интересных вопросов.

Для подобных уроков рекомендуется подбирать самые актуальные темы, с которыми учащиеся могут быть знакомы на уровне бытовых знаний, сообщений средств массовой информации, которые касаются их лично. Поэтому для данной пресс-конференции была выбрана тема «Проблемы загрязнения Мирового океана», которая отвечает всем этим требованиям.

Ведь Мировой океан - в первую очередь место будущей профессиональной деятельности учащихся, в то же время в последнее время загрязнение Мирового океана вызывает все большую тревогу во всем мире.

    Цели и этапы проведения урока пресс- конференции .

1 . 1. Учебно-воспитательные цели урока:

Углубление знаний по учебной дисциплине «География»;

Формирование умений ориентироваться в различных источниках

географической информации, критически оценивать

и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Повышение познавательного интереса к предмету география;

Формирование межпредметных связей с другими учебными предметами: биологией, химией, предотвращением загрязнения моря и другими;

Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности учащихся; умений и навыков выделять главное, существенное в содержании;

Формирование умений и навыков владения представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

Формирование умений и навыков владения географическим мышлением

для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

обобщать многочисленные факты и примеры;

Систематизирование знаний учащихся о размерах антропогенного воздействия на Мировой океан, о современных экологических проблемах,

Обобщение знаний учащихся о международном экологическом сотрудничестве в деле охраны Мирового океана;

Формирование умений и навыков пользоваться материалами из дополнительных источников: из Интернет-ресурсов, СМИ, из справочной литературы;

Совершенствование общеучебных умений выступать с сообщением, конструировать вопросы, выступать в роли оппонента.

Воспитательные цели:

-: формирование добросовестного отношения к учебному труду,

Формирование умения работать в команде;

Формирование чувства гордости за свою будущую специальность;

Формирование экологического сознания и гражданкой позиции учащихся;

Развитие логического мышления учащихся,

Развитие умений творчески мыслить;

1.2. Основные этапы подготовки и проведения урока.

При организации данного урока пресс - конференции можно выделить 4 этапа:

На 1 этапе необходимо решить следующие задачи:

Определение цели,

Обсуждение сюжета;

Распределение «ролей»;

представитель Приморского эколого-правового центра,

представитель Комитета природных ресурсов,

представитель Приморрыбвода,

представитель Морского фонда при администрации Приморского края, начальник центра экологического мониторинга Приморского края,

представитель межведомственного центра аналитического контроля состояния

окружающей среды,

ученые Тихоокеанского океанологического института,

представители организаций «Эко-право», «Даль-эко» и «Даль-море».

Завязка ситуации с учетом актуальности выбранной темы;

Определение фрагментов (вопросов) пресс-конференции с учетом их экологического содержания (15-16 штук);

Подготовка докладов, сообщений по данной тематике;

Подготовка оборудования для урока ;

- телевизор с DVD -проигрывателем;

Физическая карта Мирового океана;

Политическая карта мира;

Карта «Экологические проблемы мира»;

Карта Приморского края;

Стенды «Предотвращение загрязнение моря и защита морской среды», «Сегодня в мире-сегодня на уроке»,

Комплект слайдов по данной теме:

а) «Экологический кризис» (3 слайда);

б) «Экологические катастрофы (2 слайда);

в) «Загрязнение Мирового океана» (8 слайдов);

г) «6 крупнейших нефтяных катастроф в море» (6 слайдов);

д) «Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе» (5 слайдов);

На 2 этапе необходимо решить следующие задачи:

Ознакомиться с правилами выступления на уроке:

1). Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей,

2). Умейте быстро включаться в обсуждение.

3). В ходе урока делайте краткие записи, помогающие восстановить его главные этапы.

4). Облекайте вопрос в корректную форму.

5). Решите для себя, какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему.

На 3 этапе должно состояться подведение итогов:

Ведущий (педагог) определяет критерии оценки ответов по 10 балльной шкале:

10 баллов (отлично) за правильный и полный ответ,

8 баллов хорошо) за правильный, но не полный ответ и так далее.

4 этап – заключительный, подведение итогов:

Ведущий фиксирует количество заработанных учащимися баллов;

Комментирует ответы;

Выставляет оценки в журнал.

2. ХОД УРОКА Пресс-конференция «Проблемы загрязнения Мирового океана».

Итак, перед учащимися ставится проблемная ситуация: смоделировать ситуацию встречи на пресс-конференции представителей населения Владивостока и группы экологов-практиков, изучающих проблемы загрязнения Мирового океана

Конференция начинается с вступительного слова ведущего (педагога), который раскрывает суть проблемы: Мировой океан занимает 70,8% площади Земли и, если в настоящее время во всем мире наблюдается экологический кризис (демонстрация слайдов ) и экологические катастрофы (демонстрация слайдов ) , то они, естественно, охватывают и Мировой океан. А Мировой океан-это кладезь биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов (демонстрация слайдов ), то он остро нуждается в защите от антропогенного загрязнения.

Вопрос 1: Перечислите основные типы загрязняющих веществ?

Какие вещества наиболее опасны для водоемов и Мирового океана?

Отвечает представитель экологической ассоциации «Даль-эко»:

Всякий водоем или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияние условия формирования поверхностного или подземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ-загрязнителей, ухудшающих качество воды.

Загрязнения, поступающие в водную среду, классифицируют по разному, в зависимости от подходов, критериев и задач. Так, обычно выделяют химическое, физическое и биологические загрязнения.

Химическое загрязнение представляет собой изменение естественных химических свойств вода за счет увеличения содержания в ней вредных примесей как неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), так и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно-активные вещества, пестициды).

Водоёмы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Широкое применение синтетических моющих средств (СМС) в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При концентрации 1 мг/л погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства (СМС) практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоёмы, а оттуда – в водопроводную воду.

Основными неорганическими (минеральными) загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Это соединения мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам. Токсический эффект некоторых наиболее распространенных загрязнителей гидросферы представлен в таблице.

Также к опасным загрязнителям водной среды можно отнести неорганические кислоты и основания, обуславливающие широкий диапозон рН промышленных стоков (1,0 - 11,0) и способных изменять рН водной среды до значений 5,0 или выше 8,0 , тогда как рыба в пресной и морской воде может существовать только в интервале рН 5,0 - 8,5.

Многие моря постигла та же участь, что и реки: прибрежные воды Охотского и Японского морей загрязнены крупными нефтяными пятнами. проблема. Практически полностью загрязнено Баренцево море, крупные нефтяные пятна плавают по Каспийскому и Чёрному морям.

Вопрос 2. Какие вещества наиболее опасны как загрязнители морской воды?

Отвечает представитель межведомственного центра аналитического контроля состояния окружающей среды:

(Демонстрируются слайды «Загрязнение Мирового океана нефтью»).

Один из наиболее опасных загрязнителей – нефть , попадающая в воду при аварии танкеров или при добыче её из морских глубин. В обиход специалистов вошло даже ставшее теперь широко распространённым понятие «чёрный прибой». Гибель и опустошение приносит этот «прибой» обитателям моря и побережья.

Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря. Атлантического океана и их берега.

Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуорисценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифвтических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%)

Вопрос 3. Какова доля аварий танкеров в загрязнении Мирового океана?

Отвечает представитель Морского экологического фонда при администрации

Приморского края:

При катастрофах супертанкеров и авариях на нефтяных платформах в море выливаются сотни тысяч тонн нефти!

(Демонстрируются слайды «6 крупнейших нефтяных катастроф в Мировом океане»).

В настоящее время 7–8 т нефти из каждых 10 т, добываемых в мире, доставляется к местам потребления морским транспортом. На некоторых участках Мирового океана происходит буквально столпотворение. Например, через пролив Ла-Манш, ширина которого 29 км, ежесуточно проходит более 1000 судов. Немудрено, что количество танкерных катастроф здесь велико. Особенно они возросли в 1970-80-х гг. Только в 1995 г. погибло 10 танкеров общим водоизмещением в 815 тыс. т. Почти каждый год случаются крупные катастрофы.

Пожалуй, первая, которая всколыхнула мир, произошла в 1967 г. У берегов Западной Европы потерпел аварию супертанкер „Торри Каньон", в море попало 120 тыс. т нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т. е. 90 % морских птиц этих районов. В дальнейшем катастрофы крупных танкеров выплескивали в моря и океаны все новые и новые порции нефти. 1974 г. - авария американского танкера „Трансхерон", имевшего на борту 25 000 т нефти. Из пробоин только за первую неделю вытекло 3500 т нефти! Огромное нефтяное пятно площадью в несколько десятков квадратных километров медленно двинулось к побережью индийского штата Керала, уничтожая морских обитателей. В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании „Галф ойл" (США) из танкера „Афран Зодиак" вылилось 450 т нефти. Под ее слоем оказалась вся северная часть залива, а под угрозой и побережье на протяжении 35 км. Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров „Этлэнтик эмпресс" и „Иджен Кэптэн" в Карибском заливе недалеко от Тринидада. В море вылилось 300 тыс. т нефти.

У побережья Антарктиды в январе 1989 г. терпит крушение танкер „Баия Параисо" с 1 тыс. т дизельного масла на борту. Два месяца спустя страшная трагедия разыгралась в арктических водах Аляски. Танкер „Экссон Валдиз" по вине капитана напоролся на риф. Из пробоины вытекло более 40 тыс. т нефти. Ряд стран мира (в том числе и Россия) поспешили прийти на помощь.

Вопрос 4. Каким образом еще нефть попадает в моря?

Отвечает представитель Приморского эколого-правового центра:

В 3 раза больше поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых. Очередная, более страшная авария в Мексиканском заливе произошла весной 2010. Ее последствия трудно оценить. Демонстрируются слайды «Взрыв платформы в Мексиканском заливе».

За последние 40 лет пробурено более 2000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 1000! Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн.т. нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн.т./год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн. т. нефти.

Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря. Атлантического океана и их берега.

Вопрос 5. Каковы последствия нефтяного загрязнения для биологических ресурсов Мирового океана?

Отвечает представитель Тихоокеанского океанологического института:

Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину.

Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Пропускание света тонкими пленками сырой нефти составляет 1-10% (280 нм), 60-70% (400нм).

Пленка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую - "нефть в воде"- и обратную - "вода в нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефти, содержащих поверхностно-активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды. Одна тонна нефти загрязняет 12 кв. км поверхности океана. Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи с нефтью весьма велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0,1 – 0,01 мл/л икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности может погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить, достаточно вылить всего 1 л нефти.

Вопрос 6. Каковы последствия загрязнения Мирового океана пластиковыми отходами?

Отвечает представитель экологической ассоциации «Даль-море»:

Загрязнение началось с тех времен, когда изобрели пластик. С одной стороны, незаменимая вещь, которая неимоверно облегчила жизнь людей. Облегчила до тех пор пока пластиковое изделие не выбросят: пластик разлагается более ста лет, и благодаря океанским течениям сбивается в огромные острова. Один такой остров размером более американского штата Техас плавает щетки - все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду между Калифорнией, Гавайями и Аляской - миллионы тонн мусора. Остров быстро растёт, ежедневно в океан со всех материков сбрасывается ~2.5 миллиона кусочков пластика и прочего мусора. Медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде. Птицы, рыбы (и прочие обитатели океана) страдают больше всего. Пластиковые отбросы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные шетки.

Заключение.

Решение современных задач обучения географии не возможно без серьёзных изменений в формах организации деятельности учащихся. Необходима такая организация учебного процесса, которая способствует овладению умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий, а также формированию представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Такой организационной формой является, в частности, групповая работа в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся на уроке в ходе проведения пресс-конференции. Урок в виде пресс-конференции – это одна из нетрадиционных форм урока, который строится на неожиданных для учащихся вопросах (в отличие от семинаров, когда вопросы известны заранее).

Роль таких уроков значительна, так как на них формируется умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, формируется культура общения, стимулируется мышление, учащиеся овладевают знаниями по географии в новой учебной ситуации.

Диалог на таких уроках может проходить между преподавателем и классом, между группой учащихся («команда практиков») и классом, между двумя классами. К уроку в виде пресс-конференции целесообразно подготовить выставку стендов, творческих работ учащихся, рефератов, книг, журналов и специальной литературы по данной теме.

Если преподаватель планирует провести такой урок с помощью специально отобранной группы, то ей дается задание заранее ознакомиться с разными источниками, отобрать наиболее важные данные, подготовить документацию, составить ряд вопросов, подобрать иллюстрации (слайды, фильмы). Затем преподаватель проводит предварительный отбор наиболее интересных в вопросов.

Цель: сформировать у уч-ся понятие общественного здоровья,

РАСКРЫТИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ,

Познакомить уч-ся с антропогенным воздействием на географические оболочки,

Привлечь внимание уч-ся к экологическим проблемам родного края,

Формирование у них умения самостоятельно приобретать знания, работать с дополнительной литературой, статистическими данными,

Прививать у уч-ся любовь к природе и ответственное отношение к окружающей среде.

В конференции принимают участие: представители Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Россошанском районе, представитель комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, медсестра сош№6, корреспонденты журналов «Здоровье», «Экология», газет «Бумеранг», «География»,«За изобилие», ученые- демографы.

Учитель.

Уважаемые гости! Уважаемые участники конференции! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы обсудить очень важные вопросы. Наша конференция посвящена санитарно-эпидемиологической обстановке в Россошанском районе. Во все мире возрастает тревога за экологическое состояние окружающего нас пространства. Внимание всех живущих на Земле обращается к вопросам, которые нуждаютсяв серьезном подходе к их решению, требуют незамедлительного участия всегочеловечества в предотвращении грозящей катастрофы.

Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом, непосредственное окружение человека». Овладевать знаниями о нашем «доме» необходимо каждому человеку. Какая экологическая обстановка в нашем городе и районе? Какое оказывает она воздействие на здоровье жителей? Сегодня мы коснемся состояния воздушного бассейна и его влияниена здоровье подрастающего поколения.

Корреспондент газеты «За изобилие».

Читателей нашей газеты интересует демографическая ситуация в Россошанском районе. Все говорят о демографическом кризисе в стране, а как обстоят дела в нашем городе?

Представитель ЦСЭН.

Россия самая большая страна по площади, а занимает шестое место в мире по численности населения. По-моему мнению одним из главных показателей развития страны нужно считать демографическую ситуацию в ней. Демографический кризис одна из самых актуальных тем в экономической географии России.Что же происходит в Россошанском районе? На 1 января 2001 года общая численность населения составила 97000 человек. Из них мужчин- 44907, а женщин- 52093. Городское население составляет 64400 человек, а в сельской местности проживает 32 600 человек.Из таблицы видно, что за последние годы численность населения увеличивается.Но так ли это на самом деле. Число родившихся в 2000 году – 808 человек, а умерло-1654 человека. Число умерших превышает число родившихся, т.е. коэффициент естественного прироста стал отрицательным, а процесс депопуляции – реальностью. Население района увеличивается только лишь за счет переселенцев из бывших союзных республик СССР.

Какова же причина демографического кризиса?

Ученый – демограф.

Как известно, на продолжительность жизни населения огромное влияние оказывает его материальное благосостояние. Оно определяется не только достигнутым потреблением материальных, духовных и социальных благ и услуг, но и всей совокупностью условий, формирующих современный образ жизни населения. Переход к рыночной экономике сопровождается либерализацией и резким повышением цен на продовольственные и промышленные товары, медикаменты, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Это отражается на уровне благосостояния, здоровье и продолжительности жизни. Многие не уверены в завтрашнем дне. Так же сложная экологическая обстановка в нашем районе сказывается на состоянии здоровья.

Корреспондент газеты «География».

Какие последствия нас ожидают, если рождаемость будет снижаться?

Ученый – демограф.

Последствия демографического кризиса почувствуют все, подъем экономики может остановиться из-за нехватки рабочих рук, школы и детские сады опустеют, «мы станем дряхлеющей нацией.

Корреспондент.

Можно ли решить эту проблему?

Ученый – демограф.

Необходимы срочные государственные меры. Повышение рождаемости – самый выгодный вклад в экономику. Это поняли давно во всем мире и стимулируют рождаемость кто как может. В Японии крупные компании премируют своих работников за каждого родившегося ребенка автомобилями и солидными банковскими счетами. В Великобритании государство платит гражданам за новорожденных по 1000 фунтов стерлингов. В 1983 году в СССР матерям продлили оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. Так вот рождаемость за два года скакнула в полтора раза.Так может быть и нашему правительству подумать над тем, как помочь молодым семьям.

Корреспондент журнала «Здоровье».

Можете ли Вы назвать наиболее распространенные заболевания подрастающего поколения в нашем районе?

Представитель ЦСЭН.

Корреспондент газеты «Будьте здоровы».

Можете ли Вы на примере любой школы города рассказать о заболеваемости детей?

Медсестра СОШ № 6 .

Во многом причиной роста заболеваемости в школе № 6 является ухудшение экологической обстановки в городе. Особенно участились случаи бронхиальной астмы, острой пневмонии, аллергических реакций. Количество дней, пропущенных по болезни, постоянно растет. В результате углубленного медицинского осмотра положительная реакция МАНТУ обнаружено у 56 человек, бронхиальная астма у 5. У каждого пятого ученика, переболевшего ОРЗ отмечается осложнение заболеваний органов дыхания.

Корреспондент газеты «Бумеранг».

Мы говорим о болезнях органов дыхания, а ведь это все на прямую связано с атмосферным воздухом, которым мы дышим. Как обстоят дела в городе и районе с загрязнение воздушного бассейна?

Представитель комитета охраны окружающей среды.

Среди вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, выделяются пыль, диоксид азота, фенол, формальдегид, свинец, аммиак, диоксид серы. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются действующие промышленные предприятия АО «Минудобрения», асфальтово-бетонный завод, котельные, работающие на твердом топливе, автотранспорт.

Корреспондент

У нас присутствует врач-пульмонолог. Вы могли бы нам дать научное обоснование заболеваний органов дыхания. Как с позиции экологи воздуха рассматривать увеличение процента легочных болезней?

Врач-пульмонолог.

Дыхание - один из рефлекторных актов. Насыщение крови кислородом очень важно для нормальной жизнедеятельности организма. Особенно чувствительны к недостатку кислорода клетки головного мозга и сердечная мышца. Клетки мозга на его недостаток отвечают снижением работоспособности, сердечна мышца – болью. Обеспечение организма кислородом зависит от качества воздуха, которым мы дышим. Воздух в плохо проветриваемых помещениях мало насыщен кислородом и содержит большое количество вредных примесей. В нем накапливается аммиак, сероводород, жирные кислоты, углеводород, образующийся при разложении органических веществ (пота, кожного сала, слущенного эпителия). Содержание кислорода в нем уменьшается, а количество углекислоты увеличивается. Результат снижение работоспособности, повышение утомляемости, повышение головной боли.

Корреспондент.

Мы услышали информацию о влиянии загрязнения воздуха на органы дыхания, а как реагируют другие системы органов?

Известно, что состояние эндокринной системы, особенно щитовидной железы, может служить индикатором загрязнения окружающей среды. Особенно у детей с их высокой чувствительностью к влиянию загрязнителей. При проведении обследования школьников города Россоши и района увеличение щитовидной железы было обнаружено у 25 % детей. У девочек оно встречалось в три раза чаще, чем у мальчиков.

Проблемы, которые были рассмотрены на нашей конференции касаются каждого жителя нашей Земли – будь это взрослый человек или школьник. Какую помощь в решении проблем, затронутых на конференции, могут оказать юные граждане нашей страны

Учащиеся.

Во-первых, мы должны повышать свой уровень экологического образования. Не загрязнять окружающую среду бытовыми отходами, не сжигать мусор, листву. Помнить: чистый воздух – залог здоровья. Заниматься озеленением нашего города.Принимать участие в конкурсе экологических идей. Требовать экологической гласности от должностных лиц. Равнодушие в проблемах экологии гибельно для всех нас. Чистого воздуха, ясного неба над головой, цветущих улиц и зеленых скверов всем нам.

Мы «улучшаем» природу, забыв, что сами нуждаемся в улучшении. Не природа требует дальнейшего преобразования – человечество нуждается в новых устоях жизни. Я обращаюсь к ВАМ, участникам конференции и нашим гостям, ко всем жителям нашего города, потому что в сложившейся обстановке только общими усилиями мы можем отвести от себя беду.

Обобщающий урок по теме: «Глобальные проблемы человечества».

Задачи урока: закрепить и обобщить знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем. Уметь обосновать главную мировоззренческую идею темы: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей. Знать и правильно применять ключевые понятия темы: глобальная проблема, экологический кризис, стабилизация численности населения, энергетический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз. В конференции принимают участие: Президент Географического общества, корреспонденты журналов: «Проблемы экологии», «Вопросы истории», «Здоровье», «Новое время», а также обозреватели по экологическим, политическим и социальным вопросам.

Президент ГО.

Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуя треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда.

Корреспондент журнала «Проблемы экологии».

Мы не унаследовали землю от наших предков. Мы берем ее у наших потомков. Каковы формы и факторы воздействия на окружающую среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты?

«Завоевывая природу», люди в значительной степени подорвали естественные основы собственной жизнедеятельности, стабильность мировых экологических систем, уменьшили биологическое разнообразие на планете, что привело к заметному ухудшению состояния окружающей среды. «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу», - сказал французский океанолог Жак – Ив Кусто. В некоторых странах и районах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. Возникла мировая экологическая угроза не только нынешнему, но и грядущим поколениям. Драматическая ситуация с обеспеченностью водой. Примерно 40 % человечества чувствуют «водный голод», 60 % суши занимают пустынные и полупустынные земли. Земля – маленький шар во Вселенной, и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Экологическая беда коснулась свей планеты.

Второй обозреватель по экологическим проблемам.

Воздействие человека на природу огромно: вырубка лесов, опустынивание земли, распашка последних пригодных для земледелия площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами. Выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект. За последние 100 лет температура на земле поднялась на 0,6 градусов.

Первый обозреватель по экологическим проблемам.

Девиз ООН – «Земля у нас одна!». «Всемирная стратегия охраны природы» - это развернутая программа действий всех стран мирового сообщества, принятая ООН. Главный путь решения экологической проблемы – организация производственной и непроизводственной деятельности людей.

Корреспондент журнала «Вопросы истории».

В чем сущность проблемы мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, т.е. глобальные проблемы № 1?

Обозреватель по политическим проблемам.

Ученые подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетия на нашей планете было 15 тысяч войн. Но нигде прежде не было реальной возможности уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с созданием ядерного, химического, бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. В 80-е годы в мире на военные цели расходовалось более 1 трлн. долларов в год. Вооруженные силы всех стран насчитывали 30 млн. человек, а всего в сферу военных приготовлений было вовлечено около 100 млн. человек. В мире уже накоплены чудовищные средства массового уничтожения, достаточные для многократного истребления всего живого на нашей планете. Мир подошел к такой критической черте, когда гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными людьми, а перед всем человеческим родом. Географы так оценивают возможные климатические последствия ядерной войны. Возникновение массовых пожаров после обмена ядерными ударами способствовало бы образованию в атмосфере сплошного облака из сажи, дыма, гари, вызвало бы затемнение всей земной поверхности – «ядерную ночь», что привело бы к понижению температуры на 15- 20 градусов, а в некоторых районах – до 40, т.е. к наступлению «ядерной зимы» и массовой гибели флоры и фауны. Вот почему проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, выживания и самосохранения человечества стало поистине проблемой № 1.

Корреспондент журнала «Здоровье».

Каков же демографический портрет планеты в 20 веке?

Обозреватель по социальным проблемам.

Демографическая проблема - одна из проблем века. Демографический кризис развитых стран привел к нарушению воспроизводства населения, к сокращению его численности. Демографический взрыв Африки, Азии, Латинской Америки, с одной стороны, обеспечивает прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой – создает дополнительные трудности в борьбе с преодолением экономической отсталости, осложняет решение социальных вопросов. Демографическая политика - регулирование воспроизводства населения – определяется демографической ситуацией в стране.

Корреспондент.

Есть ли связь между энергетической и сырьевой проблемами?

В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы- проблемы - близнецы. Появились они в 70-е годы. Проблемы ресурсообеспеченности и раньше приобретали определенную остроту, но обычно это относилось к отдельным районам и странам. Лишь за 3 послевоенных десятилетия из недр земли было извлечено больше минерального топлива и сырья, чем за всю предшествующую историю человечества. Согласно подсчетам ученых из недр земли было извлечено 180 млрд. тонн угля, 85 млрд. тонн нефти, 40 млрд. тонн железной руды, 280 млрд. тонн медной руды, 100 тысяч тонн золота. Из этого количества на последние тридцать лет приходится 50- 85 % всей добычи.

Корреспондент

Почему продовольственная проблема приобрела наибольшую остроту в развивающихся странах?

Обозреватель по экономическим проблемам.

В настоящее время, по данным ООН только 1/3 населения планеты обеспечена питанием. Сейчас крайне сложная ситуация с обеспечением продуктами питания наблюдается в Африке, Южной, Юго-Восточной Азии. Для решения продовольственной проблемы необходимо полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства, рыболовства. Естественный путь заключается в расширении пахотных, пастбищных, рыбопромысловых угодий. Площадь пригодных для сельскохозяйственной обработки земель на нашей планете 3,2 -3,4 млрд. га, а используется пока менее 50 % . Все плодородные и удобно расположенные земли освоены, поэтому потребуется большие затраты для освоения новых земель. Это экстенсивный путь. Интенсивный путь, т.е. повышение биологической продуктивности существующих угодий, связан с применением биотехнологий, использованием новых высокоурожайных сортов, новых методов обработки почвы, развитием механизации,мелиорации.Для того, чтобы прокормить население земли, объем сельскохозяйственной продукции необходимо увеличить в 2 раза. Интенсивный путь главный в решении продовольственной проблемы. нехватка продовольствия в современном мире объясняется не природными, а социально-экономическими причинами. В развивающихся странах преобладает нерациональное, хищническое природопользование.В результате эрозии почв, засоления орошаемых земель, неумеренного выпаса скота, примитивной агротехники, возделывания одних и тех же культур в условиях большой плотности населения происходит деградация почв и снижение плодородия.Поэтому доля сельскохозяйственного производства развивающихся стран в мире составляет 53 % .,а доля населения -77 %.Отсюда недоедание, что сказывается на здоровье, работоспособности, умственном развитии людей.

Корреспондент.

Какова взаимосвязь глобальных проблем человечества? Как идет освоение космоса?Обозреватель по новейшим технологиям. Космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Космические программы существенно осложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Освоение космоса стало одной из важнейших международных глобальных проблем. Мирное освоение космоса возможно при использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления, обеспечивает огромную космическую информацию о Земле и ее ресурсах. Все отчетливее проступают черты будущей космической индустрии, космической технологии, применения космических энергоресурсов. Учеными разработаны проекты сооружения космических солнечных электростанций.Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны: энергетическая и сырьевая с экологической, экологическая с демографической, демографическая с продовольственной и т. д. Особое место занимает проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны. Военное производство отвлекает огромные людские, энергетические и сырьевые ресурсы, материальные средства, которые изымаются из сферы мирного труда, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды. Начинается переход от экономики вооружений к экономике разоружения.

Президент ГО. Глобальные проблемы сложны. Недра Земли и Мировой океан таят в себе еще много неиспользованных и неоткрытых богатств, на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв – не вечное явление. Глобальные проблемы связаны с решением научных, технических, экономических, социальных, политических вопросов. В условиях мира и науно-технической революции человеческой цивилизации не грозит гибель из-за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Методические разработки для учителя географии. Урок пресс-конференция.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Разработка

урока географии по теме:

«Экологические проблемы и ситуации в России»

Урок-конференция.

8 класс

Урок разработала

Телегина Надежда Ивановна

учитель МБОУ ЕСОШ №1

Егорлыкского района

Ростовской области

Ст. Егорлыкская

Цели урока:

1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.

2.Показать важность решения экологических проблем в России

3. Расширить знания о мониторинге

4.Совершенствовать умения работать над докладом и выступлением

5.Воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: физическая карта России, экологический стенд, тетрадь, альбомные листы, цветные карандаши

Тип урока : изучение нового материала

На доске:

План

1. Загрязнение воздуха.

2. Загрязнение вод.

3. Экологические проблемы Ростовской области.

4. Последствия загрязнения окружающей среды.

6. Создание проекта экологической эмблемы или знака. Его защита.

Ход урока.

Организационный момент. Подготовительная работа.

Эпиграф урока:

Плоха та птица, которая

загрязняет собственное гнездо .

Пословица

В оформлении кабинета высказывание известных людей России:

«Защищая природу - мы защищаем Родину»

(М.Пришвин)

«Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше - окружающей среды.

(Р.Рождественский)

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримой опять покроют воды…

(Ф.Тютчев)

Задачb, поставленная перед учащимися:

1.активно участвовать в конференции, записать на уроке ответы на вопросы:

В чем причина загрязнения воздуха?

Почему возникают кислотные дожди и каковы их последствия?

Какие существуют способы защиты воздуха?

2.Создать экологическую эмблему.

II. Географический диктант на понимание терминов, необходимых для изучения нового материала.

1.Система наблюдения и оценки состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий (мониторинг).

2.Ядовитый туман (смог).

3.Комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества (охрана природы).

4.Неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушение нормального хода природных процессов (стихийные явления).

5.Охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности (заказники).

6.Навечно изъятые из хозяйственного использования территории, на которых охраняется весь природный комплекс (заповедник)

III. Работа над материалом урока.

Вступительное слово учителя.

Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Экологическая ситуация во многих районах очень острая. Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезней людей.

Как выдумаете, может ли планета заболеть?

Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.

Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы детей)

Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.

«Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.

Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Послушаем доклад о причинах загрязнения воздуха.

1.Загрязнение воздуха

Причины загрязнения воздуха (сообщение учащегося с показом презентации)

Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей” .

Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:

автомобильные выхлопы

промышленные выбросы в атмосферу

Курение

радиационная опасность

Как же защитить воздух?

1.Локальные средства - высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня застоя воздуха. Это позволяет уносить отходы от центра производства.

2.Электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма.

3.Регулирования выхлопов автотранспорта.

4.Озеленение (одно дерево собирает30 кг пыли. Уменьшает шум, в 5 раз и поглощает углекислоту, хлор, свинец, окись серы.)

Загрязняется не только воздух, но и воды морей, рек, озер, подземные воды.

2. Загрязнение воды

«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Леонардо да Винчи.

Жизнь начинается с воды!

Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:

загрязнение горючими и смазочными веществами

различный мусор

отходы промышленных предприятий

3.Экологические проблемы Ростовской области

Экологическое состояние Азовского моря

Редкие и исчезающие растения Дона

Экологическая ситуация с. Егорлыкской

4 . Последствия загрязнения окружающей среды

гибель животного мира

заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами увечья человеческого

нарушение экосистемы

Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?

5. Меры по охране окружающей среды . Международное сотрудничество по охране природы».

А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди?

Есть международные организации - это «Гринпис» и « Международный союз охраны природы»)

Чем они занимаются?

Кроме этих международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли. Основная цель данных организаций - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

6.Создание проекта экологической эмблемы на ватмане и его защита.

IV. Итог урока.

Какие экологические проблемы России мы сегодня рассмотрели?

Какова главная причина загрязнения окружающей среды?

Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера "Про всех на свете":

Все-все на свете - на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны:
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем то не дружны -
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.